• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Александр Шлапак: "Мы начинаем избавляться от болезни, которую раньше считали вечной — криминализации НДС"

Реклама на dsnews.ua

В последнее время исполнение бюджета является одной из самых больших загадок нашей экономики. При явно недотягивающих до плановых показателях развития страны Минфин победоносно отчитывается о достаточном наполнении казны и финансировании всех социальных расходов. В то же время аналитики и оппозиция пугают бюджетным коллапсом и из месяца в месяц пророчат, что деньги вот-вот закончатся. Что происходит на самом деле "ДС" с цифрами в руках сообщил председатель Госказначейства Александр Шлапак.

ДС — Александр Витальевич, поговаривают, что в вашем ведомстве деньги теряются. Например, в профильном парламентском комитете нам рассказали о 2–4 млрд грн. от продажи "Криворожстали", которые "неизвестно где болтаются".

— Мы получили за меткомбинат 24,2 млрд грн. и тут же вернули прежнему владельцу 4,26 млрд грн. Получается, что в казначействе осталось 19,94 млрд грн., из которых в общий фонд поступило почти 19,9 млрд грн., а в специальный фонд в качестве оплаты услуг Фонда госимущества — 40 млн грн. Вот деньги, которые попали к нам в конце прошлого года. Далее часть из них использовалась для финансирования прошлогоднего дефицита бюджета — 1,6 млрд грн. были потрачены на покрытие дефицита Пенсионного фонда и 1,132 млрд грн. — на досрочный выкуп остатков процентных облигаций внутреннего государственного займа.

ДС — А сколько составил переходящий остаток на начало года?

— 17 млрд 15 млн грн., с этой цифры мы и начали год. Обратите внимание, что в первой декаде месяца обычно денег в казну не поступает, основной доход мы получаем в третьей. На 10 января на едином казначейском счете находилось 15,848 млрд грн., к 1 февраля сумма возросла до 19,479 млрд грн. Та же тенденция прослеживалась и в феврале — нам удалось закончить месяц с более чем 19 млрд грн. на счету. В марте в основном из-за выплат по внешним долговым обязательствам и необходимости профинансировать дефицит бюджета к концу месяца на счету осталось 16,323 млрд грн. По состоянию на 10 апреля у нас на счету находится 15,607 млрд грн., но, как я уже говорил, это только первая декада, и мы рассчитываем наверстать упущенное к концу месяца.

ДС — Сейчас Министерство финансов, профильный парламентский комитет и эксперты расходятся в оценках дефицита бюджета. Во сколько его оценивает казначейство?

— Если говорить о разнице между доходами и расходами, то в январе оба показателя были практически одинаковыми —в районе 5,7 млрд грн., в феврале кассовый разрыв составил 540 млн грн., а в марте при доходах в 6,7 млрд грн. было израсходовано порядка 9,2 млрд грн. По плану мы должны были профинансировать в январе–феврале 5,876 млрд грн. дефицита, а фактически эта сумма составила 3,211 млрд грн. Одновременно мы профинансировали еще 1,7 млрд грн. внешних обязательств и приобретение ценных бумаг на 100 млн грн., погасили 245 млн грн. внутренних обязательств. Потратили с единого казначейского счета 5,2 млрд грн. Вы спросите, почему на счету осталось не 12, а 16 млрд грн. Ведь, как я говорил, на начало года было около 17 млрд грн. Дело в том, что изменяется показатель общего фонда госбюджета, а деньги на казначейском счету все равно остаются. Вот посмотрите, мы постоянно кредитуем местные бюджеты — их доля в пассивах казначейства с начала года выросла почти в два раза — с 2,9 до 4,8 млрд грн., да и специальный фонд тоже вырос с 2,2 до 3,2 млрд грн. — доходы идут, а тратить их пока не успеваем. Кроме того, на счетах распорядителей, которые также включаются в единый казначейский счет, сейчас находится порядка 1,6 млрд грн. Эта ситуация показывает, что пока мы держимся в достаточно приемлемых параметрах, даже, на мой взгляд, хороших — ведь экономия по финансированию дефицита составляет более чем два с хвостиком миллиарда. Пока в стране с корсчетом все в порядке.

