• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Оппозиционная дискриминация

Реклама на dsnews.ua

Антикризисники снова пытаются договориться с Виктором Ющенко об окончательном разделе правительственно-парламентских и президентских полномочий в законе о Кабмине. У них есть козырь — договоренности с БЮТ, с помощью которых они могут вторично преодолеть вето Президента на упомянутый закон. Тем самым ПР демонстрирует свою "золотую акцию", позволяющую ей выбирать, с кем договариваться. "Регионалы" доказали, что являются ведущим политическим игроком.

Оппозиционные аппетиты БЮТ
Закон об оппозиции пока принят в первом чтении. В нем прекрасно просматриваются радужные перспективы, которые ждут БЮТ в случае окончательного вступления документа в силу. В законе нигде не увидишь упоминания этой политической силы, но практически каждый пункт законопроекта направлен на укрепление позиций именно Юлии Владимировны. Базовым моментом является то, что в парламенте может быть только одна оппозиция, которую составляют фракции или отдельные депутаты. Они обязаны согласовывать свои действия, программа которых будет вырабатываться большинством голосов народных избранников, вошедших в оппозицию. Если отдельная фракция или депутат не согласны с решением большинства оппозиционеров, то единственное, что они могут сделать, так это выйти из состава оппозиции.

Количественное соотношение депутатов от БЮТ и "НУ" не оставляет и тени сомнений, кто будет играть первую скрипку в оппозиционном объединении. Фракции и депутаты, не вошедшие ни в большинство, ни в оппозицию фактически остаются вне закона и лишаются благ.

К таким благам оппозиции можно отнести прежде всего портфели глав комитетов, их заместителей и кресла в некоторых государственных органах по квотам ВР. Все они четко будут делиться между большинством и оппозицией, а парламентское "болото" остается не у дел. Законом оппозиции выделяется "контрольный пакет" в Счетной палате и более-менее приличные квоты в Высшем Совете юстиции, совете НБУ, Нацсовете телевидения и радиовещания и Госкоме финмониторинга. Кроме того, официальные оппозиционеры получают место вице-спикера, право предлагать омбудсмена и главенство в 12 комитетах ВР, а также кресла первых замов в тех комитетах, которыми они не руководят. Многие из комитетов будут переформатированы или объединены и, исходя из сложившейся ситуации, парламентские комитеты ждет настоящая кадровая революция. Сейчас из всех комитетов, на которые претендует оппозиция, она возглавляет только четыре — эти должности занимают два бютовца (кстати, один из них — Михаил Гладий — может называться таковым с натяжкой, так как уже не раз "диссидентствовал" при голосованиях) и два "нашеукраинца". Преимущества представляются лидеру оппозиции — главе "теневого" правительства в плане пиара: "теневой" премьер имеет право присутствовать и выступать на всех заседаниях реального Кабмина, что, несомненно, часто будет становиться изюминкой в основном скучных правительственных собраний. Этот "антиЯнукович", скорее всего в юбке, должен вытеснить из сознания "оранжевого" электората и занять место другого антипода нынешнего премьера — Виктора Ющенко. Впрочем, вследствие принятия закона об оппозиции Президента ждут не только имиджевые неприятности, а и партийно-организационные. Судя по всему, с помощью Виктора Балоги он вознамерился реанимировать НСНУ. Однако с принятием закона это будет сделать очень сложно, не удержи он от развала парламентскую фракцию "НУ". Тогда как сам закон об оппозиции оставляет депутатам-"нашеукраинцам" только три довольно неприятных выхода: отречься от Виктора Ющенко и стать под руководство Юлии Тимошенко, вступить в ряды антикризисников, либо составить парламентское "болото".

