• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Конец великого реализатора. Правительство расправилось с "Укрспецюстом"

Реклама на dsnews.ua

После долгих лет безуспешной борьбы с рынка арестованного имущества наконец убрали самого мощного и самого скандального игрока, чье имя фигурировало едва ли не в каждом конфликте вокруг теневой приватизации наиболее ликвидных государственных активов, а также неоднократно всплывало при упоминании о коррупционных схемах реализации залогового и конфискованного имущества. Теперь возможны два варианта развития событий: либо Минюст создаст аналогичную структуру с новыми людьми, либо согласится допустить к продажам отчуждаемого по решению судов имущества всех желающих.

Комментируя решение о ликвидации "Укрспецюста", премьер Юрий Ехануров спрогнозировал, что уже в ближайшее время "будут поданы судебные иски о том, какая это хорошая структура". Юрий Иванович явно знал, о чем говорил. Созданное в 1999 г. предприятие, которое должно было содействовать исполнительной службе, налоговым, таможенным и правоохранительным органам в сохранении и реализации конфиската, едва ли не каждый год оказывалось в центре самых громких скандалов.

В июне 2000 г. "Укрспецюст" "отличился" реализацией части активов "Донецкобл-энерго" (наиболее прибыльных линий электропередач) за мизерный, по меркам энергетиков, долг в 25 млн грн. перед госпредприятием "Облавтодор". Покупателем стала неприметная фирма ООО "Сервисинвест". Менее чем через год с легкой руки спецпредприятия с молотка ушли по смешной цене энергосети "Луганскоблэнерго" по долговому иску госпредприятия "Энергорынок" (тогда они достались Укрсоцбанку). Но, пожалуй, самым резонансным событием 2001 г. стала теневая приватизация "Донбассэнерго", успешно завершившаяся продажей через "Укрспецюст" трех тепловых станций за смешную сумму в 125 млн грн. Кстати, в это время нынешний глава "Укрспецюста" Евгений Глод как раз руководил Донецким филиалом спецпредприятия. К не менее славным достижениям реализатора можно отнести продажу Белоцерковского шинного завода "Росава" за 4 млн грн., а также активную помощь государству в избавлении от своих активов в Черноморском морском пароходстве, когда катера уходили с торгов по цене резиновой лодки, а исторические здания в центре Одессы — по цене крохотной квартирки.

Все эти подвиги легко сходили "Укспецюсту" с рук, несмотря на многочисленные попытки ликвидировать вредную для государства структуру (в разное время инициатива исходила от прокуратуры, специальной комиссии по приватизации при Верховной Раде, Фонда госимущества). Свое детище активно защищал Минюст, предлагая отделить полезную деятельность предприятия от махинаций его отдельных работников. К тому же и у самого спецпредприятия были железные аргументы в свою защиту — стартовую цену продаваемого имущества определяло не оно, а оценщики или, в крайнем случае, исполнительная служба. А то, что активы попадали в нужные руки, легко списывалось на непредсказуемость торгов. В итоге "Укрспецюсту" до сих пор удавалось отделываться легким испугом в виде уголовных дел против отдельных руководителей и сотрудников региональных отделений и штрафами АМК за антиконкурентную продажу арестованного имущества. Главный удар был нанесен предприятию несколько лет назад — не став дожидаться окончания судебных разбирательств, Минюст лишил его монопольного положения на рынке продаж арестованного и конфискованного имущества.

В 2002 г. иск о признании незаконными нормативов Минюста, ограничивающих возможности других фирм организовывать такие продажи, подали две риэлторские конторы — НПК "ООО "Тект-Приват" и ТДО "МАРТ". Как стало известно "ДС", эти фирмы тогда активно консультировал Сергей Головатый, в то время возглавлявший юридическую фирму "Українська правнича фундація", а Юрий Єхануров, бывший в то время почетным президентом одной из общественных организаций предпринимателей, не раз выступал с обвинительными речами в адрес "Укрспецюста". Тем не менее и после того, как на рынок допустили других операторов, минюстовское предприятие реализовывало через свои отделения около 40% конфиската (наблюдатели говорят, что в число избранных просто попали карманные коммерческие фирмы).

Несомненно, в должности министра юстиции у г-на Головатого появилось больше возможностей отстоять свою позицию по поводу дальнейшего существования "Укрспецюста". Тем более что долго искать повод закрыть предприятие ему не пришлось. По словам Сергея Головатого, сумма доходов госпредприятия в 2004 г. составила 18,1 млн грн., из которых на собственные нужды оно потратило 17,8 млн грн., в 2005 г. из 19,6 млн грн. "проело'19,3 млн грн. В казну же за два года "Укрспецюст" перечислил лишь 630 тыс. грн. Подозрения у министра вызвало и само финансирование "собственных нужд". В предыдущем году предприятие потратило 4,6 млн грн. на приобретение новой компьютерной техники, 4,5 млн грн. — на аренду помещения, 1,7 млн грн. — на информационно-консультационные услуги, а еще 170 тыс. грн. в качестве благотворительной помощи перечислило управлению Службы безопасности Украины в Черновицкой области. "Все материалы будут направлены в МВД для принятия соответствующих мер", — резюмировал г-н Головатый.

Наблюдателей же теперь интересует иной вопрос — кто займет место ликвидированного "Укрспецюста" под солнцем. "Самый худший из возможных вариантов — создание некой новой структуры с аналогичными функциями и возможностями. Место для нее фактически расчищено. Министерство юстиции до сих пор не провело конкурса по отбору уполномоченных компаний, имеющих право реализовывать арестованные активы в этом году. Пока, по договоренности с исполнительной службой, торги организовывают фирмы, которые делали это в прошлом году. Наиболее же оптимальный путь — разрешить работать на рынке всем. А тендеры организовывать на право проведения конкретных торгов", — рассказал "ДС" директор Киевского представительства Украинской риэлторской группы Сергей Клименко.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua