• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Польша лечит двойную "головную" боль

Реклама на dsnews.ua

В эти дни в Польше полным ходом идет предвыборная борьба: 21 октября гражданам страны предстоит вновь прийти на избирательные участки — на два года раньше запланированного срока. В отличие от Украины на проведении досрочных выборов настоял не президент Лех Качиньский, так рассудили парламентарии. Упомянутое решение было принято сразу после того, как стало очевидно, что правящая правоцентристская коалиция во главе с премьером Ярославом Качиньским потерпит на выборах крах.

"Однояйцовая" тирания
Однояйцовые близнецы Лех и Ярослав Качиньские (первый — президент Польши, второй — премьер-министр) руководят страной с 2005 г. Поляки сетуют, что правление братьев оказалось им в тягость. Обещанные реформы, снижение налогов и строительство новой инфраструктуры они оставили на потом, а все свои силы бросили на якобы бескомпромиссную борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти и крупном бизнесе, а также на выявление "шпионов" во властных кабинетах, которые засели там еще со времен, когда Польша была Народной Республикой, т. е. бывших коммунистов. Практически ни дня не проходит без скандала, и пресса пестрит заголовками о громких разоблачениях, арестах и коррупционных делах. Но особых политических дивидендов эта кампания не принесла, скорее наоборот: в августе правительство Ярослава Качиньского лишилось поддержки большинства, поскольку правящий Кабинет покинул одиозный политик — вице-премьер и министр сельского хозяйства Анджей Леппер, лидер партии "Самооборона". Сразу после его отставки было возбуждено следствие по фактам незаконной махинации с землей руководством министерства. Но многие поляки считают эти разоблачения явно заказными. Вдобавок, "коррупционер" Леппер обвинил братьев Качиньских в том, что за ним велась слежка спецслужбами по заданию премьера, а значит, среди партнеров по коалиции "никогда не было доверия". Ранее из правительства по практически аналогичным причинам ушли министр обороны Радослав Сикорский и министр внутренних дел Януш Качмарек, которого также в начале сентября обвинили в коррупционной деятельности и даже арестовали. Именно он незадолго до своего ареста рассказал в парламенте, что Качиньскими установлена тотальная слежка за всеми, кого они так или иначе считают "предателями интересов Польши". По данным г-на Качмарека, "органами" велась прослушка телефонов журналистов и известных политиков, среди которых экс-президент Александр Квасьневский, а также сын другого президента Польши Леха Валенсы — Ярослав. Сам Валенса-старший тоже на нынешних выборах выступил против братьев, сказав, что стране нужны новые руководители, которые сумеют объединить поляков.

"Моральные революционеры"
Неблагонадежными и даже предателями в нынешней Польше стали все, кто ставит под сомнение правильность курса братьев Качиньских. Поначалу президент и премьер пытались вернуть страну к извечным ценностям, как то: духовность, уважение к церкви, традиции, идеалы прочной семьи, патриотизм, но слишком перегнули палку в своих стремлениях. Теперь они находят оправдания своим неудачам — им якобы все это время мешали агенты коммунистического режима, глубоко укоренившегося в правящей элите. По глубокому убеждению господ Качиньских, Польша даже в годы после отставки коммунистического диктатора Войцеха Ярузельского управлялась людьми, которые не были честны перед народом, но быстро перекрасились в демократов и приспособились к жизни в новых условиях, сохранив старые связи и влияние, а порой и власть.

Сами Качиньские именно из-за этого еще в начале 90-х порвали с "Солидарностью" и Лехом Валенсой. Очень долго они находились в политической тени, пока один из них — Лех — не стал мэром Варшавы. А Ярослав в это время создал партию "Право и справедливость", которая на последних выборах стала правящей. Победив в 2005 г. каждый на своих выборах, братья объявили о начале "моральной революции" в стране, попытавшись привнести в политику те чувства и настроения, которые им привила семья: отец–антикоммунист, участник знаменитого героического Варшавского восстания 1944 г., и мать, которая, несмотря на то что близнецам уже по 57 лет, пользуется у них огромным авторитетом. Ярослав Качиньский, кстати, не женат и живет вместе с ней и ее любимыми кошками. Даже свою премьерскую зарплату он кладет не на собственный счет в банке, а на мамин, и им же пользуется. Именно она воспитала сыновей в духе традиционных для Польши ценностей, но при этом привила подозрительность и недоверие к тем, кто данные принципы не исповедует. В итоге, по словам экс-президента Александра Квасьневского, страна на грани маразма — "выходит так, что предателями польских национальных интересов являются именно те, кто критикует нынешнюю власть, а не те, кто стоит у руля и воплощает эту губительную политику".

Братьями Качиньскими была инициирована проверка на благонадежность всех, включая публикацию секретных досье поляков, сотрудничавших со спецслужбами в годы ПНР. Власти называют это "люстрацией", а оппозиция — "репрессиями и охотой на ведьм". Господа Качиньские создали новую польскую спецслужбу — антикоррупционное бюро с широкими полномочиями по выявлению и наказанию причастных к фактам злоупотребления властью и деятельности, которая подрывает благосостояние страны. И расставили на ключевые посты не только в государстве, но и в руководстве центральными СМИ своих людей, которые следят за проведением в жизнь идей "моральной революции".

Двойная "головная" боль
Внутри страны жесткий менеджмент дал определенные результаты в сфере экономики — рост ВВП на 7% ежегодно, снижение уровня безработицы. Впрочем, эти успехи были достигнуты в том числе и путем более активного вмешательства власти в экономику и бизнес. Правительство Качиньских в последние дни приняло ряд законопроектов по снижению налогов, что в следующем году приведет к росту бюджетного дефицита, а центробанк Польши дал понять, что не будет торопиться с переходом страны на евро, введение которой прошлым Кабинетом планировалось на 2009 г. Именно поэтому, когда было объявлено о досрочных выборах, польский злотый начал укрепляться по отношению к другим валютам; появилась надежда, что следующее правительство все-таки будет проводить более либеральную политику.

Во внешней политике Варшава стала более жестко отстаивать свои интересы в Евросоюзе, порой бросая вызов всем остальным 26 членам организации, переживающей сложный период реформирования. В Брюсселе даже ходит злая шутка: братья Качиньские — это двойная головная боль для всей Европы. Однако в данном направлении никаких послаблений не предвидится: ведь вне зависимости от результатов парламентских выборов Лех Качиньский все равно останется президентом Польши.

Реклама на dsnews.ua

Радикализм в подходах к решению внутренних политических проблем уже в ходе нынешней предвыборной кампании отвернул от братьев Качиньских часть избирателей и некоторых близких соратников по партии. Так, ветеран "Солидарности" и до последнего времени спикер сената Богдан Борусевич переметнулся в стан главной оппозиционной партии "Гражданская платформа", руководимой либеральным Дональдом Туском. За ним перебежчиками стали уже упомянутый экс-министр обороны Радослав Сикорский и ряд других, менее известных однопартийцев Качиньских.

Другим тревожным звоночком для близнецов стало то, что их традиционная ставка на село тоже может не сработать, так как там достаточно прочные позиции имеет Польская крестьянская партия. А она точно попадет в сейм и может стать той третьей силой в противостоянии между "Правом и справедливостью" и "Гражданской платформой", от которой в итоге и будет зависеть конфигурация будущего кабинета. Тем более что все эксперты прогнозируют провал на выборах и "Самообороны" Анджея Леппера, и другой, более мелкой партии из старой коалиции — "Лиги польских семей". Таким образом, после 21 октября может оказаться, что сейм, состоящий из 450 депутатов, будет поделен практически поровну между сторонниками господ Качиньских и Туска. В этом случае коалиционные переговоры будут затяжными, а родившаяся на свет коалиция — снова нестабильной, и не факт, что правление близнецов сохранится.

Ярослав Качиньский уже намекнул, что поражение партии может стать причиной его отставки. Премьер поставил перед своими соратниками трудновыполнимую задачу: получить 280 мандатов, примерно на 50 больше, чем ныне эксперты обещают "Гражданской платформе". Только в этом случае братья могут считать, что народ дает им карт-бланш для продолжения нынешней политики, только тогда победа "Права и справедливости" будет бесспорной. Однако в такой исход выборов верят далеко не все, даже среди членов "ПиС".

    Реклама на dsnews.ua