• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Генеральное похоронное управление. Александр Медведько настроил прокуратуру на обслуживание "донецкой" власти

Реклама на dsnews.ua

Генеральная прокуратура Украины вернулась к обычной форме управления — ЗАО с контрольным пакетом у Партии регионов. Такая форма управления надзорной инстанцией позволяет "регионалам" время от времени "расследовать" политические дела и постоянно — коммерческие.

ГПУ збагривает "висяки"
В конце июня Генпрокурор Александр Медведько пообещал, что "с 1 июля органы прокуратуры не будут заниматься возбуждением, расследованием, направлением в МВД уголовных дел об умышленных убийствах, изнасилованиях и других преступлениях". До конца августа Генпрокуратура передаст милиции 8,5 тыс. уголовных дел. Речь идет, главным образом, о скопившихся за многие годы "висяках". После этой "зачистки" в ГПУ останутся только крупные дела, связанные с корпоративными конфликтами, а также так называемые "политические".

Правда, г-н Медведько оговорился, что ГПУ может оставить себе для расследования любое дело. Что она уже и сделала с делами Георгия Гонгадзе и Вячеслава Черновола. Из свежих под началом Генпрокурора остались всего три: возобновленное разбирательство против нападавшего на журналистов СТБ народного депутата от ПР Анатолия Калашникова, бузившего во времена акций "Украина без Кучмы" Андрея Шкиля (БЮТ) и трудившегося в "Нафтогазі України" Алексея Ивченко (соратник Президента, КУН). При этом осталось без внимания обращение главы Секретариата Президента Виктора Балоги с просьбой изучить деятельность Александра Мороза после окончательного роспуска парламента. Замгенпрокурора Татьяна Корнякова должна была еще 17 июля вынести вердикт, возбуждать ли дело против г-на Мороза, однако никакой реакции ГПУ по этому поводу не последовало (прокурорские игры в молчанку дали основания социалистам говорить о необходимости созыва 31 июля пленарного заседания "распущенного" парламента). В лояльности г-на Медведько социалистам сомневаться не приходится, ввиду того что Генпрокуратура оперативно затребовала и замяла пять уголовных дел, возбужденных СБУ против то ли "захватчика", то ли "освободителя" ГПУ Василия Цушко, что позволило послеинфарктному министру внутренних дел вернуться в Украину с формально чистой совестью. В то же время четыре уголовных дела против начальника Управления госохраны Валерия Гелетея и его соратников (представлявших в драке возле ГПУ президентскую сторону) расследуются до сих пор.

Ветер с востока
Даже из этого короткого перечня уголовных дел, пребывающих под личным контролем Генпрокурора, можно сделать вывод, что ГПУ сегодня играет на стороне Партии регионов. Это невзирая на то, что, согласно заключенным в конце весны договоренностям между главой государства и главой правительства, она должна была стать институтом совместного управления президентского Секретариата и Кабинета Министров: "регионалы" отстояли возвращение в кресло "своего" Александра Медведько, а "государевым оком" в этой инстанции должен был стать и. о. Генпрокурора с недельным стажем Виктор Шемчук, которому высочайшие политики предопределили должность первого зама г-на Медведько, вменив в обязанности курировать следствие, находившееся ранее в ведении "донецкого" Рената Кузьмина. Однако Генпрокурору "смотрящий" от Президента оказался не нужен: назначение г-на Шемчука было обжаловано в одном из районных судов Киева, и Виктору Викторовичу пришлось возвращаться на ранее занимаемую должность — руководить прокуратурой Крыма. Первым замом Александра Медведько стал Сергей Винокуров — товарищ коммуниста Адама Мартынюка, кум Святослава Пискуна и близкий к самому г-ну Медведько.

