• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Дело Гонгадзе раскрыто на 99,6%

Реклама на dsnews.ua

Cенсационное признание Юрия Смирнова в минувший вторник о раскрытии убийства Георгия Гонгадзе вызвало такой резонанс, что его можно, пожалуй, поставить в один ряд с заявлением Александра Мороза о наличии у него записей прослушивания Президента.

Под каким углом зрения ни смотри — профессиональным или политическим, заявление генерала Смирнова о том, что в руках правосудия находятся убийцы убийц Гонгадзе, вызывает вопросов намного больше, чем дает ответов. Первый (касаемо политической составляющей этого события): сознательно ли Юрий Смирнов спровоцировал всплеск политического ажиотажа вокруг уже поднадоевшего общественности дела Гонгадзе?

Нового министра внутренних дел уже обвиняли в излишнем популизме. Чего стоят только его заявления о том, что "через два месяца все уголовные авторитеты будут сидеть", и что он инициировал небывалую в истории министерства кампанию по чистке от коррупционеров и преступников в погонах. А о давно назревшем глобальном реформировании своего ведомства Смирнов говорит не, как его предшественник, в будущем времени, а как о уже свершающемся факте.

Наконец, Юрий Александрович не устает заявлять о взятом им курсе на беспрецедентную открытость своего министерства для прессы: его ноу-хау — приходить на пресс-конференции с заместителями и начальниками главков, которым он тут же отдает распоряжения. Все это, безусловно, свидетельствует о стремлении поднять пошатнувшийся имидж правоохранителей. Но все же является ли его сенсационное заявление очередным тщательно спланированным ходом в своей PR-кампании? Это еще один интересный вопрос, учитывая, что свое признание он сделал в перерыве коллегии министерства в присутствии двух журналистов — корреспондента государственного информагентства и сотрудника Центра общественных связей министерства, который и передал сногсшибательную новость в агентство "Интерфакс-Украина". Сразу же после этого сообщения в ЦОС министерства обрушился шквал звонков, но каких-то новых комментариев получить не удалось. Министр, по словам работников ЦОСа, был занят. Юрий Смирнов, судя по всему, преднамеренно не показывался на люди. На следующий день информацию министра подтвердил и его первый зам, бывший руководитель УБОПа Николай Джига. Правда, он в это время находился на международной конференции далеко за пределами Украины, а поэтому каких-то более развернутых комментариев и от него получить не удалось. Кстати, Леонид Кучма за день до этого сказал, что, по его информации, дело Гонгадзе практически раскрыто, но не поведал никаких подробностей.

Судя по всему, скандальное заявление было все же экспромтом, цель которого — набрать очки в глазах и Президента, и общественности, а также обскакать прокуратуру. Последняя устами заместителя Генпрокурора Николая Обихода уже высказала свое, мягко говоря, удивление.

Что же касается сути дела, то главный вопрос: что дало Смирнову основания утверждать, что убиенные расправились с Георгием Гонгадзе из "хулиганских побуждений"? Это в том случае, если принять на веру, что задержанные, о которых говорил Смирнов, действительно убили тех уголовников, которые убили Гонгадзе.

Ведь если исполнители убийства ликвидированы, то на первый план выходит абсолютно очевидное предположение: а не были ли они нанятыми киллерами, которых, как правило, убирают сразу же после выполнения заказа? Вспомнить хотя бы другие громкие дела о заказных убийствах — по заявлениям правоохранителей, убийцы Евгения Щербаня, Владислава Листьева, Вадима Гетьмана и других мертвы.

Реклама на dsnews.ua

Еще одно ошеломляющее обстоятельство: зачем обычные хулиганы нарисовали план места, где был спрятан труп Гонгадзе, да еще и носили его постоянно с собой, и который, по словам Смирнова, был найден при них?! И что это за уголовные авторитеты (какие-то "Циклопы" и т. д.), о которых, во-первых, никто никогда не слышал. А во-вторых, уж очень неправдоподобно выглядит, что серьезный авторитет идет на "мокруху" просто от нечего делать, по "хулиганке"? Вот тут нужно вспомнить о прокуратуре — именно она ведет следствие и, как сказали бы журналисты, обладает эксклюзивными правами на комментарии о ходе расследования. Замгенпрокурора Николай Обиход в мягкой форме в тот же день дал понять, что подобные заявления совершенно не входят в компетенцию министра МВД. И более того, дело еще не закрыто.

Тут очень важно вспомнить, что еще несколько недель назад тот же Юрий Смирнов заявил на пресс-конференции, что следствие по делу Гонгадзе зашло в тупик! Обиход пообещал, что по возвращении из отпуска, в 20-х числах мая, его коллега Алексей Баганец, который курирует следствие, даст компетентный комментарий о состоянии дела.

Но, пожалуй, главный профессионально-политический вывод из заявления Смирнова — если все действительно обстоит так, как уверяет министр, то для власти это более чем выгодно. Во-первых — никакой политики, а во-вторых — никакого громкого процесса над убийцами журналиста, а значит, и лишнего ажиотажа с демонстрациями и выступлениями оппозиции.

Но если это так, то возникает вопрос, так не сделал ли Юрий Смирнов медвежью услугу власти, поспешив с таким удобным для нее, но неубедительным с профессиональной точки зрения заявлением?

Тимошенко оставили на свободе

Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины в прошедший вторник оставила в силе решение Печерского районного суда столицы об освобождении Юлии Тимошенко из-под стражи. Напомним, что в свое время Киевский городской суд отменил решение Печерского районного суда об освобождении Юлии Владимировны. После этого адвокат Тимошенко обжаловал это решение в Верховном Суде. Теперь согласно закону Генеральная прокуратура может опротестовать решение Верховного Суда. Соответствующее заявление Генпрокуратура сделала, заявив, что может воспользоваться своим правом. В то же время адвокат Тимошенко Виктор Швец считает, что у Генеральной прокуратуры нет причин опротестовывать это решение. Свою убежденность Виктор Швец обосновывает, кроме всего прочего, решением российской прокуратуры закрыть дело Тимошенко, несмотря на его широкую огласку в России.

Многие аналитики считают, что Генпрокуратура не будет подавать протест, так как повторный арест, тем более в период перед выборами, когда это только может сыграть на руку Тимошенко, нереален. Но с другой стороны, Генпрокуратура должна сберечь свое лицо. Если протеста не будет — это значит, что высшие должностные лица прокуратуры ошибались и больше того — выполняли чье-то задание. Кроме этого, внеся протест, судебную волокиту можно растянуть на довольно длинный промежуток времени. А это даст возможность держать Тимошенко в подвешенном состоянии.

Соб. инф.

    Реклама на dsnews.ua