• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Блок питания. Андрей Деркач совершенствует навыки эффективного освоения государственных денег

Реклама на dsnews.ua

Закупки оборудования, услуг и комплектующих, производимых "Энергоатомом", продолжают будоражить умы чиновников, ответственных за расходование бюджетных денег. Не успели стихнуть страсти по поводу громких заявлений руководства Службы безопасности Украины о возбуждении уголовных дел по факту кражи миллионов гривень должностными лицами энергокомпании, как ядерными конкурсами заинтересовалась Тендерная палата Украины, которая обвинила "Энергоатом" в злоупотреблениях при проведении тендеров.

На прошлой неделе агентство УНИАН распространило сообщение о том, что Тендерная палата выявила нарушения процедур закупок ОАО "Днепрэнерго", НЭК "Укрэнерго" и НАЭК "Энергоатом". В случае с "Укрэнерго" ТПУ выявила процедурные нарушения: организатор тендера на сумму 5,6 млн грн. ограничил число его участников юридическими лицами. Если учесть, что на конкурсе определялся поставщик трансформаторов, становится очевидно, что ограничение едва ли оказало существенное влияние на результат: маловероятно, чтобы некий частный предприниматель смог предложить более выгодные условия, чем производитель. Представителей "Днепрэнерго" и "Энергоатома" Тендерная палата уличила в допуске к участию в тендере нескольких компаний, учредителем которых является одно лицо. Правда, в случае с "Днепрэнерго" речь идет о нанесении ущерба на гротескно малые 2,9 тыс. грн. А если вспомнить, что компания перешла из объятий государства в сферу влияния Рината Ахметова, можно предположить, что о тендерных "проделках" запорожских энергетиков скоро уже никто не вспомнит. Немного иная ситуация с "Энергоатомом". Одна из крупнейших государственных компаний Украины регулярно проводит множество тендеров на поставки разнообразной продукции. А поскольку речь идет о многих миллионах гривень, вокруг конкурсов атомщиков постоянно трещат копья.

Казалось бы, имея большое количество претендентов на право поставок чего-либо, компания может наладить эффективную работу с контрагентами. На деле же конкурсы на "ядерные поставки" постоянно продуцируют громкие скандалы. Так, в середине августа и. о. главы СБУ Валентин Наливайченко заявил, что против должностных лиц "Энергоатома" возбуждено уголовное дело. "Выявлена, по сути, преступная схема, в которой через фиктивные посреднические структуры расхищались государственные средства", — цитировало главного контрразведчика страны агентство "Интерфакс-Украина". Пресс-служба компании в тот же день распространила пресс-релиз, несколько дополнивший слова г-на Наливайченко. В сообщении было сказано, что уголовное дело возбуждено на основании представления самого "Энергоатома", руководство которого выявило нарушения в действиях своей "дочки" — компании "Атомкомплект". Более того, с начала 2007 г. атомщики, как выяснилось, передали правоохранительным органам "целый ряд документов, содержащих информацию о нарушении законодательства должностными лицами компании, для принятия соответствующих процессуальных решений".

Такое самобичевание показывает, что злоупотребления при закупках в "Энергоатоме" действительно имеют место и масштабы их довольно велики. В сущности, в любой крупной компании процветают различные схемы реализации чьего-либо "интереса" при проведении тендеров. Вариантов удовлетворения финансовых амбиций отдельных руководителей компаний довольно много — от банальных "откатов" до многоэтапных схем передачи работ на субподряд, при которых на каждой транзакции часть денег прилипает к нужным рукам. Особенно охотно менеджеры "осваивают" государственные деньги. Правда, здесь есть определенные сложности: госпредприятия при проведении закупок на крупную сумму обязаны провести тендер. Для того чтобы обойти обязательный конкурс, менеджеры зачастую дробят заказ на несколько лотов. Знающие люди говорят, что в "дробных схемах" очень хорошо разбирается первый вице-президент "Энергоатома" Анатолий Лавренчук, который участвовал в проведении многих конкурсов еще в бытность главным инженером Запорожской АЭС. В результате так называемого дробления общая сумма контрактов нередко существенно превышает стоимость работ, указанных в техническом задании при проведении тендера. Но и факт состоявшегося тендера не всегда гарантирует экономию денег. К примеру, если в конкурсе заявок явно побеждает компания, не замеченная в тесных партнерских отношениях с менеджерами организатора, его всегда можно отменить "по решению заказчика". Закаленные в тендерных боях предприниматели утверждают, что порой выкупивших документацию претендентов не уведомляют о внесении в нее изменений, которые четко "указывают" на победителя.