Реклама на dsnews.ua

ДС — Получается, что расходная часть финансируется не в полном объеме. Это последствия вашей экономной политики или, как говорит министр финансов, "ведомства сами виноваты", мол, программы не составили и денег не тратят?

— И то, и другое. Я год как казначей, начинаю впервые, и для меня достаточно странной является ситуация, когда на 1 апреля по 54 программам из 400 не утвержден порядок финансирования. Три месяца прошло, хотя по закону о госбюджете на это дается 60 дней. Составить такие программы несложно, тем более что большинство из них повторяют программы 2005 года. Всего в первом квартале 2006 года мы выделили главным распорядителям бюджетных ассигнований 24,5 млрд грн. при плане 24,8 млрд грн., казалось бы, недоплатили порядка 300 млн грн. Однако сами распорядители за этот период из выделенных средств не распределили 258 млн грн. Среди них Минобороны — 99,7 млн грн., Минздрав — 17 млн грн., МинЧС — 21,7 млн грн. и Государственная судебная администрация — 9,4 млн грн. По нашим оперативным данным, к началу этого месяца распорядители провели кассовые расходы на сумму 22,6 млрд грн., а бюджетные средства в размере 1,6 млрд грн. остались на их счетах. И тогда появляется еще одна проблема, гораздо более серьезная — 1,6 млрд грн., которые на нынешний день, по нашим планам, должны быть использованы — отправлены в реальную экономику, сегодня висят на счетах.

ДС — Так Госказначейство со всеми рассчиталось в первом квартале?

— Текущие расходы у нас недофинансированы на 83,6 млн грн., межбюджетные трансферты — на 50 млн грн. Но благодаря эффективной долговой политике Минфина нам удалось сократить расходы по обслуживанию госдолга и его погашению на 306 млн грн., а это уже реальная экономия. Дальше финансирование по активным операциям и предоставлению кредитов на 55,1 млн грн. Всего получается 494,9 млн грн. А вот переплатили мы за первые три месяца 25 млн грн. дотаций выравнивания регионам, просто рассчитать ее достаточно сложно. Но это не страшно, потом, в последующие месяцы, просто недоплатим тем регионам, которым переплатили в первом квартале.

ДС — По итогам первого квартала по статье "другие поступления" в казну было собрано почти 500 млн грн. Кто принес бюджету эти деньги?

— Основные бюджетные поступления, согласно статье 8 Бюджетного кодекса, обеспечивают контролирующие субъекты: ГНАУ, Гостаможслужба, НБУ, еще часть — это сборы в местные бюджеты, а остальное проходит по упомянутой графе. Вот, с миру по сосенке, 30 млн грн. поступления от продажи земли, 44 млн грн. — от Секретариата ООН за наших миротворцев, потом — плата за выдачу лицензий и разрешений. Так потихоньку и набираются эти самые "другие поступления" в размере 429 млн грн. И то, что по этой графе у нас наблюдается перевыполнение плана на 6 с лишним тысяч процентов, объясняется просто: мы уже научились прогнозировать поступления от налогов, а вот такие, скажем, как "выдача дубликатов лицензий на пользование радиочастотным ресурсом" — пока нет.

ДС — Отчасти свой провал по сборам налогов ГНАУ перекрыла недовозмещением НДС. Сколько недоплатили предприятиям?

— С прошлого года у нас осталось порядка 750 млн грн. невозмещенного НДС. На сегодняшний день — около 404 млн грн., 317 млн грн. из которых не возместили в марте. Такого порядка цифр у нас не было уже очень давно.

ДС — Компании жалуются, что за возмещение НДС налоговая неофициально требует обеспечить определенный объем отчислений налога на прибыль. А как же существующие правила возврата денег из казны?

— Моя задача заключается в том, чтобы данные, которые приходят из таможни, были подкреплены деньгами, чтобы средства на возмещение имелись в региональном отделении Госказначейства. Еще одна составляющая процесса возмещения — наличие выводов о законности операции от налоговой. Если они там начинают толкаться животами: "Где ваша прибыль?" — разберутся, я в этом уверен. На сегодняшний день важно другое, мы все вместе начинаем избавляться от болезни, которая, как я раньше думал, будет для нас вечной — с самым криминализированным налогом.

    Реклама на dsnews.ua