• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Киеву не придумали роли

Реклама на dsnews.ua

Со следующего года ЕС поставит во главу угла энергетический вопрос. Таков главный мессидж прошедшей на минувшей неделе в Брюсселе конференции Европейской энергетической хартии. Произошедшая смена приоритетов была вполне прогнозируема, учитывая непозволительно высокую зависимость европейцев от импорта топлива. Пока они раздумывают над будущим своей энергетической политики, Кремль, вбивая клинья раздора между странами Евросоюза, рвется к их газовой рознице.

Газовый покер
Основная задача Брюсселя — из разрозненных национальных создать единый и стабильный европейский энергорынок. Эту задачу, по мнению ЕС, позволила бы решить реализация положений Энергетической хартии, которая оговаривает механизмы бесперебойной поставки газа европейским потребителям из России и Северной Африки. Положения договора регулируют защиту и поощрение иностранных инвестиций в энергетику и свободную торговлю энергоресурсами на основе правил ВТО. Главными его пунктами можно назвать беспрепятственный транзит топлива и согласие стран, подписавших хартию, на предоставление ЕС роли главного арбитра во всех транспортных спорах между государствами — поставщиками и потребителями энергоресурсов.

Несмотря на то что этот международный договор был подписан еще шестнадцать лет назад 51 страной, он до сих пор не заработал, поскольку российский парламент отказывается принять условия европейцев и ратифицировать подписанное соглашение. Госдума настаивает на внесении в хартию положений, которые облегчили бы доступ газовых монополистов РФ на европейские газораспределительные рынки, и требует исключить из договора пункт о беспрепятственном доступе зарубежных компаний к российской газодобыче и газоторговле. Дискутируя на этот счет с Европой, Белокаменная все эти годы не сидела сложа руки, работая над достижением своих целей в обход хартии.

"Газпром" интригует
Сейчас Россия осуществляет поставку 25% всей потребляемой Европой нефти и более 24% сжигаемого ею газа (Норвегия импортирует в государства ЕС 13% от его потребностей, Алжир — 10%, остальные объемы голубого топлива добываются внутри стран–членов ЕС). Благодаря умелым интригам, Кремлю удается откусывать все новые куски европейского пирога энергопотребления. Недавно не без участия московских "помощников" (поговаривают, что в обмен на это РФ согласилась списать часть долгов этой страны и поставить ей крупные партии военной техники) Алжир изменил национальный закон об углеводородах, повысив обязательную долю участия алжирской газовой госкомпании Sonatrach в любом топливном проекте с 30 до 51%. Таким образом, иностранные инвесторы утратили возможность когда-нибудь получить контрольные пакеты акций в самых крупных алжирских газовых проектах. А ведь это могло гарантировать европейскому потребителю неизменность цен и объемов поставок голубого топлива из Северной Африки. Не менее успешно российские энергетические компании, особенно "Газпром", подбираются к перерабатывающей и сбытовой газовой инфраструктуре Европы. Используются, в частности, такие схемы, как эксклюзивные контракты (по примеру соглашения между "Газпромом" и оффшорной RosUkrEnergo на поставки голубого топлива нашей стране), закрывающие путь на национальные рынки конкурентам, что дает РФ возможность регулировать цены и оказывать политическое влияние на государства —потребители.

Причем, если со странами постсоветского пространства Кремль выбирает силовой вариант решения проблем, то в общении с европейцами применяет тактику "разделяй и властвуй", предпочитая договариваться не с ЕС в целом, а с каждым государством союза в отдельности. В Германии, которая ежегодно потребляет 40 млрд куб. м голубого топлива, "Газпром" заключил соглашение с компанией BASF и рамочный договор с теплоэнергетическим концерном E. ON о расширении немецкой газовой сети. Во время своего визита в Германию в октябре этого года Владимир Путин "подогрел" немецкую публику заявлением о возможном совместном освоении Штокмановского месторождения (находится в Заполярье и обладает запасами в 4 трлн куб. м) и дальнейшей поставке добытого там газа на европейские рынки по Северо-Европейскому газопроводу Nord Stream. Хотя ранее предполагалось, что к проекту могут быть допущены компании из других стран (в первую очередь США). Такая перспектива автоматически сделает Германию крупнейшим распределителем российского газа. Правда, в обмен на это Москва хочет беспрекословного исполнения партнером своих желаний и истерично реагирует на малейшие отступления от избранного ею плана. Буквально несколько дней назад газовый монополист РФ дал немцам неожиданную оплеуху — исполнительный директор дочерней компании "Газпрома" — "Газпром Германия" Ханс-Йоахим Горниг сообщил, что россияне замораживают свои инвестиционные планы в Германии, поскольку она ужесточает регулирование энергетических рынков (сейчас ведется активная дискуссия вокруг демонополизации энергетического рынка путем принудительного разделения вертикально интегрированных компаний и введения обязательной продажи части топлива местным трейдерам, которые не имеют контрактов с поставщиками и лишены собственных источников добычи).

