• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Беркуты демократии

Реклама на dsnews.ua
В субботу, когда писалась эта статья, источники в Секретариате Президента и Кабинете Министров робко сообщали, что "они начали договариваться": речь идет о проведении парламентских выборов этой осенью, предположительно 28 октября. Уже в ближайший вторник и "большевики", и оппозиция вернутся в сессионный зал и включатся в работу над пакетом законопроектов, которые, по мнению сторон, могут вывести страну из кризиса. Однако наши источники не уверены, что эти договоренности окончательные, поскольку Виктор Ющенко и Виктор Янукович в последнее время уже неоднократно достигали разного уровня соглашений, ни одно из которых не выполнялось. Кроме того, на протяжении всего дня информагентства сообщали тревожные новости о продвижении Внутренних войск на Киев, за что Генпрокурор намеревается возбудить уголовное дело против главы государства.

"Антикризисный" метод
Всю прошлую неделю президентская сторона пыталась заставить коалицию и премьера определиться с окончательной датой выборов. Но время шло, а решения все не было. Премьер между многочасовыми переговорами с Президентом даже успел съездить на футбол в Донецк и в Крым на совещание глав правительств стран СНГ, где заявил о намерении отказаться от идеи проведения досрочной избирательной кампании. Именно в этот момент ближайшие сторонники Виктора Ющенко убедили его в необходимости реализовывать так называемый силовой сценарий.

Сегодня уже не секрет, что одним из главных идеологов применения силовых подразделений в политической борьбе с "большевиками" является руководитель президентского секретариата Виктор Балога — выпускник "медведчуковской" школы политики, многолетний член СДПУ(о), опробовавший силовые технологии на Закарпатье. Говорят, что именно г-ну Балоге принадлежала идея заменить на должности секретаря СНБО Виталия Гайдука на Ивана Плюща, которому сразу же приписали авторство силового сценария. Сам по себе гибкий Иван Степанович является заклятым переговорщиком, однако в заместители к секретарю СНБО на прошлой неделе был назначен воинствующий Александр Турчинов, известный как один из самых активных сторонников "быстрых" решений политических кризисов.

Появление рьяного бютовца в СНБО во времени совпало с кадровым повышением представителей закарпатского клана в президентском секретариате. За сутки Виктор Андреевич поменял двух руководителей Управления государственной охраны, занимающегося охраной госучреждений и высокопоставленных лиц. 23 мая Президент назначил на должность начальника УГО Петра Опанасенко, уволив с этого поста Петра Плюту, который возглавлял управление с первых месяцев президентства Виктора Ющенко. Однако уже 24 мая г-н Опанасенко был уволен, а его кресло занял сотрудник СП Валерий Гелетей, прославившийся "громкими" заявлениями о подготовке покушений на лидеров оппозиции, и, что немаловажно, уроженец солнечного Закарпатья, искренне преданный Виктору Балоге. Многие политики считают, что причины столь скоропостижных кадровых перестановок кроются в тех задачах, которые вменялись руководству УГО к исполнению: якобы господа Плюта и Опанасенко выполнять неуставные приказы отказались.

Троянский конь
Важным элементом стратегии "быстрого разрешения конфликта" было и возвращение в прокурорское кресло Святослава Пискуна, который, как утверждают люди хорошо осведомленные, несколько недель назад пообещал Виктору Балоге как представителю г-на Ющенко "рвать на части" тех, кто не выполняет волю Президента и его Секретариата — согласно источникам "ДС", именно эта клятва и стала главным условием возвращения Святослава Михайловича в главный кабинет ГПУ. Тактически одной из главных задач Святослава Михайловича было аргументированно доказать, что КС коррумпирован и "потерял легитимность".

В комплексе президентский план выхода из кризиса выглядел так: Совбез и ГПУ параллельно работают на нейтрализацию КС, Генпрокуратура доказывает нелегитимность судей Сюзанны Станик, Валерия Пшеничного и Владимира Иващенко (не только публично проявивших лояльность к правящей коалиции, но и сподобившихся установить контроль над КС), а Совбез определяется с судьбой суда. Если президентской команде удастся возобновить влияние на Конституционный суд (читай обеспечить решение о легитимности указов о роспуске ВР), то СНБО попытается восстановить публичную "непорочность" этой ветви власти, в противном случае работа КС будет заблокирована. Часть этой стратегии уже начала выполняться: 24 мая (в день назначения г-на Гелетея) УГО блокировало здание КС, пытаясь не пропустись в "храм конституционного правосудия" нелегитимных (по мнению президентской команды) судей Станик, Пшеничного и Иващенко.

Но в плане Балоги–Турчинова (по имени вдохновителей идеи) оказалось несколько слабых мест: во-первых, поводок, на котором президентский секретариат надеялся держать возобновленного Генпрокурора Святослава Пискуна, оказался слишком длинным, что фактически лишало команду Виктора Ющенко возможности управлять юрким Святославом Михайловичем. Умудренный опытом трижды Генпрокурор старался не выходить за границы своих полномочий, одновременно учитывая пожелания обоих политических лагерей. С одной стороны, активизировал работу ЦИК (плюс "оранжевым"), но при этом закрыл уголовные дела по Сюзанне Станик (плюс "сине-белым") и фактически способствовал легитимизации трех упомянутых судей КС. Причем г-н Пискун проявил нежелание играть в команде Балоги уже после фактического начала реализации силового сценария, завершить который без "надлежащего" участия Генпрокурора невозможно. Поэтому 24 мая Виктор Андреевич вынужден был издать указ об увольнении г-на Пискуна. А неуверенность в легитимности этого указа и опасения, что документ будет легко отменен любым райсудом столицы, вынудила Секретариат задействовать подразделения УГО для приведения к власти назначенного Президентом и. о. Генпрокурора Виктора Шемчука.

