• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Вертикальный вектор Деркача

Реклама на dsnews.ua

17 октября новый директор НАЭК "Энергоатом" Андрей Деркач поделился со страной свежим курсом развития атомной отрасли. "Компания будет модернизирована и корпоратизирована. Через три года она станет современным европейским энергетическим предприятием. Что касается путей корпоратизации, я вам хочу сказать, что у нас есть наработки по программе Tasic. Я думаю, что мы будем привлекать как минимум трех дополнительных экспертов и советников в сфере корпоратизации "Энергоатома", — сказал Андрей Леонидович.

Странные приоритеты
В принципе о смене организационно-правовой формы предприятия говорят чуть ли не с момента его основания (1996 г.). Но процесс стартовал только в 2001 г., после того как Европейская комиссия определила подрядчиков исполнения программы "Институциональная поддержка НАЭК "Энергоатом". Главными задачами проекта, реализовывавшегося за деньги европейской Tasic, было "совершенствование системы управления и предоставление помощи "Энергоатому" в подготовке процесса корпоратизации". Запланированное должно осуществляться в соответствии с рекомендациями первой в мире приватизированной атомной энергокомпании British Energy (Великобритания), которая выступала основным подрядчиком проекта.

По иронии судьбы в 2002 г. в Великобритании произошло резкое падение цен на электроэнергию, что заставило British Energy распространить заявления на тему "Мы находимся на грани банкротства" (правда, сейчас у компании все хорошо). А у украинских профсоюзов появился повод оправдать свое существование высказываниями на предмет незащищенности частной атомной социальной сферы. Кстати, немного позже начался процесс банкротства и самого "Энергоатома". И несмотря на то что вариант корпоратизации компании был уже подготовлен, НАЭК и Tasic решили отложить "подготовительную стадию приватизации" до лучших времен.

Эксперты говорят, что сегодня акционирование отечественной атомной отрасли не имеет практически ни одного безусловного плюса. Компания уже сейчас имеет достаточно признаков корпорации: консолидированная выплата налогов, единое управление производственной и финансовой деятельностью, централизованные поставки материалов и т. д. Исходя из мирового опыта корпоратизация позволяет создать структуру, обеспечивающую максимально возможную прибыль для дальнейшего развития в современных рыночных условиях. И можно предположить, что для более эффективной работы новая организационно-правовая форма "Энергоатома" позволила бы компании освободиться от ряда подразделений, выделив их в различные СП или ДП. В конечном итоге вывод "дочек" НАЭК в свободное финансовое плавание позволил бы им зарабатывать самостоятельно и тем самым снял материальную ответственность за их хозяйственную деятельность с материнской компании. С другой стороны, статус госпредприятия никоим образом не лишает "Энергоатома" такой возможности и сейчас.

В принципе повышение инвестиционной привлекательности НАЭК крайне необходимо. Особенно если учесть, что до 2010 г. предприятию необходимо направить на модернизацию, реконструкцию, продление срока эксплуатации и строительство атомных энергоблоков как минимум 11,6 млрд грн.

Но если верить наблюдателям, активизация темы корпоратизации "Энергоатома" напрямую связана с эксклюзивными планами руководства ТЭК создать на базе НАЭК атомно-промышленный концерн "Укратомэнергопром". Планируется, что он объединит предприятия ядерно-топливного цикла и несколько научно-исследовательских институтов. Любопытно, но еще пару месяцев назад никто и не думал создавать атомную ВИК. Этому есть несколько причин: от противоречия украинскому законодательству до отсутствия идентичного мирового опыта. Но после прихода к власти профильного министра Юрия Бойко и его донецких патронов ситуация изменилась. Острословы по этому поводу говорят, что работа в нефтегазовой отрасли, где построение вертикально интегрированной системы только приветствуется, оставляет неизгладимые следы на показателях IQ и формирует снисходительное отношение к предложенным ноу-хау со стороны коллег по цеху.

Как бы то ни было, но, по данным источников "ДС", до последнего времени министерские интеллектуалы вполне серьезно рассматривали ликвидацию "Энергоатома", планируя создать на его базе обособленное подразделение, обладающее правом эксплуатации АЭС в рамках "Укратомпрома". Чем закончится эта идея, пока неизвестно, но уже сейчас понятно, что наличие "Энергоатома" в рядах атомного концерна позволит привлечь несколько миллиардов долларов, необходимых для создания собственного ядерно-топливного цикла. Правда, те же эксперты отмечают, что эта перспектива значительно усложнит финансовые схемы в атомной отрасли и ослабит и без того довольно рассредоточенный контроль над ними.

Реклама на dsnews.ua

Молдаване подскажут стратегию
Но в любом случае до корпоратизации "Энергоатома" нынешним гуру топливно-энергетического комплекса придется решать проблему астрономических кредиторских и дебиторских долгов компании. В принципе снять ее должен был Закон "О мероприятиях, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий ТЭК", но за годичный период своего существования он себя не оправдал, а срок его действия заканчивается 1 января 2007 г. Сейчас основным дебитором НАЭК является ГП "Энергорынок" (общая сумма долга превышает годичный оборот атомной компании — 8 млрд грн.). Сами ядерщики должны своим контрагентам около 4 млрд грн.

Особенно активна жизненная позиция одного из них — гибралтарской компании Remington Worldwide Limited. Как уже сообщала "ДС", история взаимоотношений Remington и НАЭК началась в 2002 г., после того как между НПО "Электрокерамика" и оффшором был заключен договор цессии на $23 млн долга "Энергоатома". По неподтвержденным данным, процессу уступки прав содействовал прежний руководитель "Энергоатома" Сергей Тулуб. В прошлом году Remington пошел в наступление, засыпав суды Молдовы (законодательство этой страны позволяет переводить требования с должника на его контрагентов) исками против различных партнеров "Энергоатома". В результате этих усилий в начале 2006 г. вступило в силу решение Экономической апелляционной палаты Молдовы о взыскании с российских "Силовых машин" в пользу молдавской фирмы Raselev-Com (унаследовала долги "Энергоатома" перед Remington путем передачи прав требования) $12,4 млн убытков. "Сейчас в отношении российской компании уже есть судебное решение, по украинской пока нет. Но мы уверены, что россияне придут за деньгами к "Энергоатому", — сказал "ДС" представитель Remington еще ранней весной.

В последнее время прогнозы стали сбываться. По данным источника "ДС" в "Силовых машинах", сейчас российское предприятие выдвигает претензии к нашей компании и предлагает пересмотреть концепцию отношений, если в ближайшее время "Энергоатом" не рассчитается с Remington. Пока что итоги переговоров партнеров неизвестны, но прийти к общему знаменателю сторонам будет нелегко. Кстати, этим летом наши атомщики уже были готовы заключить с молдаванами мировое соглашение, но в коридорах Минтопэнерго поговаривают, что такой вариант отношений блокирует Служба безопасности Украины. "По мнению СБУ, в случае, если "Энергоатом" рассчитается с Remington, государству будут нанесены значительные убытки. Возможно, Андрей Деркач как бывший сотрудник службы сможет описать силовикам эту ситуацию под другим углом", — говорят в Минтопэнерго.

    Реклама на dsnews.ua