• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Опасное решение

Реклама на dsnews.ua

Последние законодательные инициативы парламентариев спровоцируют волну корпоративных конфликтов

5 октября Верховная Рада в первом чтении одобрила изменения к Закону "О хозяйственных обществах", предполагающие снижение минимально необходимого количества акционеров для признания легитимности общего собрания. Новация, как убеждают эксперты, грозит новым этапом массового теневого передела собственности.

Автор законопроекта, предлагающего снизить кворум, необходимый для проведения общего собрания акционеров, до уровня 50%+1 акция (сейчас — 60%+1), — депутат от Партии регионов Юрий Воропаев. До избрания в ВР он занимал должность руководителя юридического департамента СКМ Рината Ахметова. И за время депутатства уже успел отметиться рядом инициатив на корпоративную тематику, касающихся близких донецким кругам вопросов. Именно он инициировал создание временной следственной комиссии для проверки обстоятельств конфликта на Кременчугском сталелитейном заводе, миноритарным акционером которого является СКМ. Нынешний "кворумный" законопроект №1129 также можно отнести к сфере интересов большого бизнеса с донецкими корнями, поскольку наибольшие "дивиденды" он сулит национальной акционерной компании "Нафтогаз України", которую с недавних пор возглавляет экс-председатель правления "Донецкоблгаза", а ныне руководитель НАКа Владимир Шелудченко. Отечественный нефтегазовый монополист владеет 50%+1 акция крупнейшей нефтедобывающей компании страны "Укрнафта" и делит управление этим предприятием с частными акционерами, которым принадлежит более 40% ценных бумаг. Открывающаяся перед НАКом возможность самостоятельно проводить собрания акционеров "Укрнафты" поможет ему установить полный оперативный контроль, отстранив от руководства компанией представителей частных акционеров. Предположение, что законопроект г-на Воропаева прописывался в первую очередь под "Укрнафту", подтверждает и тот факт, что в соответствии с документом изменения в закон о хозяйственных обществах относительно уменьшения кворума до 1 июля 2007 г. коснутся только АО, в которых более 50% акций владеет государство. После этой даты новации будут распространены и на остальные общества, к числу которых относятся, в частности, предприятия г-на Ахметова. Однако ущемление интересов владельца СКМ вряд ли произойдет по той простой причине, что на подавляющем большинстве предприятий, где его структуры являются акционерами, им принадлежат контрольные доли.

Инициатива "регионала" Воропаева уже вызвала массу критики со стороны его коллег по парламенту. Так, по мнению депутата и экс-председателя ФГИ Александра Бондаря из "Нашей Украины", разделение в законопроекте №1129 хозяйственных обществ по принципу главного собственника противоречит Конституции. Его коллега из БЮТ Андрей Портнов уже зарегистрировал законопроект об отмене решения Верховной Рады, принявшей за основу проект постановления о снижении кворума собраний акционеров. По его словам, это вызвано тем, что инициатива г-на Воропаева уменьшит и без того скудные права миноритарных акционеров, к которым вскоре могут быть отнесены и владельцы 49-процентных пакетов.

Опрошенные "ДС" представители фондового рынка подтверждают эти опасения. В Украине существует немало прецедентов, когда миноритариев и даже акционеров, владеющих блокирующими пакетами (более 25%), просто не допускали к участию в собраниях акционеров, инициированных мажоритариями, при этом отечественные суды во многих случаях подтверждали законность указанных мероприятий. При таком раскладе на собрании, имея 50%+1 акцию, можно рассматривать не только стандартные вопросы, для которых достаточно простого большинства, но и принимать решения стратегического характера, для которых необходимо не менее трех четвертей голосов присутствующих.

Все это, как убеждают аналитики, неизбежно приведет к новому витку передела собственности в Украине, в ходе которого акционеры, имеющие простое большинство ценных бумаг предприятия, смогут претендовать на полный контроль над ним, оставляя ни с чем владельца чуть меньшего пакета. Пострадать может и государство, защитой интересов которого объясняет свою законодательную инициативу г-н Воропаев. Ведь на заводах, где государству принадлежит менее 50% (например, ЗАО "Северодонецкое объединение Азот", где у ФГИ находится 40% акций, а 60% — у компании американского миллиардера Алекса Ровта Worldwide Chemical, или АО "Укртатнафта", в котором государство владеет пакетом чуть более 43% акций), частные совладельцы в будущем вполне могут воспользоваться подарком парламентариев и взять рычаги управления в свои руки.

Фондовики также сомневаются, что возможное получение "Нафтогазом України" полного контроля над "Укрнафтой" положительно скажется на инвестиционной привлекательности нефтедобывающего предприятия. Это весьма удручает инвесторов, ведь компания традиционно была одной из немногочисленных "голубых фишек" украинского фондового рынка за счет получения высокой прибыли и выплаты дивидендов (за 2005 г. — 1,869 млрд грн.), в отличие от времен, когда ею руководили представители государственного монополиста.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, эксперты считают, что шансов на вступление в силу законопроекта г-на Воропаева не так много. По мнению вице-президента Центра исследования корпоративных отношений Ростислава Ищенко, инициатива по снижению кворума собраний акционеров является слишком взрывоопасной, поскольку нивелирует сложившееся в стране право "малых контрольных пакетов акций" (от 40 до 50%) и может негативно отразиться на интересах большинства финансово-промышленных групп. "Есть все шансы, что законопроект будет провален уже во втором чтении", — говорит г-н Ищенко.

    Реклама на dsnews.ua