Реклама на dsnews.ua

Вторым слабым местом плана Балоги–Турчинова оказалась решительность министра внутренних дел Василия Цушко: никто не мог предположить, что глава МВД в противостоянии "сине-белых" с "оранжевыми" задействует отряды "Беркута". Спецподразделение министерства просто вытеснило из здания ГПУ слабо экипированных сотрудников УГО, предоставив Святославу Пискуну возможность вернуться в главный кабинет на Резницкой. Справедливости ради заметим, что легитимность действий г-на Цушко тоже весьма сомнительна, и именно с его подачи в Генеральной прокуратуре произошло столкновение двух военизированных подразделений государства, содержащихся на деньги налогоплательщиков и имеющих четкие уставные задачи. Но таковы реалии: "разборки" между властью и оппозицией происходили "по понятиям", и "понятия" "Беркута" оказались весомее УГО (к чести и. о. главы СБУ Валентина Наливайченко заметим, что он не поддался фактическому призыву г-на Гелетея задействовать спецподразделения Службы безопасности). В итоге благодаря министру внутренних дел были внесены существенные коррективы в силовой сценарий Банковой: в ГПУ у власти остался Святослав Пискун, заявивший о возможности возбудить уголовное дело против Президента Украины; тогда как не вмешайся Василий Цушко, сегодня и. о. Генпрокурора Виктор Шемчук возбуждал бы уголовное дело против Виктора Януковича.

Пирамида дураков
Стратегия "антикризисного центра" с треском провалилась. В окружении Президента заговорили о срочном созыве СНБО и чрезвычайном положении как необходимости. Резкая реакция ЕС и США, потребовавших решить конфликт исключительно мирным путем, казалось, заставит президентскую команду свернуть силовой сценарий, но… глава государства, вопреки украинскому законодательству, переподчинил своим указом Внутренние войска МВД себе лично и отдал приказ командующему ВВ Александру Кихтенко передислоцировать подразделения в Киев.

Ныне на фоне бурной "указной" деятельности Президента и его Секретариата коалиция и Кабмин выглядят чуть ли не воплощением законности и демократии. Но этот "оптический обман" возникает лишь потому, что соратники премьера свои боевые действия ведут более тонко и грамотно маскируют, используя недостатки законодательства, апеллируя к решениям Конституционного суда и используя постановления судов общей юрисдикции. С августа прошлого года правящая коалиция во главе с Виктором Януковичем и Александром Морозом шаг за шагом отбирала у главы государства полномочия, демонстративно отбрасывая миротворческие президентские инициативы. Пиком "успеха" коалиции стал закон о Кабмине, который коалиция продавила при помощи Юлии Тимошенко. После его принятия у Виктора Ющенко не оставалось вариантов для сотрудничества с коалицией, а когда спикер и премьер заговорили о том, что собирают конституционное большинство, ему не оставалось ничего иного, кроме как бороться за собственное существование во власти любыми доступными методами.

Лучший выход — это вход
Игры в силовой вариант и попытки столкнуть всю ответственность за него на политических противников вызвали негативную реакцию ЕС и США. В ночь на субботу госдепартамент США разразился специальным заявлением, призвав все стороны конфликта к переговорам. Специальный представитель Евросоюза Хавьер Солана связывался с Виктором Андреевичем и Виктором Федоровичем, предупредив, что договариваться необходимо исключительно мирно. Давление возымело действие. Президент сдал назад, встретился с премьером и, впервые за время кризиса, со спикером Александром Морозом. В субботу вновь собралась рабочая группа. Однако на фоне "миротворческой" информации появились сообщения о десятках автобусов с подразделениями Внутренних войск, пытающихся прорваться сквозь посты ГАИ в Киев. Поэтому ни один из участников политических событий не смог заявить "ДС", по какому сценарию движутся события — "войны или мира".

На момент написания статьи эксперты рассматривали два варианта дальнейшего развития событий: первый — это договорной путь. Фактически речь идет о реализации требований Партии регионов, поскольку единственное условие Виктора Ющенко "выборы — немедленно" уже давно отклонено. Речь идет о восстановлении работы КС, который должен принять решение относительно конституционности президентских указов по проведению досрочных выборов; о переформировании законов страны, что якобы должно позволить снять противоречия между ветвями власти (поговаривают даже о редактировании Конституции), а также об изменении избирательного законодательства. Но в этом варианте имеется весьма слабое, с точки зрения Виктора Ющенко, место: депутаты должны вернуться в зал и начать пленарное заседание, что может обернуться формированием конституционного большинства (более 300 депутатов), которые объявят импичмент главе государства. Этот сценарий — уже не фобия Виктора Ющенко, навеянная Юлией Тимошенко, а реальность.

Второй вариант развития событий — это углубление силового конфликта. Понимая необходимость поиска мирных путей выхода из него, Президент, тем не менее, усугубляет ситуацию, поскольку предложенный "регионами" сценарий урегулирования политического кризиса столь же опасен для будущего Виктора Андреевича, как и силовое противостояние. Фактически глава государства находится в ситуации цугцванга, при которой каждый шаг ведет к поражению.

    Реклама на dsnews.ua