• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

ЕС уходит в себя

Реклама на dsnews.ua

Собравшись на праздничный ужин по случаю 50-летнего юбилея на лужайке перед берлинским дворцом "Белльвю", лидеры стран ЕС могли лицезреть сладкую коллекцию пирожных из 27 стран-членов. Отведать все сладости не решился никто. Европейские журналисты констатировали: "Евросоюз объелся" и больше не желает принимать в свои ряды новых членов. И действительно, лидеры ЕС решили больше не говорить о расширении на Восток. Соответственно, и шансы Украины на вступление в Евросоюз стремительно скатились к нулевой отметке.

Главной задачей нынешнего саммита было решить, какой будет новая Европейская конституция. Разработать ее договорились на протяжении двух лет — до 2009 г. Неким проектом будущего Основного Закона ЕС призвана стать подписанная на саммите Берлинская декларация, текст которой пронизан едва ли не ироническими двусмысленными выражениями. Документ начинается с заявления о том, что "Европа на протяжении веков представляла собой Идею" (хотя ранее считалось, что Европа — это название континента). Затем в декларации утверждается, что "только сообща мы сможем сохранить нашу европейскую социальную модель в будущем" (читай — мы скорее смиримся с отсутствием дешевой рабочей силы, чем закроем глаза на наплыв мигрантов с Востока). Отдельным пунктом в документе европейцы зафиксировали намерение бороться с нелегальной миграцией: помнится, два года назад глава немецкого МИДа Йошка Фишер едва не поплатился должностью из-за "ошибок" немецких посольств с выдачей виз, по которым более 300 тыс. украинских "жриц любви" смогли пересечь границу ЕС. Вполне вероятно, что ныне страны Евросоюза будут еще более щепетильно и скрупулезно проверять украинских граждан при выдаче виз.

Но больше всего в декларации бросается в глаза четкая констатация факта, что "искусственное разделение Европы уже в прошлом" и "мечта об унификации всех европейских стран стала реальностью". Эти тезисы куда больше похожи на утверждения, что Евросоюз считает свою миссию по интеграции завершенной, а вовсе не продолжением процесса, начатого на заре 90-х. Кстати, это первый саммит, в котором в качестве полноправных членов участвовали Румыния и Болгария. Более того, если раньше в официальных документах ЕС всегда упоминались "интеграция", "присоединение" или "расширение", то в Берлинской декларации европейцы зафиксировали лишь такое размытое понятие, как "открытость" Евросоюза.

Разросшись до 27 стран-членов, ЕС осознал, что жить по старым правилам он больше не сможет. Ведь действующий Договор о ЕС 1992 г. был рассчитан на 12, а позже на 15 стран-членов. К примеру, существующее правило принимать решения в Совете ЕС только единогласно вряд ли удастся в таком составе. Горький опыт провала "механизма единодушия" уже был два года назад. Тогда избиратели Германии и Франции отказались поддержать на референдуме предложенную Конституцию — во многом именно из-за опасений дальнейшего расширения ЕС. Великобритания же выступила против политики единых налогов и социальных норм, а Польша поддержала малые страны, отказавшиеся голосовать за принятие бюджета Евросоюза.

На Берлинском саммите президент Польши Лех Качинский не скрывал плохого настроения и даже демонстративно отказался от аплодисментов после выступления немецкого канцлера Ангелы Меркель (убеждавшей коллег в необходимости принятия новой Конституции). Он назвал задачу принятия Конституции в 2009-м "нереалистичной" и безапелляционно заявил, что в Польше за нее не проголосуют ни в парламенте, ни на референдуме. Чехи, похоже, также не в восторге от нового Основного Закона Европы. "Отдельные европейские лидеры в какой-то бешеной спешке решили ускорить процесс унификации ЕС. Нормальные люди думают иначе", — открыто заявил чешский президент Вацлав Клаус.

Наши восточноевропейские соседи, опыт которых Украина стремится перенять, явно недовольны тем, что происходит внутри ЕС. Ведь крупным (по европейским меркам) странам выгодно было бы сохранение нынешней системы функционирования Евросоюза, при которой в совете министров Польша, к примеру, получает 27 голосов (а это лишь на два голоса больше, чем у Германии). Кроме того, президент ЕС избирается так называемым "двойным голосованием", когда за кандидатуру должны проголосовать не только большинство стран-членов, но и большая часть общего населения Европы. А это существенно меняет соотношение сил в Евросоюзе. Получается, что слово Дании или Голландии является куда менее увесистым, чем той же многонаселенной Польши.

Решения Берлинского саммита четко показали, что в ближайшее время ЕС останавливает процесс расширения, а Украине еще долго придется довольствоваться лишь статусом его соседа. Тем более что канцлер Германии Ангела Меркель четко заявила на февральской встрече с премьером Виктором Януковичем, что в ближайшее время Украина не будет интегрирована в Евросоюз.

Реклама на dsnews.ua

И ее слова были услышаны. Украинский Президент был вынужден заявить, что "сегодня не стоит проявлять лишних эмоций" по поводу интеграции. А недавно побывавший в Брюсселе новоиспеченный министр иностранных дел Арсений Яценюк констатировал, что полноправное членство Украины в ЕС — это вопрос долгой перспективы.

Как известно, в феврале 2008 г. заканчивается 10-летний срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евросоюзом, а новый договор будет подписан на саммите Украина–ЕС в октябре. И если раньше для Киева было принципиально важно официально зафиксировать в новом документе "перспективу членства", то сегодня отечественные политики высказываются намного скромнее. "Важно не название, а содержание", — говорит теперь Виктор Ющенко. Именно этот тезис и промоутирует Евросоюз в отношении Киева, проводя так называемую "политику соседства". "Все, кроме членства", — так звучит формула отношений, которую ЕС предлагает Украине, не уточняя, правда, что же это за "все". Ранее Киев от такой формулировки отказывался. Теперь, похоже, ему не до амбиций.

    Реклама на dsnews.ua