• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Сучья на воде. Ринат Ахметов и Игорь Коломойский отвоевали крупнейшие порты Украины

Реклама на dsnews.ua

В июне Александр Мороз проиграл борьбу за управление украинскими морскими портами. Такой вывод следует из недавнего постановления Кабмина, которым был утвержден устав государственного концерна "Укрморпорт". В соответствии с его положениями руководитель "Укрморпорта", который будет управлять морскими госпредприятиями, назначается правительством, а не Минтрансом, как того хотели главный социалист и начальник его транспортного цеха Николай Рудьковский. Такое перераспределение полномочий может спровоцировать обратную волну назначения старых руководителей портов, и как следствие — реанимацию разорванных и замороженных договоров о совместной деятельности с частными компаниями, которые представляют российские и украинские магнаты.

"Укрморпорт" вместо "Укрморпорта"
По данным Кабинета Министров, концерн "Укрморпорт" создан с целью повышения конкурентоспособности его участников — 20 морских портов Украины — и получения прибыли в результате эффективного использования госимущества. Большинство положений устава "Укрморпорта" скопированы у одноименного госконцерна, который был ликвидирован еще в 2005 г. по инициативе экс-министра транспорта и связи Виктора Бондаря. В соответствии с одним из них генеральный директор концерна и его заместители назначаются и увольняются Кабмином, а гендиректор в свою очередь заключает и расторгает контракты с руководителями портов — участников концерна и их заместителями по согласованию с вице-премьером.

Вероятно, именно по этой причине два года назад Виктор Васильевич ликвидировал "Укрморпорт", что в итоге позволило ему напрямую принимать решение о том, кто и как будет руководить морскими предприятиями страны. В конце 2006 г. преемник г-на Бондаря экс-депутат СПУ Николай Рудьковский инициировал воскрешение "Укрморпорта". К весне 2007 г. Минтранс разработал устав концерна, в соответствии с которым Николай Николаевич сохранял за собой право назначения и увольнения начальников портов. Однако 12 июня правительство утвердило альтернативный свод положений и правил "Укрморпорта". "Устав утвержден, но в форме, которая абсолютно отличается от той, которую внесло на рассмотрение Министерство транспорта и связи", — разочарованно резюмировал г-н Рудьковский.

Господа анонимы
Естественно, автора утвержденного устава "Укрморпорта" никто не знает. Тем не менее с большой долей вероятности можно предположить, что инициаторами изменений стал ряд украинских и российских миллиардеров, которым Николай Николаевич успел перейти дорогу за неполный год руководства министерством.

К их числу смело можно отнести Вадима Новинского. Из-за активной жизненной позиции г-на Рудьковского с 2006 г. не действует договор о совместной деятельности между австрийской компанией ABH GmbH Вадима Владиславовича и Херсонским морским торговым портом (до окончания судебного разбирательства). Кстати, сейчас ослабление влияния Николая Рудьковского на Херсонский порт имеет стратегическое значение для российского предпринимателя. По словам наблюдателей, в декабре 2006 г. и январе 2007 г. суд отказался удовлетворить требование профсоюзной организации порта разорвать договор с австрийцами, а по мистическому стечению обстоятельств, в день утверждения устава "Укрморпорта" правительством Высший хозяйственный суд Украины огласил перерыв в заседании.

Очевидно, что если теперь гендиректор "Укрморпорта" Сергей Климов получит с Грушевского, 12/2, установку приостановить спор с ABH GmbH, то Вадим Новинский продолжит реструктуризацию морского порта (предусмотрена договором о совместной деятельности), которая сменит структуру предприятия, его управление, а самое главное — организационно-правовую форму собственности. Если развитие событий пойдет по такому сценарию, то в итоге начальник ХМТП, которого называют креатурой министра транспорта, Андрей Егоров имеет все шансы уступить место своему предшественнику Ивану Иванюку, известному своей лояльностью к стратегии Вадима Новинского.

