• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Вежливый отказ. Россия добилась-таки замораживания вопроса вступления Украины и Грузии в НАТО

Реклама на dsnews.ua

Чуда не произошло — сторонники присоединения Киева и Тбилиси к Плану действий относительно членства в НАТО во главе с президентом США Джорджем Бушем после многочасовой дискуссии в Бухаресте так и не смогли переубедить Германию, Францию и примкнувшие к ним страны Бенилюкса. Видимо, аргументы, услышанные канцлером ФРГ Ангелой Меркель во время последнего визита в Москву, оказались более весомыми. Дипломатичные участники Бухарестского саммита Североатлантического альянса подобрали такую формулировку окончательной резолюции, которую каждая из сторон может трактовать по-своему. В Вашингтоне считают, что результатом встреч в столице Румынии стало "стратегическое решение с ясной перспективой" членства Украины и Грузии. Вторят американцам их верные союзники в Европе — британцы. Оптимистично оценил результаты саммита и Виктор Ющенко, а президент Грузии Михаил Саакашвили вообще, казалось, впал в эйфорию. "Принят документ, который означает намного больше, чем ПДЧ. В нем сказано, что сегодня в Бухаресте решено — Грузия и Украина станут членами НАТО. Считайте, что произошел геополитический переворот в нашем регионе. Я не мог и мечтать об этом", — сказал он. Комментарии российской стороны были хоть и сдержанными, зато не менее победоносными. В Москве прекрасно отдают отчет в том, что Бухарестский саммит изрядно урезал евроатлантический марш и Киеву, и Тбилиси, поскольку вопрос присоединения их к ПДЧ отложен на неопределенный срок (наивно полагать, что в декабре министры иностранных дел стран — членов НАТО решат вопрос, который не удалось решить в апреле), а пресловутые "открытые двери" альянса для Украины пока остаются не более чем красивым дипломатическим оборотом.

Украина расколола Евросоюз

Безусловно, можно сгущать краски и сравнивать события в Бухаресте с Мюнхенским сговором 1938 г., когда Франция и Великобритания, "умиротворяя" нацистскую Германию, сдали Гитлеру Чехословакию, после чего аппетиты Третьего рейха лишь разыгрались с новой силой. Действительно, версия о том, что нынешние перспективы энергетического сотрудничества с Россией перевесили для Берлина и Парижа желание укрепить коллективную безопасность с помощью дальнейшего расширения НАТО на Восток (а заодно укрепить безопасность Украины), очень близка к правде. По крайней мере, осторожные заявления французской и немецкой сторон никоим образом не сняли этого подозрения. Зато общеизвестны планы "Газпрома" и BASF совместно разрабатывать Южнорусское газовое месторождение, а французов — "присосаться" к Штокмановскому. Однако правы и те, кто считает, что присоединение нашей страны к ПДЧ уже на Бухарестском саммите выглядело бы как "кавалерийский наскок" на интересы старых членов ЕС. Впрочем, украинский вопрос на натовском саммите не только подтвердил наличие серьезных противоречий среди европейцев, но еще больше углубил раскол Евросоюза на Старую и Новую Европу.

Знаковым в этом плане стало заявление президента Польши Леха Качиньского, в котором тот упрекнул Германию в "забывчивости", — в 1955 г. НАТО принял в свои ряды ФРГ, хотя ее границы были признаны не всеми европейскими странами, а в связи с ситуацией в разделенном Берлине вообще была реальная угроза возникновения военного конфликта мирового масштаба. "Память об этом подрывает аргументацию тех, кто выступает против присоединения Украины и Грузии к ПДЧ", — без обиняков заявил г-н Качиньский (как известно, одним из аргументов немцев было то, что это приведет к ухудшению отношений НАТО с Россией). А наблюдателям стало понятно, что дискуссия внутри альянса по украинскому вопросу достигла очень высокого градуса. Ни для кого не секрет, что Польша вместе со странами Балтии и большинством других восточноевропейских членов НАТО ратует за скорейшее вступление Киева не только в альянс, но и в ЕС. Варшава надеется таким образом упрочить свои позиции в конкуренции с той же Германией. Также хорошо известным фактом является то, что Новую Европу патронируют США, которые с помощью восточноевропейцев лоббируют свои интересы в Евросоюзе. Все это не может не раздражать Берлин и Париж. Так что их отказ 3 апреля предложить ПДЧ Украине и Грузии в какой-то мере является недвусмысленным жестом в сторону Вашингтона. Ну и, конечно же, Москвы, только в зеркальном варианте.

