• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Враг у ворот. Грузино-осетинский конфликт не оставил Украине другого выбора, кроме получения скорейшего членства в НАТО

Реклама на dsnews.ua

Вторгшись на территорию Грузии, Россия уже на деле, а не на словах, как это было до сих пор, начала реализовывать масштабный геополитический проект по восстановлению сферы своего влияния на постсоветском пространстве. Стратегическое положение Украины не оставляет никаких сомнений в том, что именно наша страна может оказаться следующей после Грузии, где, как посчитают в Кремле, потребуется участие российских "миротворцев". Более того, Украина, на территории которой базируется российский флот, обстреливающий грузин, уже оказалась втянутой в войну. И это притом, что оснащение и боеготовность наших Вооруженных Сил не идут ни в какое сравнение с уровнем грузинской и, тем более, российской армии. В этой ситуации общество ожидало от украинских политиков слаженных действий, надеясь, что они, забыв прежние свары, подумают наконец о главном. Однако даже угроза целостности государства, нависшая над Украиной, не изменила привычного хода событий. Некоторые политсилы использовали кровавый театр, развернувшийся на территории Грузии, чтобы добрать себе дивидендов, активно макая в грязь своих оппонентов. Другие и вовсе предпочли устраниться от происходящего, продолжая наслаждаться летним отпуском. Но, как бы там ни было, сам факт российско-грузинского противостояния должен увеличить количество сторонников присоединения нашей страны к НАТО среди простых украинцев и заставить активизировать действия в этом направлении здравомыслящих политиков.

Запад разозлил русского медведя

8 августа — день, когда российские войска вступили в Южную Осетию, стал временем "Ч", итогом целой серии событий, который лишь зафиксировал уже произошедшее смещение баланса сил в мире. Увязывание Соединенных Штатов в Афганистане и Ираке, последующая сосредоточенность на потенциальном конфликте с Ираном и Пакистаном открыла России хорошую перспективу для начала восстановления своего влияния на территориях бывшего СССР. Отчасти эти шаги были спровоцированы и самим Западом. В свое время американцы клятвенно заверяли, что НАТО не будет расширяться за счет государств, находящихся в свое время под патронатом Советского Союза. Однако в 1998 г. в Североатлантический блок вошли Польша, Венгрия и Чехия, а четыре года назад он был расширен за счет прибалтийских республик бывшего СССР. Теперь же перспектива членства в НАТО замаячила еще и перед Украиной и Грузией, что окончательно вывело из себя Москву с ее имперскими амбициями. Кремль истерично обвинил США в том, что НАТО хочет проникнуть на Кавказ, окружить и разорвать Россию.

Масла в разгорающуюся обиду ущемленного самолюбия Москвы подлила и Европа своим решением сербского вопроса. Россия выступала за то, чтобы Косово формально оставалось в составе Сербии, однако ее позиция была открыто проигнорирована. А это дало московским правителям еще один козырь: раз Европа нарушила провозглашенный после Второй мировой войны принцип нерушимости национальных границ, то же самое может сделать и Россия. И ответ Белокаменной не замедлил сказаться там, где ее позиции были сильнее всего — в Южной Осетии и Абхазии. Россия посчитала, что они также могут стать независимыми под ее прямым покровительством, как и Косово, под патронатом Запада. Стоит сказать, что вторжение на эти территории было обставлено красиво: многие жители этих мест к данному моменту успели обзавестись российскими паспортами, которые российские власти накануне известных событий охотно выдавали всем желающим. Поэтому, как только военные силы Грузии перешли границу Южной Осетии (один из сепаратистских регионов, позиционирующийся как независимое государство с момента развала СССР), президент Дмитрий Медведев пафосно заявил, что Россия будет защищать своих граждан, где бы они ни находились, и объявил начало боевых действий по "принуждению к миру" распоясавшейся Грузии. Тем самым, Москва попыталась решить еще и несколько более локальных задач. Экономическую — установление тотального контроля над транзитом энергоносителей из Каспийского региона. И политическую — предупреждение "цветной" революции в Азербайджане, которая назревала на фоне напряженности вокруг Ирана, и показательное выступление для желающих тесной кооперации с Североатлантическим блоком, и прежде всего для Украины.

Эхо войны

Впрочем, Киев даже при желании не мог оставаться простым зрителем кровавого спектакля, устроенного российской армией. Недружелюбные выпады в сторону Украины начались с первых дней эскалации грузино-осетинского конфликта. Осетинское правительство, явно не без предварительного благословения из Москвы, обвинило Киев в международном предательстве за то, что тот предоставлял обслуживающий персонал для грузинской системы противовоздушной обороны и продавал Грузии вооружение (наша страна поставляла ЗРК "Оса", "БУК", вертолеты "Ми-8", "Ми-24", учебные самолеты "Л-39", танки, БМП и стрелковое оружие). А после того как Черноморский флот России, дислоцирующийся в Севастополе, открыл огонь по грузинским судам, город дислокации ЧФ (если украинская власть допустит возвращение его кораблей на базу) — Севастополь — формально может стать мишенью для атаки грузинской армии. Учитывая это обстоятельство, МИД Украины заявило о своем намерении запретить заход кораблей-участников боевых действий до исчерпания кавказского конфликта. В свою очередь Президент ввел в действие решение СНБО от 13 августа, устанавливающее отдельный порядок согласования передвижения российских кораблей. Заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын тут же назвал требования Виктора Ющенко нелегитимными, а глава российского МИДа Сергей Лавров расценил его указ как свидетельство еще одного внутриполитического кризиса в Украине.

