• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Милы поневоле. Российско-грузинский конфликт дал Украине шанс интегрироваться в Европу

Реклама на dsnews.ua

Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии поставило мир на грань холодной войны. Европа, поначалу крайне вяло реагировавшая на происходящее, наконец поняла, что Кремль настроен решительно. А потому в ЕС заговорили о возможности введения санкций в отношении РФ. А главное, стали серьезно относиться к вступлению в НАТО Украины и Грузии и уже не считают фантомом возможную интеграцию нашей страны в Евросоюз. Все это дает Киеву отличный шанс реализовать свои политические и экономические амбиции.

Европа проснулась

До сих пор среди членов ЕС не было единодушия в оценке действий России и Грузии на Кавказе. Если новые члены Евросоюза (в первую очередь Польша и страны Прибалтики) безоговорочно выступили на стороне Тбилиси, то старая Европа воздерживалась от проявлений прямой поддержки Грузии, сосредоточив свое внимание на поисках путей скорейшего завершения вооруженной стадии конфликта. Однако поведение РФ после окончания активных боевых действий встревожило и страны — основатели ЕС. Кремль напрочь отверг саму возможность выполнения плана по урегулированию конфликта, предложенного президентом Франции Николя Саркози (его главным пунктом значился отвод российских войск на позиции, на которых они находились до начала боевых действий). Не выполнила Белокаменная и обещаний, данных канцлеру Германии Ангеле Меркель по поводу сроков вывода из Южной Осетии своих войск.

Чашу терпения Европы переполнило признание 26 августа Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. Реакция Запада последовала незамедлительно. Великобритания "категорически отвергла" признание двух республик, а министр иностранных дел Дэвид Милибэнд призвал мировое сообщество организовать "как можно более широкую коалицию против российской агрессии в отношении Грузии". Госсекретарь США Кондолизза Райс и французские власти назвали решение руководства РФ "достойным сожаления", министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт охарактеризовал его как "сознательное нарушение международного права". Настоящим откровением стало высказывание канцлера ФРГ Ангелы Меркель (Германия прочно закрепила за собой титул главного агента российского влияния в Старом Свете), которая заявила о нарушении международного права и назвала шаг России "неприемлемым".

Разрозненные комментарии произошедшего были оформлены в совместном заявлении министров иностранных дел "большой семерки" (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франции и Япония), в котором отмечается, что действия РФ идут вразрез с резолюцией Совбеза ООН, регламентирующей отношения между Грузией, Абхазией и Южной Осетией: "Мы единодушно призываем российские власти выполнить мирный план из шести пунктов, согласованный от имени ЕС при посредничестве президента Саркози, в частности, вывести войска на позиции, которые они занимали до начала конфликта".

Чтобы утихомирить разбушевавшегося "русского медведя", Европа решила пойти на крайние меры. 28 августа министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер (в настоящее время его страна председательствует в Евросоюзе) заявил о намерении ЕС ввести против РФ экономические санкции (почин сделали американцы: министр торговли США Карлос Гутьеррес сказал, что в ближайшее время Россия вряд ли может рассчитывать на присоединение к Всемирной торговой организации).

Возможность введения экономических санкций против РФ будет обсуждаться 1 сентября в Брюсселе на внеочередном саммите ЕС, посвященном грузинским событиям. На сегодняшний день существуют два варианта проекта резолюции, которая должна быть принята по итогам встречи. В более мягком (его лоббирует Италия) ЕС снова потребует от Кремля вывести войска из Грузии и гарантировать, что такая линия поведения не будет применяться к другим странам. Более жесткая версия (наиболее ярым ее сторонником является Польша) дополнительно оговаривает введение экономических санкций против Москвы. ЕС может признать российский рынок слишком рискованным и рекомендовать крупному бизнесу сократить инвестиции в страну, ввести ограничения на импорт российских товаров (в частности, сталь, алюминий и удобрения), блокировать счета ее государственных компаний и начать проверку движения средств по счетам российских чиновников, а также затормозить переговоры о партнерстве и либерализации визового режима с РФ.

Реклама на dsnews.ua

Без сомнения, хороший бюрократический аппарат изыщет законные основания для того, чтобы воплотить все задуманное в жизнь. Другое дело, решится ли на это Европа. "У Запада нет намерения из-за президента Грузии Саакашвили или Южной Осетии начинать серьезную драку с Кремлем. Пока еще большинство европейцев в плане конфликта с РФ занимают мягкую позицию. Экономика взаимосвязана, и никто не будет нарушать связи, выстроенные за последние годы. Запад не станет отказываться от российских нефти и газа, воевать или создавать новые инструменты против Москвы тоже никто не собирается. Я думаю, что будут применяться моральные, а не экономические санкции", — считает директор Германского совета по внешней политике, политолог Александр Рар.