Можно предположить, что потеря Минтрансом контроля над государственным морским бизнесом будет не менее приятна Константину Жеваго. Этот бизнесмен уже как минимум два месяца не может дать старт эксплуатации принадлежащего ему портового погрузочного терминала в морском торговом порту "Южный". Новый поворот событий устраивает и россиянина Алексея Мордашова, ЧП "Укртрансконтейнер" которого в настоящее время успешно борется с ФГИУ и Минтрансом за право работать с Ильичевским морским торговым портом по договору о совместной деятельности. По данным "ДС", 14 июня одесская Фемида второй раз отказала социалистически настроенным ведомствам Валентины Семенюк и Николая Рудьковского в требовании разорвать договор с компанией российского магната.

Реклама на dsnews.ua

Стратегия просчетов
Пожалуй, самой большой морской ошибкой подчиненных Александра Мороза было решение блокировать сотрудничество Одесского и Севастопольского морских торговых портов с отечественными миллиардерами Игорем Коломойским и Ринатом Ахметовым соответственно.

В случае с Игорем Валерьевичем можно отметить, что еще в 2005 г. он взял в аренду 50,2 га городской земли (которая, кстати, теперь ему принадлежит), на которой сейчас ведет активное строительство так называемого "Сухого порта" рядом с территорией морского порта. Этот проект будет представлять собой мощнейший логистический центр в Одесской области: на территории объекта будут накапливаться контейнеры, помимо этого, он займется предоставлением таможенных услуг и выполнением железнодорожных операций. По информации "ДС", строительство "Сухого порта" с общим бюджетом $100 млн уже стартовало, а к концу лета днепропетровский бизнесмен готов запустить первую очередь объекта (там можно будет обслуживать порядка 200 автомобилей, перевозящих грузы в контейнерах). Тем не менее успех развития этого проекта напрямую связан с другим проектируемым объектом Одесского порта — контейнерным терминалом "Карантинный мол", строительство которого блокирует Минтранс.

Он рассчитан на переработку 1 млн TEU (эквивалент двадцатифутового контейнера) в год, и для его строительства руководство Одесского порта намерено привлечь одного из зарубежных инвесторов. Но перед этим нужно получить соответствующее добро от Кабмина, которое должен инициировать Минтранс. Однако Николай Николаевич обоснованно не разделяет эти планы: участок территории порта, на которой начнется строительство, нужно передать в концессию частнику (обычно на срок до 50 лет), а за это время от "Карантинного мола" останется груда железа и бетона.

Как бы то ни было, но без контейнерного терминала мощности "Сухого порта" Игоря Коломойского будут загружены лишь на 30–40%. Понятно, что при таких условиях удваивается срок его окупаемости, от чего днепропетровскому бизнесмену становится грустно. На этих основаниях можно предполагать, что руководитель Одесского порта Николай Павлюк, который находится в жесткой оппозиции к г-ну Рудьковскому, приложит максимум усилий, чтобы выбить разрешение на строительство контейнерного терминала. Если это произойдет, то в паре с ним "Сухой порт" сможет обслуживать около 1 млн контейнеров в год. При таких условиях перед г-ном Коломойским открываются дивные перспективы: тариф на хранение груза в портах Украины сегодня не регулируется и составляет порядка $1/сутки. А благодаря дефициту площадей в Одесском порту эта ставка с каждым последующим днем хранения увеличивается в геометрической прогрессии.

В отношении тихого противостояния Минтранса с Ринатом Ахметовым можно отметить, что с января 2007 г. разорван договор о совместной деятельности между ЗАО "Стивидорная компания "Авлита" (входит в сферу влияния СКМ) и ГП "Севастопольский морской торговый порт". Вероятно, для Рината Леонидовича, который оформил права собственности на "Авлиту" незадолго до того, как договор был признан недействительным, это была не очень хорошая новость. С помощью стивидорной компании СКМ планировала переваливать металлургические грузы собственных предприятий, тем самым экономя на оплате этого труда третьим лицам и приобретая операционную гибкость. До последнего времени металлургам приходилось искать обходные пути. Например, недавно они получили разрешение о взятии в аренду на 50 лет участка акватории порта. Вероятно, в современных условиях сотрудничество Севастопольского порта и СКМ пойдет на поправку.

    Реклама на dsnews.ua