Президент этот кадровый кульбит проглотил, как и увольнение еще одного замгенпрокурора — Виктора Шокина, ближайшего друга Петра Порошенко. Из тех, в лояльности кого Секретариат может быть уверен, остались львовянин Николай Голомша и Николай Кудрявцев (в 2000 г. он возглавлял Закарпатскую прокуратуру, после чего Виктор Медведчук посодействовал его переводу в ГПУ). Остальные замы в разной степени лояльны "донецкому" руководству страны. Виктор Пшонка (его сын Артем Пшонка в прошлом году из зампрокурора донецкой Горловки трансформировался в нардепа по списку ПР), пять лет назад возглавил Донецкую облпрокуратуру — тогда в его подчинении трудился г-н Медведько. Об уроженце Донецка Ренате Кузьмине оппозиционеры говорили, что он даже подмял под себя Александра Медведько: своей значимости г-н Кузьмин достиг благодаря тому, что, курируя следственное направление ГПУ, выполнял множество оперативных указаний сидящих в правительстве "регионалов". Но недавно Генпрокурор решил разбить кураторство над следственным направлением между несколькими замами, передав часть бывших полномочий г-на Кузьмина лояльному к себе Сергею Винокурову. Еще два зама — Татьяна Корнякова и Александр Шинальский — в ГПУ старожилы, пережившие многих генеральных.

Кроме того, на позапрошлой неделе г-н Медведько отправил в отставку прокурора Киевской области Юрия Гайсинского. Тесть секретаря Харьковского горсовета Геннадия Кернеса уже давно выражал недовольство кадровой политикой в ГПУ. И после его плановой отставки, связанной с истечением пятилетнего срока пребывания на посту, адекватной должности ему не предложили, дав возможность искать место в избирательных списках. Чем он сейчас и занят.

Коммерческое прокурорствование
Весной этого года "регионал" Борис Колесников, прогнозируя отставку Александра Медведько, утверждал, что "Генпрокуратура превращается в районное отделение ОБХСС по качеству и номенклатуре расследуемых дел". Возможно, насчет районного уровня он слегка преувеличил, но в общих чертах тренд именно таков. После высвобождения прокуроров от тяжких бытовых преступлений в сухом остатке заметно выделяются дела корпоративные. В июне Кабмин начал выдавливание "татар" с "Укртатнафты": с подачи вице-премьера Андрея Клюева ГПУ занялась схемами поставок сырья на НПЗ, что в конечном итоге вылилось в намерение сменить во время собрания акционеров 30 июля лояльного к "Татнефти" председателя правления Сергея Глушко на ставленника правительства.

Реклама на dsnews.ua

Похожая борьба идет в "Укртрансгазе". Менеджмент дочернего "Нафтогазу" предприятия еще со времен Алексея Ивченко не был переподчинен Кабмину. С приближением выборов такое положение перестало устраивать правительство, и Генпрокуратуре поручили проверить схемотворчество в работе газовых автозаправок компании. Эксперты считают, что результатом следствия, как и в случае с г-ном Глушко, будет не наказание нынешних, а назначение новых руководителей.

Участвует ГПУ и во внутрикорпоративных конфликтах. Недавно в ряде СМИ опубликована не получившая пока подтверждения информация о родстве зампреда правления Сбербанка Павла Борулько с Генпрокурором Александром Медведько. И хотя некоторые банкиры это опровергают, тем не менее, прокуратура так и не смогла завершить дело о доведении до банкротства Интерконтинентбанка: в 2005 г. деньги ИКБ уплыли на счета трех финучреждений, которые, как поговаривают, могут быть связаны с г-ном Борулько. С тех пор дело тянется весьма вяло, а сам Павел Борулько стал советником Виктора Януковича.

Учитывая политическую ангажированность ГПУ, можно ожидать, что хотя бы одно громкое политическое дело будет доведено до суда. Самым вероятным претендентом обещает стать следствие по Алексею Ивченко. После его отставки из "Нафтогазу" был возбужден ряд уголовных дел по растратам в компании. Однако в 2006 г. г-н Ивченко ушел в парламент по спискам "Нашей Украины", и в то время ему удалось добиться в Шевченковском суде Киева постановления о незаконности возбуждения этих дел. Когда же он вместе с остальными "нашеукраинцами" сложил мандат и объявил, что не будет баллотироваться в парламент, ГПУ сразу же выиграла кассацию в Верховном суде: как раз на прошлой неделе дела были возобновлены. Судя по всему, дело против г-на Ивченко станет весьма ценным подарком Партии регионов в их агитации против пропрезидентских сил. Главное, что крайне важно для Генпрокуратуры, — вовремя успеть с расследованием.

    Реклама на dsnews.ua