• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Лазаренко ответит за всех

Реклама на dsnews.ua

В Донбассе начался громкий суд над группой из восьми обвиняемых, которым инкриминируется убийство 25 человек, покушение на 17, а также целый ряд разбойных нападений. Но, безусловно, самые резонансные дела, которые следствие записало на счет подсудимых, — убийства народного депутата Евгения Щербаня в 1996 г. и влиятельного банкира Вадима Гетьмана в 1998 г.

Еще месяц назад, на панихиде по случаю четвертой годовщины смерти своего наставника, Виктор Ющенко заявил, что не верит в версию следствия. "Это попытка легко снять достаточно неприятный вопрос, однако мне кажется, что это не ответ по существу", — заявил экс-премьер 22 апреля у могилы Гетьмана на Байковом кладбище. Даже постороннего наблюдателя не может не удивлять та легкость, с которой убийства двух влиятельных украинских политиков сначала вменяли в вину группировке, которую возглавляет один из бывших руководителей "Топ-сервиса" Игорь Шагин. Будто бы последнему не понравилось, что Гетьман во время своей предвыборной кампании пытался вмешаться в работу предприятия в своем округе (Тальнивский район), в котором "Топ-сервис-Восток" закупал продукцию. А вскоре тогдашний Генпрокурор Михаил Потебенько заявил, что считает заказчиком убийств уже Павла Лазаренко, а исполнителями — тех, кто сегодня занимает в Луганском суде скамью подсудимых.

Как и в случае с обвинением "топов", Генпрокуратура заявляет о "железобетонных" доказательствах. В первом случае зам-
прокурора Киева Виктор Шевченко говорил о некой дискете с файлами, в которых "топсервисовцы" составили план и время передвижения Гетьмана домой и на работу, места возможной парковки его машины и т. д. Позднее никто о дискете уже не вспоминал. Как, кстати, и о пресловутой схеме места захоронения тела Гонгадзе, которую незадолго до смерти зачем-то составил один из тех, кого следствие считает убийцей журналиста, и которую якобы нашли у него в кармане.

В нынешнем процессе есть две основные линии, которые, по мнению наблюдателей, никак не пересекаются: та, что непосредственными убийцами Щербаня и Гетьмана были именно сегодняшние подсудимые, и та, что заказчиком преступлений был "злодей на все случаи жизни" Павел Лазаренко. Итак, о непосредственных исполнителях. Буквально сразу же после расстрела в Донецком аэропорту семьи Щербаня в ноябре 1996-го правоохранители заявили, что киллеры уже мертвы — якобы именно их трупы нашли в обгоревшей "девятке" (на которой убийцы заехали на летное поле) неподалеку от места преступления. Устранение киллеров — обычная практика. Зная об этом, убийцы стараются после отработки заказа скрыться не только от органов и близких убитого, но и от своих заказчиков.

Замгенпрокурора Николай Обиход еще несколько лет назад заявил, что убийства Ахатя Брагина (Алика Грека) и Евгения Щербаня связаны между собой. В принципе, такое возможно, ведь оба они, влиятельнейшие люди региона, были учредителями ныне одного из гигантов украинского бизнеса — "Индустриального союза Донбасса". После взрыва на стадионе "Шахтер" в Донецке в 1995 году, в результате которого погиб Брагин, земля под ногами группировки Кушнира (именно им приписывается убийство) начала гореть — многие (почти весь "донецкий филиал") были за короткое время убиты, а сам главарь в срочном порядке эмигрировал в Израиль. Мог ли он, как утверждает г-н Обиход, организовать издалека работу слабенького "луганского филиала" своей группировки? А ведь именно его члены сидят сейчас на скамье подсудимых и обвиняются в убийствах Щербаня, Гетьмана, целого ряда других бизнесменов, а также уголовных авторитетов. Николай Обиход утверждает, что "арестованы не только члены группировки, но и непосредственные исполнители — киллеры, которые убили Гетьмана и Щербаня, те, кто нажимал на курок пистолета" (Щербаня, кстати, расстреливали из автоматов).

