• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Сменили партнера. Осваивать средства "чернобыльского строительства" будут американцы

Реклама на dsnews.ua
В конце апреля в атомной отрасли Украины произошло резонансное событие: Государственное специализированное предприятие "Чернобыльская АЭС" (ГСП "ЧАЭС") расторгло контракт с французским консорциумом Areva NP на строительство одного из крупнейших в Европе хранилищ отработанного ядерного топлива. Теперь создавать иллюзию достройки хранилища будет американская компания Holtec International, а российские и украинские энергетики продолжат зарабатывать на долгострое деньги.

Могут, но не ХОЯТ
В соответствии с совместным заявлением ЧАЭС и Areva NP (ранее называлась Framatomе) договор прекратил свое действие 23 апреля. "Договоренность о расторжении контракта была достигнута как часть мирового соглашения относительно финансовых и переходных положений, приемлемых для обеих сторон и донорского сообщества. Стороны договорились о сохранении конфиденциальности относительно условий урегулирования ситуации", — говорится в официальном сообщении. Контракт на строительство под ключ второго хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2) на Чернобыльской станции был подписан атомщиками в июле 1999 г. с консорциумом в составе французских Framatome (возглавляла международный консорциум), Campenon Bernard SGE и Bouygues Travaux Publics S.A. Строительство хранилища необходимо было для вывода из эксплуатации первого, второго и третьего энергоблоков ЧАЭС — комплекс должен был обеспечить возможность хранения 25 тыс. топливных сборок отработанного ядерного топлива, что выводило его на второе по величине место в Европе (после ХОЯТ Ленинградской АЭС). Главным спонсором проекта выступила Ассамблея доноров Чернобыльского фонда "Укрытие". По неофициальным данным, стоимость ХОЯТ-2 составляла около $70 млн. А датой ввода в эксплуатацию был определен третий квартал 2004 г.

Но в конце 2003 г. выяснилось, что из-за погрешностей проекта хранилище невозможно достроить в оговоренный срок, и строительство было приостановлено. Тогдашний министр топлива и энергетики Сергей Ермилов весьма туманно комментировал происходящее. Он посетовал, что "Украина для реализации данного проекта выбрала самый дешевый проект в ущерб надежности и безопасности", но при этом не упускал случая переложить вину на Areva NP, которая, по его словам, допустила ошибки при проектировании и сооружении ХОЯТ-2. Французы в свою очередь пеняли на руководство ЧАЭС, якобы изначально представившее неточные исходные данные. Кто из сторон в действительности виноват, до сих пор непонятно. Зато доподлинно известно, что для исправления ошибок понадобится еще $70 млн и три–четыре года. Поскольку вопрос с источниками финансирования работ для этих целей не был решен, в 2006 г. атомщики заявили о намерении разорвать контракт с Areva NP, что наконец и было сделано.

Наиболее вероятным претендентом на достройку нового хранилища является компания Holtec International (США). Первые официальные заявления о том, что место французского подрядчика может занять Holtec, появились еще в ноябре прошлого года. Эта компания — один из ведущих в мире производителей контейнеров для хранения отработанного ядерного топлива и имеет опыт работы во многих странах (Великобритании, США, Испании и т. д.). Более того, в 2005 г. консорциум с участием Holtec был признан победителем тендера по проектированию и строительству хранилища за 125 млн евро в чернобыльской зоне отчуждения для отработанного ядерного топлива Ривненской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС, которое сейчас вывозится в Россию. В победе американцев может быть заинтересован и НАЭК "Энергоатом", ведь Holtec предложил использовать мощности его обособленного подразделения — "Атомэнергомаша" — для производства контейнеров хранения отработанного топлива.

Основными конкурентами Holtec могут быть российское ЗАО "Атомстройэкспорт" (принадлежит "Росатому"), а также консорциум с участием JNS (Германия) и ЗАО "Новокраматорский машиностроительный завод" (Донецкая обл.) Григория Скударя, которые принимали участие в тендере "Энергоатома" по проектированию и строительству ХОЯТ под отработанное топливо РАЭС, ХАЭС и ЮУАЭС. Тем не менее наблюдатели считают: если американцы уже подключились к обсуждению решения возникших технических проблем при создании чернобыльского хранилища, то официальное признание их сменщиком Areva NP — вопрос времени.

