• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Слон Балоги вышел мухой. Новый проект построения "партии власти" повторяет неудачный опыт своих предшественников

Реклама на dsnews.ua

Съезд новой пропрезидентской партии "Единый центр", прошедший в минувшую субботу в главном зале страны — Дворце "Украина", несмотря на всю помпезность, монументальность и предшествующую масштабную рекламную кампанию, так и не дал ответ на главный вопрос — имеет ли реальные перспективы новый политический проект? Сами "единоцентристы" заявляют, что будут не только надежным оплотом политики Президента Виктора Ющенко, но и станут "народной опорой". Хотя пока ни состав, ни методы собирания "партии Балоги" с претензией на партию власти не дают основания всерьез говорить о ее конкурентоспособности даже с малыми парламентскими партиями.

Сам себе лидер

"Я написал заявление о вступлении в "Единый центр" — политическую силу с новым качеством демократического базиса, настоящей идеологией и ответственностью, возведенной в ранг обязанности", — заявил Виктор Балога за четыре дня до проведения съезда партии, тем самым поставив точку в разыгрываемой самим же главой Секретариата Президента многомесячной псевдоинтриге, кто, собственно, стоит за процессами и является реальным лидером нового проекта. Судя по всему, выход г-на Балоги на сцену в последнем акте оказался вынужденным шагом — он так и не нашел собственному детищу подобающего "лица", кроме своего. Месяц назад временный лидер "ЕЦ" Игорь Криль уверял, что 12 июля уступит главное партийное кресло либо Арсению Яценюку, либо Раисе Богатыревой. Но, как оказалось, ни спикер Верховной Рады, ни секретарь Совбеза не захотели играть в политическом театре руководителя СП, что серьезно ударило по авторитету Виктора Ивановича. Длительные уговоры г-на Яценюка пойти в "ЕЦ" возымели обратный эффект — спикер охладел не только к главе президентской канцелярии, но и к его шефу Виктору Ющенко. Последний парламентский кризис показал, что Арсений Петрович теперь все больше дрейфует в сторону Юлии Тимошенко. Кандидатура г-жи Богатыревой отпала сразу же после отказа участвовать в какой-либо форме в "единоцентристском" проекте бизнес-крыла Партии регионов. Ринат Ахметов и Борис Колесников запретили своим подопечным идти в "Единый центр". Кроме того, они недвусмысленно намекнули Банковой, что не намерены делиться с новой пропрезидентской силой своим админресурсом в Донбассе.

За несколько дней до съезда наблюдатели прочили кресло главы партии г-ну Балоге. Однако в последний момент все было переиграно: главой партии остался Игорь Криль. Вероятнее всего, Виктор Иванович попросту испугался ответственности. К тому же у него нет опыта публичного лидерства, а навыки подковерной борьбы в коридорах власти не совсем подходят для новой роли. За всю свою, безусловно, богатую политическую карьеру глава СП всего один раз работал в таком качестве, когда непродолжительное время возглавлял НСНУ. Но даже тогда он так и не смог взять "Нашу Украину" под свой контроль. Более того, 15 февраля нынешнего года он вынужден был спешно покинуть ее, опасаясь позорного исключения из "нашеукраинских" рядов. Собственно, февральский выход Виктора Ивановича ознаменовал начало создания новой политической силы, которой на тот момент даже не успели придумать название. Как ни странно, но тогда свой поступок он объяснил протестом против несоздания единой партии на базе блока НУНС. Видимо, теперь он не видит ничего предосудительного в том, что "Единый центр" активно перевербовывает людей как из НСНУ, так и с других политсил блока. Через несколько дней после демарша главы СП НСНУ покинуло шесть нардепов-"нашеукраинцев", двое из которых (двоюродный брат Василий Петевка и старый друг и соратник Игорь Криль) входят в "большую семью" г-на Балоги. Что касается Виктора Тополова, Оксаны Билозир, Михаила Полянчича и Леси Оробец, то у каждого из них своя история взаимоотношений с руководителем СП и обязательств перед ним.

"Партстроительный материал" не первой свежести

Учитывая степень влияния Виктора Балоги на руководителей обладминистраций, предполагалось, что "Единый центр" станет губернаторской партией. Но из всех президентских наместников членами "ЕЦ" стали только пять — председатели Херсонской ОГА Борис Силенков, Хмельницкой — Иван Гавчук, Житомирской — Юрий Забела, Днепропетровской — Виктор Бондарь и Севастопольской ГГА Сергей Куницын. Причем никто из них (кроме г-на Куницына, возглавившего крымскую партийную ячейку) не стал лидером областных парторганизаций. Видимо, таким образом глава Секретариата пытался снять обвинения в использовании админресурса (например, не было бы сенсацией вступление в "Единый центр" руководителя Закарпатья, кума г-на Балоги Олега Гаваши или тернопольского наместника, многолетнего помощника Виктора Ивановича и в Закарпатской ОГА, и в МЧС, и на Банковой Юрия Чижмаря). Однако в целом ряде регионов местные партячейки возглавили вице-губернаторы. Такая честь выпала Чернигову, Николаеву, Хмельницкому, Черкассам и Запорожью. Кстати, на Закарпатье обустраивать "ЕЦ" будет брат главы СП Иван Балога, занимающий к тому же должность первого заместителя председателя обладминистрации.