Регионы Юлии Тимошенко
Договорившись с ПР о сотрудничестве, Юлия Владимировна получила еще один козырь. Победив на выборах в 17 регионах Украины, но, не войдя в исполнительную власть, БЮТ стал терять влияние на свои региональные организации и фракции в местных советах. Исправить положение призван закон об императивном мандате для депутатов местных советов, который, в первую очередь, дает право лишить "отколовшегося" депутата значка или "вернуть его в семью". Полезной эта норма будет бютовцам во многих регионах страны: например, на Закарпатье, где практически половина областной фракции нашла себя в "широкой коалиции" Виктора Балоги, и на Волыни, где отход нескольких депутатов от фракции позволил создать "антибютовское" большинство в облсовете, аналогичные ситуации в Киевраде и Черкасском горсовете, где противоборствуют группы Михаила Бродского и Богдана Губского. В Винницкой, Житомирской, Хмельницкой и Полтавской областях лидеры БЮТ, пытаясь ужиться с исполнительной властью, сдавали руководящие позиции в облсоветах "нашеукраинцам", социалистам и "регионалам".

В Киеве были недовольны "соглашательством" местного руководства, но поделать ничего не могли. Теперь Юлия Владимировна может найти управу и на "коллаборационистов". "Местный императив" дает право высшему руководящему органу партии или блока на свое усмотрение вершить депутатские судьбы на местах — депутаты могут быть отозваны не только при не вхождении во фракцию и при выходе из нее, но и просто по решению партийных боссов. Видимо, данное положение было введено для того, чтобы при формальном пребывании депутата во фракции исключить возможность нарушения им фракционной дисциплины во время голосований, а также чтобы и лидеры местных фракций прислушивались к рекомендациям из Киева.

Впрочем, на практике Юлии Владимировне будет довольно трудно создать жесткую депутатскую вертикаль. Эксперты утверждают, что попытки лишить "отщепенцев" мандатов неизбежно приведут к массе долгих судебных разбирательств. По мнению юристов, закон не имеет обратной силы, поэтому те, кто ушел из родных фракций до принятия "императива", не могут быть наказаны. А положение о лишении мандата "в случаях, предусмотренных высшим партийным органом", может быть признано неконституционным и нарушающим как права избирателей, так и их избранников.

Реклама на dsnews.ua

"Регионалы" прочно стоят на двух врагах
Реализация законодательных нововведений, выгодных Юлии Тимошенко, еще под большим вопросом. Закон об императивном мандате хотя и был принят в целом, но еще может быть оспорен в КСУ. Недовольство "императивом" высказывали и Виктор Ющенко, и Александр Мороз. К закону об оппозиции у обоих политиков также негативное отношение. Александр Александрович даже откровенно заявил, что БЮТ никто никаких гарантий на предмет окончательного принятия этого закона не давал. И лично он с фракцией за пересмотр некоторых его положений, в частности, он не понимает, почему Счетная палата должна быть органом оппозиции. Спикер твердо пообещал, что ко второму чтению законопроект будет переделан. Кроме того, г-н Мороз предположил, что "императив" или ветирует Президент, или возвратит КСУ.

Президенту и спикеру очень не нравится тактическое сближение БЮТ и ПР. При этом, с одной стороны, нивелируются значение их козырей — президентского вето и "золотой акции" СПУ в парламенте, а с другой — однозначно усиливаются позиции БЮТ и выстраивается двухпартийная система, где нет места ни СПУ, ни "НУ" с их лидерами.

Президент нашел повод во второй раз ветировать плод компромисса БЮТ и ПР — закон о Кабмине, а Александр Мороз пока не захотел брать на себя ответственность и подписывать его без согласования с Виктором Ющенко (хотя и заявил, что вето нельзя налагать из-за технической ошибки в тексте). Собственно, скорее всего, Александр Мороз и склонил Виктора Януковича к поиску компромисса с Президентом в вопросе закона о Кабмине. Если им удастся договориться, то Юлия Тимошенко не получит своего закона об оппозиции, да и императивный мандат может быть опротестован в КСУ. Теперь дальнейшая судьба бютовских законов в руках премьера.

Виктор Янукович, который балансирует между Виктором Ющенко и Юлией Тимошенко и владеет стратегической инициативой, может выбирать, с кем из двух "оранжевых" лидеров ему сотрудничать. Так что в любом случае проигравшим будет не он, а кто-то из "оранжевых".

    Реклама на dsnews.ua