Holtec International изначально претендовала на место подрядчика по строительству чернобыльского хранилища. Но тогда свои услуги она оценила вдвое больше предписания Frаmatom. На сегодняшний день освоено около 90% средств, предусмотренных контрактом ГСП "ЧАЭС" и Areva NP на строительство ХОЯТ. На этом основании можно предположить, что нынешние аппетиты Holtec по достройке хранилища будут скромнее. С другой стороны, показательно недавнее заявление главы МЧС Нестора Шуфрича, который уверяет, что для завершения строительства четырех объектов на Чернобыльской станции (ХОЯТ-2, два завода по переработке радиоактивных отходов и саркофаг) необходимо более 1 млрд грн. Подтвердить или опровергнуть эти цифры невозможно — финансовые отчеты стран-доноров закрыты.

Чернобыль как средство заработать денег
Сведущие люди утверждают, что срыв сроков ввода в эксплуатацию ХОЯТ-2 — не досадная случайность, а спланированная акция, которая помогала все это время бесконтрольно расходовать миллионы гривень. К примеру, из-за отсутствия нового хранилища было принято решение размещать отработанное топливо в ХОЯТ-1 емкостью 19,7 тыс. тепловыделяющих сборок по так называемой "уплотненной схеме хранения", чем атомщики и занимались до последнего времени. Совершенно очевидно, что реализация данного проекта потребовала значительных финансовых затрат на разработку проекта обоснования безопасности такого вида хранения (по некоторым данным, деньги "освоил" российский Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт энергетической технологии) и изготовление дополнительного оборудования. И наверняка не добавила здоровья персоналу: ведь дополнительные дозовые нагрузки на людей, участвующих в транспортно-технологических операциях, при таких условия неизбежны. При этом очевидна бессмысленность этого многомиллионного труда: ведь проектный срок эксплуатации данного хранилища истекает в 2016 г., и по его окончании отработанное ядерное топливо нужно будет вновь перемещать в другое место.

Реклама на dsnews.ua

Впрочем, у энергетиков были вполне весомые аргументы в пользу такого решения: наличие топлива в реакторах срывало сроки реализации международных проектов по снятию ЧАЭС с эксплуатации (главным условием для строительства нового безопасного конфайнмента является удаление ОЯТ из третьего энергоблока ЧАЭС). Это вынудило бы Украину тратить десятки миллионов гривень на содержание станции. Тем не менее можно предположить, что такой расклад вряд ли сильно огорчил ГСП "ЧАЭС". Например, по итогам 2001 г. госпредприятие в нарушение сметы использования бюджетных средств выплатило 30 млн грн. налоговых долгов, совершив, казалось бы, весьма благородное дело. Однако в дальнейшем эти средства были отнесены на расходы, что, в свою очередь, уменьшило налогооблагаемую прибыль. По этому поводу в 2003 г. Генеральная прокуратура даже возбудила уголовное дело по фактам нарушения законодательства о бюджетной системе страны и злоупотребления служебным положением, повлекшим тяжелые последствия, но о его результатах так никто и не слышал. За счет проблем с ХОЯТ-2 неплохо заработали и россияне: в 2006 г. Украина изъявила желание использовать контейнеры нового поколения для выгрузки и хранения поврежденных тепловыделяющих сборок Чернобыльской АЭС (разработаны в Российском федеральном ядерном центре), а также применить российскую технологию по увеличению вместимости пристанционного хранилища. Ясно, что альтернативные варианты хранения (читай финансовых затрат) вынудила искать непригодность ХОЯТ-2. И чем дольше Holtec будет перестраивать хранилище, тем больше украинские и российские атомщики смогут "освоить" денег.

    Реклама на dsnews.ua