Еще целым рядом областных организаций партии руководят экс-губернаторы, которые надеются таким образом вернуться в большую политику. Так, на Буковине главным "единоцентристом" стал старый кучмист Теофил Бауэр, до сих пор пребывавший в стане литвиновцев, а на Волыни — глава местной ОГА первого "оранжевого" призыва Владимир Бондарь, до этого состоявший в "нашеукраинских" рядах, а еще ранее — в ПРП. В Харькове в лидеры "ЕЦ" выбился бывший мэр Владимир Шумилкин, растерявший после проигранных Михаилу Добкину выборов былой политический вес. Он — одно из самых дорогих "приобретений" Виктора Балоги (г-н Шумилкин имеет в горсовете собственную фракцию). Хотя именно Харьков может рассорить господ Балогу и Ющенко, так как поддерживаемый братом Президента Петром Ющенко председатель местной обладминистрации Арсен Аваков далеко не в восторге не только от создания самого "Единого центра", но и привлечения в его ряды своего старого партнера Владимира Шумилкина.

Реклама на dsnews.ua

В самом начале партстроительства лидеры "ЕЦ" утверждали, что в новую партию вольется НДП Людмилы Супрун. Но после того как ей так и не было предоставлено кресло запорожского губернатора, она обиделась и процесс слияния приостановила. Хотя в преддверии "единоцентристского" съезда и заявила, что слияние будет продолжено. Несколько бывших региональных лидеров народных демократов ушли в "партию Балоги" с сохранением аналогичного статуса. Кроме вышеупомянутого г-на Куницына, на такой шаг решились винничанин Сергей Татусяк и луганчанин Валентин Дзонь. Последний найдет в "ЕЦ" и других своих экс-однопартийцев — по ПППУ Анатолия Кинаха. Пока Анатолий Кириллович депутатствует в парламенте от Партии регионов, его родные "промышленники и предприниматели" стройными рядами потянулись в "Единый центр" во главе с партийным лидером Людмилой Денисюк (ее перед перевыборами-2007 г-н Кинах "оставил на хозяйстве", чтобы соблюсти норму законодательства — член одной партии не может избираться по списку другой). А один из областных лидеров ПППУ — бизнесмен средней руки Андрей Амбросенок — возглавил донецкую облорганизацию "ЕЦ" (на его кандидатуре Виктор Балога остановил свой выбор из безысходности, после того как всех более-менее достойных претендентов "запугал" Борис Колесников).

Но особо горд "Единый центр" тем, что ему удалось переманить нескольких экс-тимошенковцев. В Тернополе "предателем" оказался крупный бизнесмен Сергей Тарашевский, ранее спонсировавший городскую ячейку БЮТ, благодаря чему стал депутатом горсовета. Однако после конфликта с областным партийным руководством он создал свою фракцию "Справедлива Батьківщина", которая нынче является опорой городского головы Романа Заставного. А в Ривном в "партию Балоги" подался бывший местный спонсор БЮТ, "хлебозаводчик" Валерий Богуцкий. Видимо, сказались его давние связи с нынешним губернатором Виктором Матчуком, который входит в когорту самых радикальных критиков премьера. Глава киевской организации "ЕЦ" Виктория Лиснича также в прошлом связана с БЮТ — избрана по партийному списку в Шевченковский райсовет. Ее появление в кресле руководителя столичной ячейки "Единого центра" действительно тянет на сенсацию. До сих поговаривали о приходе в "ЕЦ" кого-то из молодых заместителей Леонида Черновецкого (назывались Олесь Довгий и Денис Басс), но, судя по всему, г-н Балога не смог заручиться поддержкой киевского градоначальника в реализации своего политического проекта.

Идеология "единокучмизма"

Говорить об идеологии "Единого центра" очень сложно — пока речь может идти разве что о наборе присыпанных нафталином лозунгов, которые активно использовались во времена президентства Леонида Кучмы. Прежде всего это тезис о необходимости некой центристской силы. При Леониде Даниловиче, любившем делить всех своих врагов на крайне левых и крайне правых, была стойкая мода на слово "центрист". Любой провластный политик называл своим политическим кредо центризм, что означало всего лишь высокую степень его лояльности к главе государства. Не меньшей популярностью в то время пользовалось и прилагательное "единый" — вспомнить хотя бы блок "За Еду", возглавляемый руководителем Администрации Президента Владимиром Литвиным.

В принципе сам процесс создания "ЕЦ" лишь подтвердил опасения, что старые кучмистские методы построения "партий власти" выбраны г-ном Балогой в качестве примера для подражания. Причем почему-то закрываются глаза на очевидное — ни один предыдущий вариант (будь то развалившаяся в скорости НДП или так и не сумевший объединиться в одну партию блок "За Еду") не был успешным. Максимальным результатом были 11% в поддержку "заедистов", и это в условиях жесткой вертикали президентской власти, безграничного применения админресурса, отсутствия свободы слова и других немаловажных факторов, ушедших в прошлое вместе с Леонидом Кучмой. Не настораживает авторов нового политпроекта и то, что ни один последний соцопрос не дает "Единому центру" больше 0,5% поддержки избирателей. Максимум, на что может рассчитывать "партия Балоги", — это при удачном стечении обстоятельств преодолеть с минимальным запасом 3%-ный барьер и сформировать самую маленькую парламентскую фракцию. Вряд ли на такую "народную опору" в ВР рассчитывал глава государства, когда давал добро Виктору Балоге начинать весь этот сыр-бор с "ЕЦ", раскалывая изначально пропрезидентский НУНС. Хотя, возможно, интерес Виктора Андреевича руководитель его Секретариата особо и не учитывал, а размышлял лишь о собственных политических перспективах.

    Реклама на dsnews.ua