• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Белорусский транзит

Реклама на dsnews.ua

Недавние братские ссоры Москвы и Минска из-за газовых поставок лишь укрепили дружбу Владимира Владимировича и Александра Григорьевича. Сначала поставив белорусскую экономику на колени, а затем протянув руку кредиторской помощи, Россия весьма выгодно укрепила свое влияние на Беларусь.

Долговые привязки
Менее чем за неделю президент Беларуси Александр Лукашенко провел кадровые зачистки сразу в двух стратегических сферах: энергетической отрасли и силовых структурах. 23 июля "бацька" уволил руководителей трубопроводной компании "Белтрансгаз" и Белорусской нефтяной компании (БНК). За неделю до этого, 17 июня, Александр Григорьевич провел кадровые перестановки в КГБ, освободив от занимаемых должностей председателя комитета Степана Сухоренко и его заместителей. Первая зачистка стала свидетельством энергетического кризиса. Вторая — яркой демонстрацией укрепления власти: всевидящий глава державы наказал виновников бардака государственного масштаба. И оба эти события тесно взаимосвязаны и продиктованы новой политикой страны по отношению к РФ.

Беларусь задолжала российскому "Газпрому" $500 млн. Минск попал в должники к россиянам еще с начала года, когда "Газпром" повысил цену на голубое топливо с $46 за тыс. куб. м до $100. Тогда же Москва ввела пошлину на нефть в размере $53 за тонну. Все эти нововведения, по оценкам специалистов, обходятся Минску в $2–2,5 млрд ежегодных дополнительных выплат. Таким образом, с начала года зависимость белорусской экономики (и власти г-на Лукашенко) от благоприятствования Владимира Путина существенно возросла.

Поначалу Александр Григорьевич отважно заявил, что "будет диверсифицировать поставки": "Очень важно иметь свою добычу в Иране, Венесуэле и странах Персидского залива". И сразу же принялся за дело — брататься с латиноамериканским лидером Уго Чавесом. Тогда же президент Беларуси предложил Киеву сформировать "общий фронт против Кремля". По его мнению, если скоординировать тарифную политику по транзиту российского газа, то Беларусь и Украина смогут более эффективно отстаивать свои интересы. Также г-н Лукашенко заявил, что Украина могла бы поставлять в Беларусь и Европу каспийскую нефть, чтобы "никому не кланяться": "Стоит только договориться Беларуси и Украине, и в этом регионе совершенно изменится конфигурация экономических и политических отношений". Но особого отклика у Киева Минск не нашел, и поэтому спустя несколько месяцев Александр Григорьевич обуздал свой пыл, попросив у России кредит в $1,5 млрд. И представители Белокаменной согласились. Высокопоставленные источники в правительстве РФ заявляют, что кредит для Беларуси может быть даже беспроцентным, после чего желание "бацьки" подружиться с Украиной сошло на нет.

Давний прием
Прижав белорусскую экономику с помощью газового крана, российские власти перешли к ее фактической колонизации. В частности, эксперты не исключают, что в качестве благодарности за предоставленные кредиты и допинг белорусской экономике г-н Лукашенко передаст РФ ряд госпредприятий, выставленных на приватизационный аукцион. (Ведь стабильная экономика и отсутствие энергетических кризисов позволяют Александру Григорьевичу оставаться у руля власти и быть любимым "бацькой" белорусов.) И действительно, начав переговоры о предоставлении $1,5-миллиардного кредита Минску из российской казны, президент Беларуси вдруг всерьез заговорил о выставлении на продажу предприятий госсобственности. Среди тех объектов, которые могут быть частично проданы иностранцам, — НПЗ "Нафтан", Мозырский НПЗ и ОАО "Полимир". Предлагается также рассмотреть возможность акционирования с целью последующей продажи стратегическим инвесторам крупнейших белорусских предприятий, в частности, Минского автомобильного завода, "Белтелекома" (монополист на рынке связи и интернета) и Белорусского цементного завода. В свою очередь у потенциального покупателя — россиян — фактически нет конкурентов: европейский и американский бизнес не спешит выражать свою заинтересованность в покупке белорусских предприятий. Согласно действующему сейчас в стране законодательству правительство может в любой момент вернуть контроль над ранее приватизированным предприятием посредством "золотой акции", которая дает возможность использовать право вето в принятии решения по стратегическим вопросам функционирования компании.

Лукашенковский зачет
Официально белорусская экономика по темпам роста ВВП принадлежит к числу лидеров среди стран СНГ. В 2005 г. ВВП вырос на 9,2%, а в 2006-м — на 9,9%, составив порядка $32 млрд. Правда, отрицательное сальдо платежного баланса в прошлом году составило $1,663 млрд — около 4,5% ВВП. Но, как утверждает экс-председатель Национального банка РБ Станислав Богданкевич, объем неоплаченной продукции, поставленной на экспорт в 2006 г., составляет около $7 млрд (что по сути своей является методом отмывания денег), в то время как весь белорусский ВВП — около $37 млрд.

"По официальной статистике, экономика Беларуси выросла за минувший год на 10%, тогда как объем официальных заимствований государства на внешних рынках — на 60%. Это говорит о крайней неэффективности производства", — говорит он. В этой ситуации не огорчил г-на Лукашенко весьма недружественный шаг европейцев — 21 июня Евросоюз отменил торговые льготы для Беларуси и рассматривает возможность ее исключения из Генеральной системы преференций, что, по оценкам экспертов, будет стоить Минску $300 млн в год.

Реклама на dsnews.ua

Арестованная демократия
Пойдя на сделку с Кремлем — "деньги в обмен на лояльность", Александр Григорьевич сумел существенно укрепить власть внутри страны. В борьбе с оппозицией полным ходом используется 342 статья Уголовного кодекса, согласно которой за участие в митингах и уличных акциях, "нарушающих общественный порядок", предусмотрена уголовная ответственность — до трех лет лишения свободы. На прошлой неделе был задержан лидер оппозиции Александр Милинкевич.

Тем временем само оппозиционное движение "затрещало по швам". В начале лета белорусская оппозиция раскололась на промосковское умеренное большинство (возглавляемое так называемой коллегией, в составе которой пребывает даже лидер коммунистов Сергей Калякин) и прозападное меньшинство Александра Милинкевича. Первые делают ставку на конструктивный диалог с правительством, вторые, ряды которых становятся все реже, считают единственным возможным способом действий организацию массовых акций протеста. Александр Милинкевич вызвал недовольство соратников тем, что "увлекся зарубежными поездками" и не сделал серьезных шагов к национальному лидерству. Разочарование в лидере и отсутствие реальных успехов белорусской оппозиции стало причиной потери ее популярности среди рядовых граждан страны. Протестные акции проходят уже с гораздо меньшим размахом даже по сравнению с подобными мероприятиями во время президентских выборов прошлого года.

Раскол оппозиции не может не радовать г-на Лукашенко. После того как новогодняя игра г-на Путина в газовый кран заставила президента Беларуси реально прочувствовать весь риск потери власти ввиду нависшего энергетического кризиса, Александр Григорьевич сделал вывод — опираться ныне он может лишь на "дружественную" Россию. Ведь именно ее дешевые энергоресурсы позволяют "бацьке" обеспечивать практически полную занятость населения и развитие экономики. Единственный его соперник — демократ Александр Милинкевич — уже не лидер объединенной оппозиции и не любимец Евросоюза. Сменив руководство силовых ведомств на своих людей, г-н Лукашенко намерен еще долго оставаться у руля власти и держать курс на Россию.

    Реклама на dsnews.ua