• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Прыщ — ключ к делу Гонгадзе?

Реклама на dsnews.ua
Почти четыре месяца прошло с момента назначения Юрия Смирнова министром внутренних дел. Хорошо запомнились его первые заявления, свидетельствующие о желании добиться небывалых успехов на своем месте. Заявляя о намерении избавиться от действительно влиятельных лидеров организованных преступных группировок (ОПГ), Юрий Смирнов получил шанс доказать, что его работа качественно отличается от деятельности Юрия Кравченко.

Наследство министра-долгожителя
Отставной министр, к его чести, смог вывести Украину из того криминального кризиса, в котором она находилась в середине 90-х. То был период, когда клички авторитетов в своем регионе знал каждый ребенок, а их влияние на местную политику было едва ли не бoльшим, нежели у мэров и губернаторов. Ситуация стала критической, когда лидеры крупных ОПГ начали окультуриваться и пошли во власть. В какой-то момент наверху поняли, что глобальной чистки не избежать, и Кравченко взялся за дело с хваткой бульдога.

Миссию очищения Украины МВД начало с "бандитского Крыма" и добилось-таки своего. Кого смогли — посадили, остальные подались в бега. Затем волна глобальных чисток прокатилась по всей Украине, достигнув Киева. Громкие имена замелькали в криминальной хронике. Окончательно были уничтожены ОПГ "Москвы", "Купца", "Фашиста" и даже "Савлохи".

В 2000 г. количество громких дел катастрофически уменьшилось, а руководители министерства обучали журналистов новому тезису: "В Украине нет ОПГ". Это, естественно, не означает, что с преступностью было покончено, — в стране то и дело возникали мелкие банды отморозков, которые периодически обезвреживало МВД, а действительно сильные авторитеты вышли на совершенно иной качественный уровень. За каждым из известных, но недосягаемых для Кравченко лидеров ОПГ стоял тот или иной влиятельный политик. Ситуация максимально зацементировалась и могла оставаться в таком состоянии бесконечно долго. Наступил так называемый период статистики.

Бесконечные отчеты и цифры являлись "коньком" структуры МВД еще при Союзе, но в то время ежегодные показатели раскрываемости, снижаемости и сажаемости были доведены до абсурда. К примеру, ГУБОП в своих годовых отчетах оперировал 10-тысячными цифрами раскрытых преступлений, в то время как структура, призванная вести действительно убойные дела, занималась мелочовкой, что и создавало в целом благоприятную статистическую картину.

Шанс Юрия Смирнова
"Кассетный скандал", который косвенно помог Юрию Смирнову стать министром, повлек за собой кардинальный перераздел в сферах властного влияния. Потеряли былую силу некоторые финансово-политические группировки, слетели со своих должностей некоторые влиятельные люди. С приходом нового министра заговорили о необходимости отказа от порочной практики рапортовать о высоких статистических показателях, оставляя при этом за кадром по-настоящему серьезные дела. Но в положении Смирнова тянуть с осуществлением обещаний нельзя — ему необходим блицкриг. Ведь дело Гонгадзе и "пленки Мельниченко" уже не являются основным фактором, делающим украинскую политику, а ослабленные политики вновь укрепляют свои позиции.

Валерий Прыщик — первая ласточка?
На прошлой неделе в СМИ просочилась информация о задержании уголовного авторитета Прыща, находившегося в розыске еще с 1999 г. и подозреваемого в организации ряда тяжких преступлений, совершенных членами его ОПГ. С опозданием на день министерский ЦОС подтвердил этот факт, однако, как стало известно позднее, информация о задержании бандита была засвечена слишком рано. Преждевременный шум в прессе может помешать ведению оперативно-следственных действий, и теперь болтливым людям в погонах грозит служебное расследование.

Реклама на dsnews.ua

Доказательная база против Прыщика, как говорят, довольно сильная. Так что длительная отсрочка с его задержанием объясняется отнюдь не тем, что следователи "плавают" в его деле. Это, а также нежелание "светить" задержание Прыща мотивировано, как говорят, его связями с влиятельными людьми. И хотя они уже утратили былую силу, для многих памятен случай с авторитетом Черепом, которого после высокого вмешательства все же пришлось вскоре после ареста отпустить.

Защитник Прыщика Иван Сможаник уверен, что дело против его клиента связано с борьбой за контроль над Троещинским рынком, и грозится, что оно будет вынесено на рассмотрение парламентского Комитета по борьбе с оргпреступностю и коррупцией. (Кстати, Иван Сможаник является внештатным советником этого комитета.) Учредителями Троещинского рынка являются сам Валерий Прыщик, его жена и брат. В течение последних месяцев было арестовано несколько членов его группировки, кроме этого, арестован замдиректора рынка Александр Лищенко.

Перспективное дело
Но не очищение Киева от криминала главный выигрыш генерала Смирнова. Как стало известно, по одной из версий Прыщ мог быть причастен к убийству журналиста Гонгадзе. Официально об этом пока не говорят. Но...

Хотя министр вынужден был с парламентской трибуны признать, что его заявление о раскрытии дела Гонгадзе было преждевременным, он по-прежнему считает озвученную версию наиболее перспективной. Такого же мнения придерживается и Генпрокурор. Речь идет о двух "бандитах среднего уровня" — Циклопе и Матросе, которые якобы убили Гонгадзе, а затем были убиты сами.

Как сообщили некоторые СМИ, со ссылкой на источники в МВД, и Циклоп, и Матрос входили в банду Прыща. Кроме того, ранее чиновники из Генпрокуратуры заявляли о том, что разрабатываются версии о причастности к убийству Гонгадзе двух киевских ОПГ, причем речь не идет об авторитете по кличке Кисель, упоминавшемся сразу после исчезновения журналиста. (По данным ГУБОПа, в столице осталось всего четыре действующие ОПГ — "Татарина", "Черепа", "Киселя" и "Прыща".) Не нужно забывать, что для Смирнова довести дело Гонгадзе до победного конца — шанс добиться уровня влиятельности Кравченко.

Сегодня, несмотря на некоторые проколы в общении министра со СМИ, его положение остается достаточно стабильным. После отставки Ющенко вариант смены министра ВД даже не обсуждался. Да и реальной замены Смирнову сегодня нет: позиции первого замминистра Николая Джиги ослаблены многочисленными просчетами в разгар "кассетного скандала", глава ГУБОПа Михаил Корниенко нужен на своем месте, главный милиционер Днепропетровщины Геннадий Москаль пересел в кресло закарпатского "генерал-губернатора"...

    Реклама на dsnews.ua