• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Парламентские торги

Реклама на dsnews.ua

Так уж сложилось, что практически все судьбоносные решения последних лет принимались не на гребне революций и не были молниеносным ответом на какие-то злободневные проблемы. Все решения были приняты от усталости.  Две-три недели  политический бомонд, бывало, содрогался от всевозможных слухов, ничего не решающих переговоров, в конце концов, утомительных застолий. И вот в тот момент, когда все чувствовали, что запутались окончательно, принималось решение.

"Наша Украина"
На прошлой неделе в парламентской гонке наконец-то стартовала "Наша Украина". На первое заседание фракции в Киево-Могилянской академии пришли чуть более ста депутатов. Виктор Андреевич впервые за последнее время выступил с довольно жесткой критикой власти и заявил, что победителем выборов стала "Наша Украина" и именно на базе этого блока необходимо создавать большинство. В любом другом случае нашеукраинцы в большинство не войдут и комитеты делить не будут. Лидеры всех партий, вошедших в блок, однозначно заявили, что в парламенте должна работать единая фракция. Правда, руховцы Удовенко (от них выступал Юрий Ключковский) о единой фракции заявили как-то уж очень расплывчато, и понять, чего они хотят — фракции "Наша Украина" или отдельной фракции Руха, — пока сложно. В целом они занимают традиционную для себя позицию — обижаться до последнего с тем, чтобы потом попробовать что-то выторговать. После официального собрания Виктор Ющенко оставил в зале депутатов и, как говорят, попросил в первую очередь бизнесменов не поддаваться давлению извне и из фракции не выходить.

Но как бы то ни было, г-н Ющенко де-факто перешел в оппозицию. Мосты практически сожжены, и теперь он должен идти до конца. Первое, что сделает фракция, — предложит оказать недоверие Кинаху, при этом будет заявлено, что новым премьером должен стать Виктор Ющенко. В кулуарах многие депутаты уверены в провале этих вопросов — ну кому перед выборами президента нужен сильный противник-премьер? Наше-украинцам эта ситуация тоже на руку. Они будут разыгрывать сценарий — мы выиграли выборы, за Ющенко проголосовало почти семь миллионов украинцев, а олигархи не хотят его поставить премьером.

"За ЕдУ!"
Единственное, в чем уверены сегодня заединщики, — Литвин должен стать спикером. Владимир Михайлович сейчас работает над этим вопросом. Что касается самой фракции, то большинство лидеров партий, вошедших в блок, не сомневаются: огромная фракция — дело временное. Больше сомнений у этих же лидеров возникает, когда речь заходит о них самих. Михаил Гладий на одном из заседаний в обладминистрации заявил, что у него есть двадцать дней на размышление. При этом Иван Кириленко ушел в парламент, и вместо него уже назначили Сергея Рыжука. Лидер регионалов Владимир Семиноженко наконец-то осознал, что за роль свадебного генерала можно поплатиться креслом вице-премьера, и по-комсомольски отрапортовал: я хочу работать в Кабмине, но соглашусь с любым решением, какое предложит мне блок. Анатолий Кинах хочет любой ценой удержаться подольше в кресле премьера. А Василий Гуреев заявил, что выбирает парламент. Валерий Пустовойтенко пока отмалчивается.

Кроме парламентских хлопот, у блока есть еще одна проблема, связанная с руководством в Администрации Президента. Вопрос назначения нового главы Администрации — самый сложный кадровый вопрос, и в первую очередь для Владимира Литвина. Он чувствует себя пока что не очень уверенно, своего человека на этой должности оставить не может — такого просто не существует. Среди тех, кого называют реальными кандидатами, друзей г-на Литвина тоже нет. А называют Валерия Пустовойтенко (с которым у Литвина, мягко говоря, натянутые отношения), помощника Президента Сергея Левочкина (ставленник дончан), нардепа Дмитрия Табачника и Владимира Горбулина. Но пока это лишь предположения.

Социал-демократы
Чем всегда славились социал-демократы, так это умением извлечь выгоду из любой ситуации. В последнее время они активизировали переговоры с Александром Морозом. Говорить о каких-либо договоренностях рано, но вполне реально, что при определенных ситуациях эсдеки и социалисты смогут создать неожиданные союзы.

На что претендует СДПУ(о)? Во-первых, на место первого вице-спикера для Виктора Медведчука. Правда, на него же претендуют и коммунисты. Принципиальным остается вопрос сохранения комитета по информации и свободе слова. Учитывая наличие во фракции социал-демократов лидера УНКМО Владимира Рябики, который может рассчитывать на поддержку большинства парламентских фракций, вполне логичными могут быть претензии эсдеков на комитет по делам молодежной политики, физической культуры и спорта. Но малочисленность эсдековской фракции вряд ли позволит им претендовать на этот комитет, к тому же ради беспартийного г-на Рябики социал-демократы особенно стараться не будут. Также рассматривается вопрос о комитете национальной безопасности и обороны. В целом задача-минимум у эсдеков — сохранить все, что у них было в прошлой ВР.

Реклама на dsnews.ua

Задачей №2 для команды Медведчука является сохранение премьерского поста за Анатолием Кинахом, к назначению которого они (кстати, тоже при поддержке социалистов) имели непосредственное отношение. Интересно, что министру образования Василию Кременю, по слухам, было обещано сохранение должности в Кабмине.

Коммунисты
Похоже, что лидер коммунистов Петр Симоненко больше других поверил в наличие у них права решающего голоса. Его заявление о том, что коммунисты готовы принять участие в руководстве комитетами экономического, правового и гуманитарного направлений, на других участников переговорного процесса не произвело никакого впечатления. Две полуторачасовые встречи Петра Николаевича с Владимиром Литвиным были скорее разведкой боем, нежели попыткой договориться. В самой фракции прекрасно осознают, что кроме поста вице-спикера, в лучшем случае первого, для Адама Мартынюка, трех комитетов гуманитарной и социальной сферы, на большее рассчитывать не приходится.

Хотя при более удачных раскладах они могли бы претендовать на комитет по экономической политике, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций для Станислава Гуренко, но и у "Еды" на эту должность имеются не менее достойные кандидаты. Пока же реальные шансы у коммунистов на комитет по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов — для Петра Цибенко, комитет иностранных дел — для Бориса Олейника, или что-нибудь вроде комитета по охране здоровья, материнства и детства.

Интересно также то, что окончательно расстаться с креслом Генпрокурора решил Михаил Потебенько. Вполне реально, что он тоже может претендовать на руководство комитета по борьбе с оргпреступностью.

Известно, что в самой фракции коммунистов замечено укрепление партийной дисциплины. Временные результаты переговоров Петра Николаевича держатся в строжайшем секрете, а если и обсуждаются, то в узком кругу приближенных.

Вдобавок все отчетливее проявляется своеобразный раздел коммунистов на две группы: оптимистически-консервативную во главе с Петром Симоненко и более прагматичную, лидером которой можно назвать Георгия Крючкова. Учитывая, что (в силу разных причин) последнюю может поддержать и вновь избранный депутат Леонид Грач, авторитет и харизма которого не меньше, чем у г-на Симоненко, то в ближайшее время от коммунистов можно ожидать любых сюрпризов.

В целом все нынешние разговоры о будущем большинстве, руководстве парламента, численности фракций — это в первую очередь пока игра на выматывание себя и противника.

    Реклама на dsnews.ua