• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Мертвый орган высшей юрисдикции. КС превратился в дорогостоящее, но неэффективное учреждение

Реклама на dsnews.ua
Последние две недели Конституционный суд рассматривает обращение 53 народных депутатов по поводу неконституционности указа Виктора Ющенко о роспуске парламента. Президентская сторона доказывала, что он имел право подписать такой документ, представители Верховной Рады и правительства придерживались противоположного мнения. В результате у суда оказалось три варианта возможного решения: признать указ конституционным, неконституционным и прекратить производство по делу, предоставив политикам самим разрешить сложившуюся ситуацию. Причем любое из них сформирует массу недовольных и окончательно похоронит авторитет суда.

Язык — враг
Две недели процесса в КС превратили орган высшей конституционной юрисдикции в Украине в довольно скандальное учреждение, неспособное принимать жизненно важные для страны решения — для этого у него нет ни достаточной независимости, ни авторитета. Для начала судье-докладчику по президентскому указу о роспуске парламента Сюзанне Станик инкриминировали получение взятки депутаты-"нашеукраинцы", затем с обвинениями во взяточничестве противоположной стороны выступил муж г-жи Станик Вадим Долганов. А депутат Киеврады Михаил Бродский рассказал о попытке подкупа судей лидером оппозиции Юлией Тимошенко, доведя ситуацию до полного абсурда. Параллельно Президент, премьер и спикер заявили о незаконном давлении на КС.

Ситуацию усугубляют и сами судьи, предоставляя основания для утверждений о своей заангажированности. К примеру, пять членов КС, избранных по президентской квоте, — Дмитрий Лилак, Владимир Кампо, Петр Стецюк, Виктор Шишкин и Ярослава Мачужак — сначала сообщили о давлении на них со стороны "определенных политических сил" и попросили охрану, а затем публично объявили, что считают указ Президента о роспуске законным и соответствующим Конституции. Однако, согласно закону о КС, делать подобные заявления до оглашения вердикта суда они не имеют права.

Их коллеги из квоты экс-президента Леонида Кучмы, в частности Сюзанна Станик и Валерий Пшеничный, пресс-конференций не собирают, но их позиция тоже ясна: указ о роспуске неконституционен. Особо стоит отметить представителей Рады и Кабмина в КС. Видный функционер СПУ Ярослав Мендусь, выражая позицию парламента, столь проникся уважением к высокому суду, что согласился отвечать на вопросы его членов исключительно в письменной форме. Постоянный представитель Кабмина в КС экс-судья Василий Нимченко поступил и того проще, решив отвечать только тем служителям Фемиды, которых он считает незаангажированными.

В результате господа судьи собственными руками создали ситуацию, когда любой их вердикт будет назван либо предвзятым, либо купленным. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на "авторитет" КС поработал и предыдущий его состав.

Дела давно минувших дней
За всю историю своего существования КС несколько раз оказывался вовлеченным в решение политических вопросов, вызвавших скандальный резонанс в обществе. В 2000 г. он самоустранился от решения вопроса о законности смены руководства Верховной Рады в период так называемой бархатной революции (тогда 230 депутатов парламента перебрались в Украинский дом, оставив "левую" оппозицию в здании Верховной Рады, и в "спокойной обстановке" объявили о формировании нового большинства, изменили регламент, поменяв председателя парламента Александра Ткаченко на Ивана Плюща). Примечательно, что в то большинство, созданное путем переманивания депутатов, вошла и Юлия Тимошенко со своей партией "Батьківщина". Обиженные оппозиционеры, в частности лидеры ПСПУ Наталия Витренко и КПУ Петр Симоненко сотоварищи, обратились в КС, дабы оспорить очевидно незаконные решения. Но судьи, продержав дело в производстве около трех месяцев, благополучно закрыли его: по их мнению, нарушения принципов Основного Закона не было, а "вопрос создания большинства в парламенте на основе объединения депутатских фракций и групп находится вне сферы полномочий Конституционного суда Украины". Иными словами — это внутреннее дело Верховной Рады.

Но бархатная революция — далеко не самое сложное испытание органа высшей конституционной юрисдикции. Фатальным для его авторитета стал предшествовавший президентским выборам 2003 г., когда судьи вынесли вердикт о невозможности привлечь главу государства к уголовной ответственности и о праве Леонида Кучмы баллотироваться на третий срок: за девять месяцев до начала выборов КС постановил, что Леонид Данилович вполне может принять участие в третьей президентской кампании, несмотря на прямой запрет Конституции. Служители Фемиды "хитро" обосновали свое решение тем, что по принятому в 1996 г. Основному Закону Леонид Данилович избирался всего один раз, в 1999 г., а в 1994-м был избран по Конституции 1978 г., чем вызвали небывалый скандал. Оппозиция в составе Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Александра Мороза и Петра Симоненко развернула колоссальную кампанию с критикой этого решения. В результате г-н Кучма в президенты не пошел, но авторитет суда был растоптан.

Реклама на dsnews.ua

Агония
Довершила дело Верховная Рада. С осени 2005 по август 2006 г. "сине-белые" депутаты препятствовали приведению к присяге назначенных Президентом судей КС, опасаясь, что политическая реформа будет отменена. Их назначение стало предметом публичного торга между Виктором Ющенко и антикризисной коалицией в августе прошлого года, а одним из условий внесения кандидатуры Виктора Януковича на должность премьера было формирование Конституционного суда. В итоге кандидатуру г-на Януковича "внесли", КС сформировали, но особой результативности в его действиях не последовало: за полгода не было принято ни одного решения. Команды и премьера, и Президента пытались активно использовать КС в борьбе за перетягивание полномочий: вопросы о том, кому подчиняется Государственное управление делами, как должно применять право контрассигнации, дюжина постановлений Кабмина, действие которых приостановил глава государства, — со всем этим пришлось разбираться служителям Фемиды, но пока ни одна из сторон искомых решений так и не получила.

Указ о роспуске парламента на время снова превратил КС в самый важный политический институт страны, которому надлежит вынести вердикт, имеющий важные последствия как для большинства, так и для оппозиции: если указ будет отменен — в выигрыше окажется большинство, если нет — преимущество получают Президент и его сторонники. Но любое постановление суда теперь вообще можно не признать, объявив его "продажным", что уже сделала лидер БЮТ Юлия Тимошенко. Премьер Виктор Янукович говорит о намерении подчиниться КС (предполагая, что тот признает указ незаконным). В противном случае его можно и распустить. "Если мы убедимся, что Конституционный суд не в состоянии принимать решения и находится под влиянием той или иной политической силы, мы должны принять решение распустить этот Конституционный суд", — заявил недавно г-н Янукович на встрече с польскими журналистами.

Так что упования на всемогущество и мудрость КС напрочь лишены оснований. Попытки решить конфликт или использовать этот орган для установления истины в политическом противостоянии ни разу не заканчивались урегулированием ситуации, а приводили к обострению борьбы. Обвинения и скандалы вокруг Конституционного суда завершатся окончательной потерей авторитета, а затем и постановкой вопроса о ликвидации его как такового. Более того, взаимные обвинения всех представителей политической элиты во взяточничестве и коррупции работают на дискредитацию не только суда, но и самого государства. Тут уж впору ставить вопрос не о досрочных выборах по старому закону, а о созыве Конституционной ассамблеи или Учредительного собрания, которые примут новую Конституцию и позволят избавиться от наследия времен и бархатных, и оранжевых революций.

    Реклама на dsnews.ua