Довольно интересным представляется и состав претендентов на деньги "Энергоатома". Как правило, в большом количестве конкурсов участвуют одни и те же компании. К примеру, в середине текущего года очень выгодный контракт стоимостью 118,56 млн грн. на работы под мудреным названием ремонт конденсатора с антикоррозийной защитой внутренней поверхности охлаждающих трубок Южно-Украинской АЭС выиграло ООО "Запорожская атомная энергетическая компания" (ЗАЭК). В этом тендере была применена процедура закупки у одного поставщика. В принципе ООО неплохо знакомо, по крайней мере, Анатолию Лавренчуку: в его бытность главным инженером Запорожской АЭС учредители ЗАЭК — латвийская компания Atmo — в 2005 г. обращались в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма с иском о взыскании со станции долга за высоковольтное оборудование. Чем тогда закончилось дело, неизвестно. Тем более что "Энергоатом" до сих пор проходит процедуру банкротства, поэтому имеет возможность крайне избирательно подходить к погашению своих долгов. Но чрезвычайная выгодность "трубочного" контракта (отраслевые аналитики оценивают стоимость замены охлаждающих трубок ЮУАЭС в 75 млн грн.) вполне может оказаться неплохой компенсацией морального ущерба латвийским бизнесменам, за спиной которых маячит тень российского магната Сергея Бодрунова (глава корпорации "Аэрокосмическое оборудование").

Еще один фаворит "Энергоатома" — ОАО "Южэнергострой" — близок к братьям Дмитрию и Леониду Крючковым. В июле 2007 г. эта компания была признана банкротом (соответствующее постановление Одесского хозяйственного суда оспорено в Высшем хозяйственном суде), зато ее менеджеры очень хорошо постигли искусство побед в тендерах. К примеру, 8 мая 2007 г. "Южэнергострой" был признан победителем конкурса на реконструкцию системы технического водоснабжения на Ташлыкской ГЭС (ценовая заявка ОАО — 182 млн грн., тогда как некоторые участники конкурса утверждают, что просили намного меньше), а соответствующий договор с атомной компанией был подписан в тот же день. Еще более триумфальной была победа "Южэнергостроя" в тендере на возведение жилого дома в Южноукраинске. В пакете тендерной документации, которую выкупили участники конкурса, содержался проект договора на проведение работ, в котором ОАО "Южэнергострой" уже было указано в качестве генподрядчика. Возможно, атомщики просто удачно пошутили, а может быть, название компании было перенесено из договора на строительство дома в Кузнецовске ("Южэнергострой" выиграл этот тендер в сентябре 2006 г., но здание до сих пор не возведено).

Учитывая довольно близкое знакомство главы "Энергоатома" с братьями Крючковыми, сотрудничество компании с "Южэнергостроем" в ближайшем будущем наверняка продолжится. А вот дальнейшая перспектива этого партнерства напрямую зависит от результатов, которых добьется на выборах Партия регионов, в ряды которой не так давно вошел Андрей Деркач. Правда, ретивость, с которой он убеждает директоров АЭС заключать небольшие контракты с хорошо известными ему компаниями, может оказать Андрею Леонидовичу медвежью услугу. Многие атомщики явно симпатизируют политическим союзникам Виктора Ющенко. Поэтому могут начать жаловаться на своего шефа окружению Президента, который, надо полагать, не преминет лишний раз поиграть мускулами перед Кабмином. Особенно в ходе избирательной кампании.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua