• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Одесская история. Бизнесмен Сергей Посредников отвоевал у одесского "регионала" Александра Ойбермана производство форм для стеклотары

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе киевская компания "Винсо-Тиссен" получила полный контроль над Одесским научно-исследовательским институтом специальных способов литья, выдворив с его территории охранные структуры, представлявшие интересы одесских бизнесменов Александра Ойбермана и Вадима Альперина. Оппоненты киевлян, претендующие на целостный имущественный комплекс НИИ, не теряют надежды на реванш.

Конфликт вокруг Одесского НИИ специального литья (ОАО "НИИСЛ"), являющегося одним из крупнейших отечественных производителей литейного оборудования и чугунного литья, вспыхнул почти два года назад, после того как в мае 2005 г. 68,533% его акций приобрела киевская компания "Винсо-Тиссен", принадлежащая бизнесмену Сергею Посредникову. Продавцами предприятия выступил ряд одесских компаний ("Одиссея", "Укринтеринвест", "ФК "Рента"), близких к местному предпринимателю Сергею Зайцеву. По словам г-на Посредникова, эта сделка была совершена по предложению тогдашнего председателя правления НИИ Александра Панасюка, которому в благодарность за "наводку" пообещали место члена наблюдательного совета и получение небольшого процента от прибыли ОАО (по итогам 2005 г. доход НИИ составил 16,6 млн грн., а чистая прибыль — 56,5 тыс. грн.). Однако уже в июне 2005 г. г-н Панасюк дал понять, что сам имеет виды на руководимый им институт, — тогда состоялось собрание акционеров ОАО, на котором председатель его правления, имея доверенность "Винсо-Тиссена", без согласия киевлян принял решение о расширении своих полномочий и продлении их на три года. После этого Александр Васильевич сумел отбить несколько собраний акционеров, инициированных "Винсо-Тиссеном" для отстранения его от должности, и в ноябре 2005 г. заключил договор с дружественным ему одесским ЧП "Золотой лан". В счет долга на сумму 3,96 млн грн. он заложил целостный имущественный комплекс НИИ общей площадью 22,256 тыс. кв. м, а в самом конце декабря 2005 г. этот актив перешел в собственность частного предприятия.

После этого г-н Посредников, вероятно, осознав, что г-н Панасюк оставил его с носом, пошел в открытое наступление против своего оппонента, не допускавшего его к управлению приобретенным предприятием. В результате в марте 2006 г. "Винсо-Тиссен" таки удалось провести собрание акционеров ОАО "НИИСЛ" и назначить новым главой правления Юрия Сандула. Затем в конце апреля 2006 г. г-н Посредников добился ареста имущественного комплекса НИИ специальных способов литья и признания недействительными полномочий г-на Панасюка как председателя правления института с июня 2005 г. Однако к тому времени стало известно, что незадолго до этого "Золотой лан" за 9,63 млн грн. перепродал имущество НИИ одесской компании "Дубль А", принадлежащей влиятельным местным бизнесменам Александру Ойберману (сейчас — депутат Одесского горсовета от Партии регионов) и Вадиму Альперину. Судя по всему, партнеры пошли на эту рискованную сделку, понадеявшись на свои хорошие связи в местных властных кругах, которые давали им шанс получить доступ к весьма привлекательному предприятию, занимающему почти 6 га территории в городской черте Одессы.

Такой поворот событий крайне усложнил положение г-на Посредникова, ведь "Дубль А" активно включился в судебный процесс, заявив о себе как о добросовестном покупателе имущества НИИ. Параллельно был открыт второй фронт — в марте 2006 г. Хозяйственный суд Одесской области начал банкротство ОАО "НИИСЛ" по иску дружественной г-ну Панасюку компании "Магнат" за долг на сумму 913 тыс. грн., а вскоре в дело в качестве основного кредитора вступил "Дубль А", выкупивший долг института перед Проминвестбанком на сумму 1 млн грн. В июле 2006 г. г-да Альперин и Ойберман перешли к более активным действиям, заблокировав проходную ОАО "НИИСЛ", правда, перехватить контроль над предприятием они так и не смогли.

Несмотря на столь впечатляющее наступление, г-н Посредников все же сумел склонить одесских судей на свою сторону, что вряд ли можно объяснить чем-то иным, кроме предоставления представителям Фемиды очень ценных аргументов в количестве, которое оппоненты Сергея Юрьевича скопить не смогли. В результате в конце июля 2006 г. Хозсуд Одесской области признал недействительным отчуждение имущества НИИ специального литья в пользу "Золотого лана", и, соответственно, "Дубля А". Компания г-д Альперина и Ойбермана оспорила этот вердикт в Апелляционном хозяйственном суде, посчитав, что суд необоснованно лишил их права собственности на законно приобретенное имущество, однако в сентябре 2006 г. их жалоба была отклонена. Помимо этого, в конце 2006 г. Сергей Посредников сумел добиться признания фиктивным долга НИИ перед "Магнатом" и недействительным — его кредитного договора с Проминвестбанком, что создало предпосылки для закрытия дела о банкротстве института.

Сейчас г-н Посредников, изрядно потратившийся на судебные тяжбы с влиятельными оппонентами, строит амбициозные планы в отношении своего института, которые, видимо, должны помочь вернуть его затраты и обеспечить стабильную прибыль в будущем. В частности, владелец "Винсо-Тиссена" сообщил "ДС", что планирует развивать на своем предприятии выпуск пресс-форм для изготовления стеклотары, которые пользуются большим спросом на украинском рынке (его емкость оценивается в $16 млн в год). Между тем г-да Альперин и Ойберман не собираются сдаваться и не теряют надежды добиться реванша в одесских судах. Правда, на данный момент их попытки вернуть себе права владельцев имущества ОАО "НИИСЛ" выглядят не очень убедительно, соответственно, то же самое можно сказать об их шансах на благоприятный исход дела.

    Реклама на dsnews.ua