• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Приняли по маленькой. Глава ФГИ добилась переориентации на малую приватизацию, оставив за Кабмином право рулить большими продажами

Реклама на dsnews.ua
4 мая в парламенте был зарегистрирован проект Программы приватизации на 2007–2009 гг., которую днем раньше с подачи Фонда госимущества утвердил на своем заседании Кабинет Министров. Слишком поверхностное освещение в документе ключевых приватизационных вопросов оставляет правительству полную свободу действий в части установления правил продажи оставшихся у государства ликвидных активов.

Новая программа приватизации по своей идеологии — прямая противоположность нынешней (она расчитана на период 2000–2002 гг., однако из-за отсутствия более свежего документа ФГИУ приходится проводить продажи госимущества по старым правилам). Действующий сейчас документ ставит главной целью приватизацию стратегических предприятий промышленным инвестором. Проект, подготовленный ему на смену, ключевым заданием определяет очищение государственных активов от неликвидного имущества и мелких пакетов акций. А потому Фонд посчитал целесообразным детально прописать, как именно должна продаваться такая "мелочовка". Что касается крупных предприятий, то программа лишь вскользь оговаривает, что продаваться они будут исключительно для латания бюджетных дыр, без установления инвестобязательств, а покупателя станут определять по незатейливому принципу — кто больше заплатит. По мнению директора Центра экономического развития Лидии Верховодовой, даже с учетом поставленных целей такой перекос выглядит несколько странно, принимая во внимание структуру корпоративного портфеля Фонда, в котором пакеты акций, не превышающие 10%, составляют всего 12,5%.

Скептики же не сомневаются, что ФГИУ намеренно не детализировал в документе процедуру приватизации крупных объектов, чтобы дать Кабмину полную свободу действий в варьировании будущими продажами в угоду особо приближенным представителям бизнеса. Причем аналитики не сомневаются, что отсутствие в проекте программы инвестиционных обязательств для покупателей стратегических объектов вовсе не означает, что к конкурсам и аукционам по их продаже допустят всех без исключения. По словам директора Международного института приватизации Александра Рябченко, в этом отношении революции ожидать не стоит. Термин "инвестобязательства" Фонд и до этого нигде не светил, что не мешало ему изловчаться и навязывать покупателю, например, фиксированные условия конкурса, которые отсеивали неугодных. Можно не сомневаться, что эта практика будет сохранена и в дальнейшем.

Наблюдатели говорят, что в сравнении с действующей приватизационной программой проект нового документа ужат до неприличия. В нем лишь упоминаются новые способы приватизации (к примеру, активно обкатываемая сейчас Фондом продажа объектов вместе с земельными участками под ними) без детализации процедуры их проведения. Аналогичным образом разработчики проекта программы обошлись и с предприватизационной подготовкой предприятий, описание которой свелось к нескольким общим фразам. Хотя, как указывает г-жа Верховодова, этот процесс предполагает, помимо всего прочего, и проведение реструктуризации готовящихся к продаже объектов. Отсутствие четкой регламентации этой процедуры может спровоцировать массовые злоупотребления. Такая размытость формулировок и возможность их свободного трактования дает правительству еще один козырь в приватизационной игре.

Впрочем, свой интерес в проект сумела забить и Валентина Семенюк. Согласно проекту именно Фонд госимущества будет устанавливать задание по наполнению бюджета приватизационными средствами, что чрезвычайно актуально для главы ФГИ. Сейчас г-жу Семенюк попросту ставят перед фактом и беспрестанно критикуют за хроническое невыполнение плана. Валентина Петровна собирается принять активное участие и в дальнейшей доработке документа. Она намерена отобразить в нем свои социалистические взгляды на процесс приватизации: расширить права трудовых коллективов в предприватизационной подготовке предприятий, сохранить инвестиционные обязательства покупателей крупных объектов, увеличив срок их дейсвия до десяти лет, а также предоставить государству право в судебном порядке добиваться компенсации от нерадивых инвесторов, игнорирующих взятые на себя обязанности.

Что касается продажи неликвида, которой посвящена основная часть программы, то на этой ниве ФГИ может действительно добиться ощутимых успехов. Главным основанием для такого оптимизма служит предусмотренное право продавать пакеты акций таких предприятий без объявления стартовой цены. Интересно, что возможность делать немалые скидки на активы, от которых государство не может избавиться, существовала и раньше, однако Фонд этим правом пользовался неохотно, поскольку существенное снижение цены при проведении повторных конкурсов тут же вызывало интерес Генпрокуратуры, которая тщательно расследовала все случаи, когда тот или иной объект был продан намного дешевле его оценочной стоимости. Вероятно, задекларированное в приватизационной программе право ФГИУ в буквальном смысле избавляться от неликвидов любой ценой поможет г-же Семенюк избежать пристального внимания прокуроров. Несомненно, положительной считают эту норму и эксперты, указывая, что таким образом государство наконец действительно сможет избавиться от активов, на поддержание которых впустую тратятся немалые средства.

    Реклама на dsnews.ua