События в Грузии в очередной раз продемонстрировали и отсутствие диалога внутри украинских элит. Ни один из лидеров всех представленных в парламенте политических сил, кроме Президента и главы Коммунистической партии Петра Симоненко (он потребовал устроить Ющенко импичмент), не озвучил свою позицию по поводу ситуации в Грузии. Спикер Рады Арсений Яценюк даже обратился к главам парламентских фракций письменно предоставить свои оценки. Однако реакция последовала только от блока Литвина, который обтекаемо предложил на заседании Верховной Рады радикально пересмотреть внешнюю политику Украины, включая черноморский вектор, изменить отношение к оснащению Вооруженных сил Украины современной боевой техникой и навести элементарный порядок внутри страны. Из обнародованного заявления наблюдатели так и не смогли понять, как именно литвиновцы относятся к происходящему на Кавказе.

Реклама на dsnews.ua

Главной же интригой стало молчание до сих пор разговорчивого премьера. В разгар военных действий она оформила отпуск, а по окончании конфликта перенесла совпавшее по времени заседание правительства, намеченное на прошлую среду. Тем самым премьер-министр ушла от эфира и необходимости озвучить четкую оценку грузинско-российского конфликта. Это молчание на фоне бурно говорящего Президента (Виктор Ющенко с периодичностью в три часа выдавал свои оценки происходящему, всячески поддерживая Тбилиси) дало повод сторонникам главы государства обвинить Юлию Тимошенко во всех смертных грехах. В прошлый четверг заместитель главы СП Андрей Кислинский сообщил о "тайном сговоре" лидера БЮТ с российским руководством. По его словам, кремлевские хозяева пообещали г-же Тимошенко поддержать ее на предстоящих президентских выборах, а также повлиять на умы украинской Компартии и обеспечить поддержку этой фракции во время голосования в Раде по ключевым правительственным законопроектам. А Юлия Владимировна в ответ якобы пообещала затормозить процесс вступления Украины в НАТО, не препятствовать деятельности Черноморского флота РФ, а главное — выдержать нейтральную позицию БЮТ по событиям в Грузии. Как утверждает г-н Кислинский, в пакете экономических уступок украинского премьера создание газотранспортного консорциума между Россией, Украиной и Германией, приватизация Одесского припортового завода, "Укртелекома", "Турбоатома", "Заря-машпроекта" в интересах российских инвесторов, сохранение реверса нефтепровода "Одесса–Броды", возможный раздел облгазов между "Газпромом" и бизнес-структурами, спонсирующими БЮТ.

Эксперты же предполагают, что одной из вероятных причин молчаливой позиции премьера являются предстоящие газовые переговоры, по итогам которых Юлии Тимошенко важно вернуться с приемлемой ценой на энергоносители. Источник "ДС" в Кабмине утверждает: там уверены, что газовый успех более эффективно скажется на рейтинге г-жи Тимошенко, нежели раздражающая россиян оценка войны в Грузии. Кроме того, резкие высказывания в сторону России могли бы еще больше оттолкнуть от премьера лояльно настроенных к Москве украинцев. Как пояснил вице-премьер-министр, специальный представитель правительства Украины в Грузии Григорий Немыря, отсутствие заявлений премьер-министра Юлии Тимошенко, как и премьер-министров других европейских стран, относительно грузинско-российского конфликта было вызвано недопущением "эскалации риторики" при решении ситуации в Грузии. Он также отметил, что абсолютно закономерно, что в данной ситуации такие заявления делает Президент, а позицию правительства было поручено озвучить вице-премьер-министру.

На фоне такого предусмотрительного молчания премьера сверхактивная позиция Секретариата и Виктора Ющенко выглядит очень уязвимо. Теперь в случае возникновения конфликта с Россией общество в первую очередь обвинит в этом Президента. Нависающая угроза такого сценария автоматически снижает президентский рейтинг Виктора Ющенко: страна не захочет выбирать главу государства, априори настроенного на военный конфликт с сильным и агрессивным ближайшим соседом, каков бы ни был мотив конфликта.

Дорога в НАТО через Грузию

В ближайший месяц тема грузинского конфликта найдет свое продолжение. По информации "ДС", уже осенью Президент выступит с инициативой внести поправки в госбюджет, значительно увеличивающие финансирование оборонного сектора. Имеющийся военный бюджет Украины лишь вдвое больше военного бюджета Грузии, притом что наша страна больше Грузии в 12 раз. В свете последних событий это предложение может найти поддержку среди парламентариев. Тем не менее разовые финансовые вливания не решат проблему: Украина еще меньше готова к возможной войне, чем Грузия. Поэтому единственным выходом может стать активизация переговоров относительно интеграции в НАТО. С учетом происходящего, участники Североатлантического блока и сами будут готовы пойти навстречу Украине. Если же усилия украинских политиков в этом направлении не увенчаются успехом из-за блокирования их Россией, Украина, как считают наблюдатели, может попробовать заключить двусторонний союз в области безопасности с США. Аналогичные соглашения с Соединенными Штатами имеют многие государства (в том числе Корея, Кувейт, Япония, Филиппины, Новая Зеландия и Австралия). Учитывая то обстоятельство, что только в области обычных вооружений США владеют двумя третями всего потенциала НАТО, по эффективности такой союз мало будет отличаться от членства в Североатлантическом альянсе.

    Реклама на dsnews.ua