В Кремле новости из Европы восприняли в свойственной его хозяевам манере. Москва заявила о разрыве ряда двусторонних соглашений, подписанных в рамках вступления в ВТО, взяла курс на самообеспечение продовольствием и, имея в руках газовый вентиль, со скептицизмом отнеслась к возможной экономической блокаде. В настоящее время Россия обеспечивает до четверти газовых потребностей Западной Европы. Причем в отдельных странах эта зависимость еще жестче. Скажем, в Германию из РФ приходит 40% потребляемого голубого топлива, и, как считают в Берлине, в ближайшие годы эта доля будет расти. Даже Британия, которая сама добывает газ и меньше остальных зависит от россиян, к 2010 г. намерена удвоить объемы поставок из РФ с нынешних 5 млрд куб. м в год до 10 млрд. В новых странах ЕС в российском голубом топливе нуждаются еще больше. "Газпром" дает 100% газа Эстонии, Латвии, Литве и Словакии, 80% — Венгрии и Польше, более 70% — Чехии.

Ситуация усугубляется тем, что военные действия в Грузии фактически сорвали реализацию проекта по постройке газопровода "Набукко". Новая труба длиной 4 тыс. км должна была обеспечить доставку среднеазиатского и каспийского голубого топлива в Европу через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Ввод газопровода в эксплуатацию был намечен на 2011 г.

План для Украины

Для нашей страны введение экономических санкций против РФ могло бы сыграть на руку, дав шанс отечественным экспортерам увеличить поставки на европейские рынки тех же удобрений или металлопродукции. Однако следует учитывать, что и Москва готовит ответные меры, грозящие полным закрытием российского рынка для украинской мясомолочной продукции. И если Европа будет крайне осторожна в ведении экономической войны, то Кремль пойдет напролом. Единственным позитивным моментом для Киева можно считать то обстоятельство, что ЕС, не на шутку испугавшись непредсказуемого "русского монстра", теперь сам говорит о скорейшем предоставлении ПДЧ для Украины и Грузии. Об этом, в частности, на прошлой неделе заявили Дэвид Милибэнд и Ангела Меркель.

Но параллельно они призывают Киев не торопиться и уточняют, что интеграция в Североатлантический альянс, так же как и в Евросоюз, будет делом не одной встречи. В связи с последними событиями на Кавказе повестку дня очередного саммита Украина–ЕС, проведение которого запланировано на 9 сентября во французском Эвиане, существенно пересмотрят. Но о чем именно там будут говорить, европейское руководство пока не сообщает. Единственное, что заявляют с уверенностью: документы, которые готовят к подписанию по итогам саммита, в любом случае будут носить декларативный характер. Но, имея их, наша страна сможет добиваться включения в новое расширенное соглашение Украина–ЕС интересующих ее пунктов о европейской интеграции. "С точки зрения стабильности важно, чтобы Евросоюз предоставил четкий политический сигнал о том, что интеграция Украины в это объединение является возможной, если она будет и дальше осуществлять целеустремленные реформы в соответствии с европейскими ценностями", — заявил комиссар по вопросам расширения ЕС Олли Рен. Сроков возможного присоединения к ЕС европейцы по-прежнему назвать не готовы. Вместо этого нам предлагают расширить экономические контакты с ЕС. На днях брюссельский Центр европейских реформ посоветовал руководству ЕС помочь Украине уменьшить зависимость от РФ, в частности с помощью финансовых вливаний. "Евросоюз заинтересован в том, чтобы предотвратить возникновение конфликта возле своих границ, а именно — в Крыму. Он мог бы предложить жителям автономии, которые имеют работу благодаря присутствию российского флота, другой источник дохода. Например, порт можно было бы превратить в узловой экспортный центр для украинской промышленности", — отмечается в аналитической записке центра. Для этого ЕС должен помочь нашему государству улучшить инфраструктуру — профинансировать обновление дорог и железнодорожных путей, связывающих Крым с другими частями страны. Еще одно предложение Центра европейских реформ — финансирование Евросоюзом телевизионного канала, который стал бы альтернативой российскому телевидению и главным источником информации для жителей Восточной Украины.

Киев подтверждает активные действия РФ по предоставлению своего гражданства жителям Крыма. Именно такую тактику использовала Москва и на Кавказе ("осчастливив" жителей Южной Осетии и Абхазии российскими паспортами, Кремль смог ввести туда войска под предлогом защиты своих граждан). В этих условиях Украина нуждается в гарантиях реальных действий в защиту своей территориальной целостности и экономических интересов со стороны ближайших соседей.

Перспективу усиления отношений с Евросоюзом можно рассматривать как альтернативу присоединению к НАТО. Возможность членства в альянсе вызывает резко негативную реакцию большинства наших сограждан. Что же касается вступления в ЕС, категорически против этого сейчас только 25% граждан, 47% такую перспективу поддерживают, остальные не определились. Поэтому интеграция в Евросоюз могла бы нивелировать обострившееся сейчас деление страны на запад и восток.

Однако для отечественных политиков важно сохранение собственного реноме. Президент в силу своих полномочий проявляет наибольшую активность в переговорах с европейцами и не собирается отступать от намерения привести Украину к НАТО. Удовлетворение его амбиций может очень дорого обойтись стране, доведя противоречия между пророссийским и проевропейским населением до точки кипения. С другой стороны, отсутствие согласия между украинскими политиками может свести на нет все достижения наших переговорщиков по евроинтеграции. В ЕС вряд ли поймут Киев, который не смог воспользоваться своим шансом. А потому мы рискуем снова остаться один на один с собственными проблемами.

    Реклама на dsnews.ua