Получается, что феноменальные кушнировцы, вопреки законам бандитского мира, имея такой послужной список, спокойно расхаживали на свободе, да еще и по донецкой земле. Но что еще более странно — как Кушнир смог организовать покушение на Гетьмана, если в это время он находился в реанимации? Действительно, незадолго до убийства выдающегося банкира Кушнир зачем-то приехал в Донецк. Но за месяц до преступления его находят с тяжелым огнестрельным ранением в пригороде Донецка. В момент убийства он находился в медчасти донецкого СИЗО, а деньги "от Лазаренко" он получил, выходит, уже после своей загадочной смерти "от сердечного приступа"...

Доказательство убийств — крайне сложная процедура. Объективными уликами могут быть только отпечатки пальцев. Что на этот счет скажет следствие, мы узнаем из обвинительного заключения. А вот показания свидетелей, да еще спустя много лет после преступления — аргумент слабый по причине необъективности: что поделаешь — человеческий фактор. С "царицей доказательств" — чистосердечным признанием — в этом процессе также не сложилось. При такой доказательной базе самих обстоятельств убийств как же прокуратура докажет то, что заказывал их именно Лазаренко? Обойти эти скользкие вопросы поможет выделение дела о причастности к преступлениям Павла Ивановича в отдельное производство — это когда еще "калифорнийский узник" увидит, наконец, сквозь решетку родное небо. Но и в слушаемом деле фамилия Лазаренко звучит, однако прокуратура не сочла нужным пригласить к участию в процессе адвокатов экс-премьера. Под предлогом тесноты в зале суда на процесс века решили не допускать и журналистов. Один из судей Апелляционного суда Киева резонно заметил в интервью журналистам, что если бы дело было стоящее, то о нем трезвонили бы уже давно, а не держали в тайне факт ареста кушнировцев еще с прошлой весны, а суд моли бы начать еще перед выборами — для заинтересованных лиц это была бы козырная карта в борьбе с нынешними и бывшими партнерами и друзьями Лазаренко.

Реклама на dsnews.ua

Мотивы, которые, по мнению следователей, побудили некогда второе лицо государства заказать самые громкие в истории страны убийства, выглядят не очень убедительно. ИСД охотно покупал газ у патронируемых Лазаренко ЕЭСУ и исправно платил по счетам. Так зачем же убивать своего крупнооптового покупателя? ИСД тогда только набирал оборот. Щербань считался стопроцентным бизнесменом, умевшим договариваться и держать слово. Что же могло рассорить Евгения Александровича с Павлом Ивановичем?
Что касается мотивов убийства Вадима Гетьмана, то они тоже малоубедительны. Ведь практически ни для кого не секрет, что бизнес-интересы этих двух некогда более чем сильных политиков-бизнесменов практически не пересекались, политические мотивы тоже найти сложно. Зачем Павлу Ивановичу понадобилось "заказывать" Гетьмана, пока сказать сложно.

Нескольких слов заслуживает и собственно процесс. Ни у кого не вызывает сомнения, что только заслушивание обвинительного заключения продлится несколько месяцев. Обвиняемые вполне могут потребовать заменить своих адвокатов, которых назначило им следствие. Значит, потребуется еще время для нового знакомства с делом. Возможна попытка отвода судьи, а после всего этого — долгое и изнурительное судебное следствие: дело насчитывает 162 тома, по нему проходят 72 потерпевших и более 200 свидетелей. По множеству преступлений, не в пример эпизодам об убийстве Гетьмана и Щербаня, доказательства собраны действительно "железные". Так что луганчан наверняка осудят на длительные сроки, возможно, кое-кого приговорят и к пожизненному. А раз так, то если бы они взяли на себя вину по главным преступлениям, это бы могло обеспечить им особые условия заключения. Преступники не могут этого не понимать. В Донбассе после кровавого передела средины 90-х уже наступила новая эпоха. Может, и там не прочь перевернуть эту страницу своей истории?

    Реклама на dsnews.ua