Потери и преференции США и России

Впрочем, драматизировать отношения США с Францией и Германией вряд ли стоит, как и преувеличивать успехи российской дипломатии. И канцлер ФРГ Ангела Меркель, и французский президент Николя Саркози считаются более лояльными к Белому дому политиками, чем их предшественники Герхард Шредер и Жак Ширак. Кстати, формулировку по украинскому вопросу в Бухаресте, если исходить из логики Джорджа Буша, действительно можно считать компромиссной, по крайней мере, американскому избирателю разница между ПДЧ и "перспективой членства в НАТО" практически незаметна, а именно простым американцам, которым через полгода выбирать нового главу государства, старается понравиться республиканец Буш. В его интересах передать президентское кресло однопартийцу Джону Маккейну, а не демократам, которые, несомненно, расценят Бухарестский саммит как поражение Вашингтона и срыв темпов расширения НАТО.

Поставив во главу угла нереальную цель — немедленное присоединение к ПДЧ Украины, США, похоже, действовали сознательно: все внимание, в том числе и России, было сконцентрировано на украинском вопросе, а вот тема размещения систем ПРО в Восточной Европе прошла без шума. Более того, проблема "архитектуры ПРО" теперь не сугубо американская, а общенатовская. Удалось Вашингтону решить еще один актуальный для него вопрос — расширение участия Франции в военной кампании в Афганистане. И это притом что Париж еще при Шарле де Голле вышел из военных структур альянса, участвуя в нем исключительно политически, и лишь теперь возвращается собственно в военный союз.

Реклама на dsnews.ua

Хотя в конкуренции США и России бухарестским победителем все же выглядит Москва. Ей фактически удалось наложить вето на присоединение Киева и Тбилиси к ПДЧ, хотя руководство НАТО и лидеры стран–участников альянса утверждали обратное. И это несомненный геополитический успех Кремля. Похоже, РФ не верила в успех до конца, организовывая параллельно визиту Буша в нашу страну парламентские слушания с провокационными проектами резолюций (было даже предложение денонсировать Большой договор о дружбе и сотрудничестве Украины и России), а уже во время саммита в Бухаресте принимая в Госдуме оскорбительное для нас заявление по голодомору. Складывается впечатление, что Москва до сих пор не уверена, что победила. Уж очень "гуттаперчевое" решение принял совет НАТО в румынской столице в отношении украинской и грузинской евроатлантической интеграции.

В Киеве у каждого своя "победа"

"Сегодня мы пришли к решению, что эти страны станут членами НАТО. Мы четко дали понять, что поддерживаем их в представлении заявки для участия в ПДЧ. Мы обратились к министрам иностранных дел с просьбой сделать первую оценку прогресса обеих стран на будущей встрече в декабре 2008 года. Министры иностранных дел уполномочены решить, станут ли Украина и Грузия членами НАТО", — так обтекаемо выписана резолюция Бухарестского саммита. Виктор Ющенко сразу же назвал решение альянса историческим и безусловной победой украинской дипломатии. "Все 26 стран позитивно оценили заявку Киева относительно присоединения к ПДЧ, а ряд государств заявили, что Украину готовы принять в НАТО, минуя ПДЧ", — излучал оптимизм Президент 3 апреля. А уже на следующий день вышли в свет его указы об увольнении послов Украины в Германии и России Игоря Долгова и Олега Демина. Видимо, за их "историческую" миссию в подготовке к саммиту в Бухаресте (причины увольнения в указах названы не были).

Украинская оппозиция также расценила результаты натовского саммита как победу, только уже как свою. "Победа демократии", как представили отказ Украине в ПДЧ представители Партии регионов, вылилась в хорошо спланированное "празднование" 3 апреля в столице и городах востока и юга страны с участием звезд российского шоу-бизнеса, сопровождаемое телемостами и многочасовыми автомобильными пробками. 4 апреля "праздник" перенесся под стены посольств Германии, Франции и России в Киеве — в ПР назвали это "акциями признательности за взвешенную, сбалансированную, действительно демократичную позицию" данных государств. Впрочем, не все "регионалы" оценили по достоинству вклад немцев, французов и россиян в произошедшее в Бухаресте. Например, Нестор Шуфрич увидел и свою большую заслугу. "Как раз необходимость проведения референдума и явилась одной из причин отказа украинской власти в лице трех горе-руководителей, которые за спиной народа попытались навязать ему авантюрное затягивание нашей страны в подписание ПДЧ", — был категоричен в оценке Нестор Иванович. Как бы то ни было, но весьма сомнительная "победа" Партии регионов выглядит к тому же и пирровой. После Бухарестского саммита оппозиции будет сложно делать упор в своей деятельности на антинатовских лозунгах в силу резкого снижения их актуальности. Как это ни парадоксально звучит, но присоединение Украины к ПДЧ было бы настоящим подарком для "регионалов" — эксплуатация темы "АнтиНАТО" получила бы новый импульс и могла принести немалые политические дивиденды "сине-белым". Теперь же ПР придется искать новые поводы для уличных концертов.

    Реклама на dsnews.ua