• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Серпом по молоту

Реклама на dsnews.ua

Россия бурно отреагировала на недавние заявления Грузии и Украины о возможности выхода из СНГ. Не дожидаясь окончательного решения "бунтарей", Белокаменная задействовала экономические рычаги в отношении Киева. Кремль в одностороннем порядке денонсировал один из базовых двусторонних договоров, принятых в рамках Содружества, — украинско-российское Соглашение о производственной кооперации. Это закреплено постановлением правительства РФ от 27 мая, отменяющим действовавший до сих пор порядок взимания НДС и акцизов с товаров и услуг, поставляемых в рамках производственной кооперации при расчетах между хозяйствующими субъектами государств–участников СНГ. Он был дополнением к украинско-российскому двустороннему договору о производственной кооперации от 1998 г., который, в свою очередь, развивал принятое в 1993 г. многостороннее ашгабатское соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств–участников СНГ". Его можно назвать хребтом постсоветской интеграции. Документ освобождал все предприятия, принимавшие участие в совместном производстве в рамках единых производственных циклов бывшего СССР, от уплаты налогов и таможенных пошлин при трансграничной торговле. Действовавшее правило было выгодно всем. Но если из России к нам завозились товары, которых и без того у Украины было в избытке, то большинство украинских поставок северному соседу не имели аналогов на российском рынке. А потому $200 млн ежегодных потерь Киева блекнут на фоне миллиардных утрат Москвы, на которые она подвигла себя сама.

По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2004 г. льготные поставки в украинско-российской торговле составили $2 млрд из всего $19-миллиардного торгового оборота между двумя странами. После смены пророссийского режима Леонида Кучмы РФ по вполне понятным причинам решила снизить объем льготной торговли с Украиной. Первоначально его планировалось довести до уровня не выше $330 млн, но по итогам 2005 г. льготный товарооборот не дотянул и до этой отметки. Под действие преференций подпадали в основном товары оборонной и тяжелой промышленности. В пропорции 60:40 соответственно. Из России к нам завозилось преимущественно то, чего у Украины и так в избытке: железорудные окатыши, кокс, чугун, стальные полуфабрикаты, прокат и изделия из черных и цветных металлов. При этом из Украины в Россию без пошлин и НДС в основном шли товары, которые зачастую не имеют аналогов российского производства, но относятся к разряду стратегических для экономики северного соседа. Это, прежде всего, угольный пек, пековый кокс, свинец, а также штрипсы и трубы большого диаметра, губка титана и графитовые электроды. Три последние товарные позиции считаются монополией нескольких украинских предприятий (соответственно ОАО "ХТЗ", казенного "ЗТМК" и ЗАО "Интерграфит").

Так что нынешняя денонсация Ашгабатского соглашения принесет куда больше проблем Москве, чем Киеву, особенно в части оборонной кооперации. В ходе развернувшейся в российской прессе полемики вокруг очень популярного ныне в Москве вопроса "как бы еще надавить на оранжевый Киев" министр обороны РФ Сергей Иванов приоткрыл занавес секретности над тайнами украинско-российской оружейной торговли. "К 2005 году в рамках кооперационных схем СНГ и льготной торговли продукцией военного назначения работало 1330 предприятий РФ и Украины. В общем объеме украинского оборонного импорта доля нашей страны составляла 22,8%, доля российского рынка для украинского экспорта составила, по различным оценкам, от 50 до 60%. В целом оборонный российско-украинский товаропоток насчитывает 7–8 тысяч наименований", — сообщил он.

Пытаясь припугнуть Киев ограничением военных закупок и отменой льготной торговли, официальные лица Кремля стеснительно замолкают, когда речь заходит о сравнительной ценности украинских и российских поставок для обороны двух стран. Ни малейшей утечки информации на сей счет смелая Москва почему-то не допускает. Даже при поверхностном подсчете оказывается, что ущерб Украины от сворачивания оборонной кооперации может составить порядка $200 млн в год. Причем почти все убытки распространятся на сферу совместного украинско-российского экспорта в третьи страны. В то же время Россия потеряет более $2 млрд в год из-за критической необходимости поиска инвестиций в строительство замещающих украинские поставки производств, без которых рухнет российская оборона.

Так, по официальной статистике 2004 г. (наиболее бурного для льготной украинско-российской оборонной торговли), крупнейшей торговой операцией была продажа России последней партии межконтинентальных баллистических ракет железнодорожного базирования SS-24 Skalpel, которые наша страна продолжала производить для РФ вопреки заявленному безъядерному статусу (в 2003–2004 гг. "Южмаш" продал северному соседу 29 ядерных ракет этого типа). Второй по стоимости льготной торговой операцией того времени назывались услуги Украины по продлению технического ресурса партии российских баллистических ракет SS-18 Satan. По различным данным, в ходе этой сделки на территорию безъядерной Украины для регламентного ремонта и переоборудования было ввезено около 20 этих ракет.

Значимой и незаменимой для России торговой операцией стала поставка ОАО "Днепромашзавод" и николаевским "УКРТИ" оборудования дальней радиолокации для российской противоракетной базы "Волга" в белорусском пгт Барановичи (следующим подобным контрактом в 2005 г. должно было стать укомплектование Украиной аналогичной противоракетной станции на Дальнем Востоке). Кроме перечисленных уникальных "ракетных" товарных позиций Украины на российском оборонном рынке, в 2003–2004 гг. порядка $300 млн в год приходилось на льготные поставки украинских авиадвигателей к российским вертолетам Ми-17, Ми-35 и противолодочной амфибии Бе-200. Монопольные товарные ниши в этом секторе занимают запорожские "Мотор Сич" и КБ "Прогресс". Также монополию на рынке России в 2004 г. продолжали сохранять три украинских завода — николаевский "Машпроект" (эксклюзивный разработчик судовых и энергетических газовых турбин большой мощности); киевский "Артем" (эксклюзивный производитель авиасистем бомбометания); донецкий "Точмаш" (монополист в производстве снарядов для корабельных орудий, гаубиц и противотанковых ракетных комплексов).

Во сколько обойдется России строительство новых подобных замещающих предприятий, подсчитать очень трудно: может набежать сумма, вполне сопоставимая с многомиллиардным нефтяным стабилизационным фондом, изрядно пополненным Россией вследствие высоких цен на нефть. Но строить их все же придется, поскольку после нынешней денонсации Ашгабатского соглашения украинское оружие будет обходиться России буквально втридорога.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua