• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Морской узел. Государство сделало все, чтобы избавить страховщиков от больших компенсаций по керченской катастрофе

Реклама на dsnews.ua

Жаркие разбирательства между Украиной и Россией о финансировании ликвидации последствий аварии судов в Керченском проливе оставили на втором плане другой вопрос: "Поучаствуют ли в этом страховщики?". Ведь корабли, потерпевшие крушение 11 ноября, были застрахованы. Эксперты на эту перспективу смотрят скептически, уверяя, что СК могут избежать выплат, ссылаясь на недостатки отечественного законодательства.

По действующим правилам страхованию подлежат как сами корабли, так и ответственность их владельцев перед третьими лицами, включая нанесение судами экологического ущерба.

Пока о принятии на себя обязательств по страхованию ответственности судовладельцев заявили только российские страховщики, а их украинские коллеги не спешат раскрывать свои имена. "Вера Волошина" была застрахована у нас только по морскому КАСКО, включающему страхование корпуса, машин и деталей судна. Имя страховщика ответственности мы не знаем", — говорит вице-президент по внешнеэкономической деятельности и перестрахованию СК "АСКА" Анна Бутко. По информации "ДС", переломившийся надвое танкер "Волганефть-139" и треснувший танкер "Волганефть-123" были застрахованы российской группой "АльфаСтрахование" по морскому КАСКО. Страхование ответственности владельцев танкера "Волганефть-139", сухогруза Willow, барж Dike и Demetra оформлены в российской СК "Ингосстрах". В последней отметили, что определить размер компенсации можно лишь после расследования, но убыток составит около $1,5 млн. "Согласно Кодексу торгового мореплавания России все суда, заходящие в порты РФ, должны иметь страхование ответственности судовладельца. В мировой практике покрытие при таком страховании составляет не менее $2 млн за судно", — рассказал "ДС" директор компании страховой брокер "УкЛлойд", капитан Сергей Михайлов-Горячев. Полис страхования ответственности покрывает как минимум ущерб, причиненный имуществу, здоровью и жизни третьих лиц, а также экологии судном или грузом на борту. СК покрывают ущербы, спровоцированные ошибкой капитана или команды, или их преднамеренными или преступно-небрежными действиями.

Увы, в украинских, да и российских полисах многие важные морские риски не учитываются. Эта практика процветает благодаря несовершенству отечественных законов. Статья 7 Закона "О страховании" к обязательным видам относит: страхование ответственности владельца морского судна, страхование ответственности морского перевозчика и исполнителя работ, связанных с обслуживанием морского транспорта, а также страхование ответственности субъектов перевозок опасных грузов на случай наступления негативных последствий такой перевозки. Контролировать наличие полисов обязана Инспекция государственного портового надзора перед выходом судов в море. Но правила страхования ответственности на море регламентированы лишь в части перевозок опасных грузов. Озаботиться такой страховкой обязаны отправитель, перевозчик и получатель опасного груза, пересекающего территорию и акваторию Украины. Хотя страховые суммы по возможному ущербу, нанесенному опасными грузами, смехотворны. По постановлению Кабмина №733 от 1.07.2002 г. страховая сумма за одну тонну разлитой нефти составляет 1700 грн., а за тонну серы — 1190 грн. На компенсацию по 1300 т нефти, разлившихся с танкера "Волганефть-139", приходится 2,2 млн грн. На борту затонувшего судна "Нахичевань" находились 2365 т серы, и страховое возмещение по возможным последствиям от выброса этого вещества не превысит 3 млн грн. Согласно тому же постановлению на экологический ущерб выделяется не более 30% этих сумм, остальное может быть выплачено пострадавшим лицам. А реальный ущерб с учетом последствий для туризма и рыболовной отрасли исчисляется сотнями миллионов. "К сожалению, страхование ответственности при перевозках опасных грузов не рассматривается государством как что-то важное и нужное", — резюмирует вице-президент СК "АСКА" Елена Машаро.

Впрочем, и эти скудные деньги СК могут не выплатить. "Суда потерпели крушение в Керченском проливе. В этой территории во время шторма оставаться более чем рискованно. Ряд капитанов, получив штормовое предупреждение, вышли в Черное море", — отмечает г-н Михайлов-Горячев. СК может отказаться выплачивать возмещение, если в полисе не учитывались риски ошибочных, преднамеренных или преступно-небрежных действий капитана и команды.

Нормативные акты, регулирующие обязательное страхование ответственности при обычных морских перевозках, государственные чиновники вообще не прописали. А потому СК могут составлять договоры страхования как захотят, получая от водного страхования неплохие прибыли. "Страхование ответственности с покрытием в $2 млн для судна типа река-море, которое работает в регионе Средиземного моря, обойдется примерно в $18 тыс. в год", — говорит г-н Михайлов-Горячев. По данным компании "Страховой брокер "Дедал", в 2006 г. суммарные сборы украинских СК по страхованию ответственности судовладельцев составили 8,82 млн грн., а по страхованию самого водного транспорта — более 26 млн грн. Выплаты по ответственности в прошлом году достигли 1,8 млн грн., а объем компенсаций по авариям водного транспорта — 5 млн грн. Сборы украинских СК по страхованию ответственности при перевозках опасных грузов достигают 37,54 млн грн., тогда как выплаты составляют всего 36 тыс. грн.

    Реклама на dsnews.ua