Недавно "Газпром" расположил к себе и итальянские власти, подписав соглашение с компанией ENI о тридцатилетней поставке 24 млрд куб. м газа и тем самым сделав ее своим крупнейшим иностранным контрагентом. Италия, таким образом, получила гарантию поставок топлива в будущем, ENI сохранила за собой возможность заниматься рентабельным газовым бизнесом, а "Газпрому" итальянская корпорация отдала 3% рынка в своей стране и дорогостоящие газотранспортные технологии. После этого итальянцам пришлось очень долго убеждать Еврокомиссию, что соглашение пойдет на пользу всему ЕС, а действия ENI не нужно расценивать как штрейкбрехерство.

Европа диверсифицируется
С каждым годом все больше европейских стран начинают активно добиваться от "Газпрома" аналогичных преференций, что увеличивает возможности российского монополиста достичь своей главной цели — выйти на розничные поставки непосредственно клиентам. Это гораздо прибыльнее, чем продажи оптовым посредникам. В свою очередь наличие многочисленных частных переговорщиков затрудняет задачи Еврокомиссии, лоббирующей идею доступа европейских газовых компаний к добыче российских энергоресурсов и их транспортировке по трубопроводным системам РФ.

Реклама на dsnews.ua

Хотя, чем плотнее европейцы подсаживаются на российскую газовую иглу, тем актуальнее для них становится вопрос контролируемости поставщиков голубого топлива как в ценовой политике, так и в вопросах стабильности, своевременности и объемов поставок. Сейчас Евросоюз потребляет половину иностранного газа, а к 2020 г. этот показатель увеличится до 70%. Потому ЕС уже заявил о своей готовности пересмотреть требования к России, чтобы склонить наконец ее к ратификации Энергетической хартии. Одновременно, используя торговые соглашения, прежде всего по линии ВТО, ЕС собирается добиваться от стран союза более эффективного использования энергии. Как было заявлено, к 2020 г. он намерен сократить объемы потребления энергии на 20% по сравнению с сегодняшними показателями, увеличить ее производство из возобновляемых источников (в первую очередь за счет ядерной энергетики) и активизировать работу над диверсификацией топливных поставок, делая ставку на импорт из стран каспийского, черноморского и средиземноморского регионов. Напомним, чтобы решить эту проблему, ведущие государственные газотранспортные компании Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Турции инициировали создание консорциума для строительства газопровода Nabucco. К 2010 г. он должен соединить по наиболее короткому пути газотранспортные системы Европы, Ближнего Востока, Ирана и каспийского региона. Хотя и тут "Газпром" не дремлет и уже развернул активную борьбу за получение прав на газодобычу в каспийском регионе, чтобы перекачивать оттуда голубое топливо в Европу через собственную инфраструктуру и на своих условиях.

Киев ждет ответа
Впрочем, главной проблемой европейцев по-прежнему остаются энергетические переговоры с РФ. Отчаявшись добиться от Кремля ратификации Энергетической хартии, ЕС решила пойти иным путем. "В декабре 2007 года истекает срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В новый документ, подписание которого ожидается в начале следующего года, Евросоюз хочет включить энергетическую составляющую, — рассказывает директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова Владимир Сапрыкин. — А именно, перенести в него главные положения хартии". Однако Москва будет стоять на своем вне зависимости от того, в каком документе будут закреплены энергетические договоренности. "Россия готова допустить европейцев к своим энергоресурсам (имеется в виду добыча и транспортировка газа и нефти), но ожидает в ответ адекватных экономических уступок. В настоящее время страны ЕС не предлагают равноценных активов", — заявил по окончании брюссельского форума министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.

Свой вариант решения проблемы предложили новые страны–члены ЕС, лидером которых пытается стать Польша. По их мнению, необходимо полностью ревизовать всю европейскую законодательную базу, поскольку после расширения Евросоюза она уже не отвечает реалиям времени. Эту инициативу поддерживают и в Киеве, рассматривая ее как возможность "забить" в новую европейскую нормативку и украинский интерес. "Каждая из стран — участниц энергетического рынка использует собственную монополию: Россия — на природные ресурсы, Украина — на транзит, Европа — на потребление", — говорит заместитель главы Секретариата Президента Арсений Яценюк, находившийся в составе нашей делегации на форуме. Правда, прежде чем выставлять свой транзитный козырь в глобальных энергетических торгах, Киеву еще предстоит получить от ЕС ответ на вопрос, озвученный в Брюсселе главой СНБО Виталием Гайдуком: "Мы для Европы кто: буфер между ней и Россией или непосредственный участник процесса?".

    Реклама на dsnews.ua