• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Железная такса Миттала. Акционеры Arcelor не выдержали испытания большими индийскими деньгами

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе сбылась давняя мечта металлургического магната Лакшми Миттала — индийский предприниматель купит Arcelor. Так можно обозначить решение акционеров европейской компании, которые 30 июня предпочли слиянию с российской "Северсталью" Алексея Мордашова объединение с металлургической корпорацией Mittal Steel Co. NV. Это решение поддержали 57,94% акционеров Arcelor при необходимых 50%+1 акция. Объединяющиеся металлурги уже успели придумать название новому предприятию — Arcelor–Mittal.

Arcelor была создана в 2001 г. в результате слияния трех корпораций: Usinor (Франция), Arbed (Люксембург) и Aceralia (Испания). Между акционерами этих компаний были распределены 56,5-, 23,4- и 20,1%-ные пакеты объединения соответственно. На протяжении пяти лет движение акций Arcelor, прописавшейся в Люксембурге, было достаточно интенсивным, и, по официальным данным компании, на сегодняшний день одними из крупнейших ее акционеров являются французский бизнесмен Ромэн Залески (7,4%), Герцогство Люксембург (5,6%) и испанский предприниматель Хосе Мария Аристрейн (3,4%). Приблизительно в таких же пропорциях распределены и остальные 85% ее акций. И если учесть, что среди акционеров компании достаточно большое количество "портфельных" инвесторов, которые больше заинтересованы в росте курса ценных бумаг, чем в долгоиграющих перспективах дальнейшего развития Arcelor, такой состав совладельцев превратил компанию из стального гиганта (производство стали достигает 50 млн т с годовым товарооборотом около 33 млрд евро) в уязвимый объект для враждебного поглощения конкурентами. Благодаря этому в январе 2006 г. ею заинтересовался Лакшми Миттал. "Компанией владеет большое количество акционеров, прямо не связанных с металлургическим бизнесом. Поэтому предложение Mittal Steel, поднявшее цены на акции Arcelor на фоне грамотно проведенной PR-кампании, было благосклонно воспринято совладельцами европейского металлургического гиганта", — считает эксперт "Держзовнішінформу" Украины Александр Сирик. По его словам, с точки зрения стратегии развития люксембуржцев, реализовывавшейся в последние годы, более логичным было бы слияние с "Северсталью" — обе компании традиционно сильны в производстве автомобильного проката. При этом политика Mittal Steel на данном этапе развития была в основном направлена на экстенсивное расширение мощностей, и объединение с Arcelor дает ей более чем трехкратное преимущество по сравнению с ближайшими конкурентами.

По мнению металлургов, слияние Arcelor с группой Mittal Steel приведет к серьезным изменениям в раскладе сил в Северной Америке и Европе, где сконцентрирована основная часть активов объединяющихся гигантов. Альянс Arcelor–Mittal нарушит условия конкуренции на рынке (антимонопольное законодательство ЕС), и, скорее всего, местные власти заставят компании продать часть своих активов. К примеру, уже сейчас правительство Польши сообщило Еврокомиссии о необходимости продажи некоторых объектов Mittal Steel в их стране (Лакшми Миттал является собственником четырех польских предприятий, занимающих 65% стального производства). "В 2005 г. Arcelor выпустил около 47 млн т стали, Mittal Steel — порядка 63 млн т, и совместное производство корпораций можно оценить на уровне 110 млн т. Но в этих цифрах не в полной мере учтены новые приобретения компаний, сделанные на протяжении 2005–2006 гг., а это еще 15–20 млн т стали. В результате их совокупные мощности могут достигать 130 млн т. Притом что в 2005 г. объем мирового производства стали составил 1,132 млрд т, новая компания займет около 11% продаж. Тем не менее после того, как они будут вынуждены что-то продать, порядок цифр в объеме производства останется приблизительно таким же, поскольку масштабы продажи производственных мощностей вряд ли превысят 5–7 млн т", — считают в департаменте по вопросам металлургического комплекса "Держзовнішінформу".

С одной стороны, по мнению экспертов, в целом слияние металлургов должно стабилизировать мировой рынок металла. С другой — серьезная концентрация всегда влечет за собой ослабление позиций более мелких металлургических компаний, к которым относятся и украинские. По словам Александра Сирика, для нашей страны появление такого крупного производителя стали чревато как усложнением условий работы на рынке отечественных предприятий, так и возникновением рисков на макроэкономическом уровне. "Объединенная компания появляется на одном из ключевых для экономики Украины рынков, и такие тенденции его развития создают для нашей страны опасность попасть в зависимость от узкого круга транснациональных корпораций, — утверждает г-н Сирик. — На уровне компаний слияние будет стимулировать уже активизировавшиеся в Украине процессы консолидации отрасли, так как сегодня отечественные металлурги, в отличие от Arcelor и Mittal Steel, имеют ограниченные возможности доступа к дешевым ресурсам мирового финансового рынка".

Так или иначе, но в краткосрочной перспективе данное объединение для нашей промышленности может быть более выгодным, чем альянс Arcelor–"Северсталь", поскольку тандем с Mittal в первую очередь повлияет на европейский и североамериканский рынки и в меньшей степени — на рынки Ближнего Востока и Северной Африки, где, активно конкурируя с украинцами, работает группа Алексея Мордашова.

    Реклама на dsnews.ua