• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Пустая порода. Энергетическая зависимость Европы от России заставляет ЕС закрывать глаза на выходки Кремля

Реклама на dsnews.ua

Итоги экстренного саммита Евросоюза, на котором рассматривалась ситуация на Кавказе, не принесли никаких сенсаций. Громкие заявления высокопоставленных еврочиновников так и не вылились в решительные шаги. ЕС не отважился на применение жестких санкций к Москве, признавшей независимость Абхазии и Южной Осетии. Причина этого очевидна — большинство стран Евросоюза монопольно зависимы от российского голубого топлива. И как признают сами европейцы, в ближайшие десятилетия избавиться от этой зависимости у них не получится.

"Беззубая" Европа

Накануне проведения внеочередного саммита ЕС Белокаменной пришлось выслушать немало колкостей, на которые, правда, решались наиболее независимые от российских энергопоставок страны. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун заявил о необходимости "в корне пересмотреть отношения с Москвой". "Мы также обдумываем ответ в рамках НАТО. Необходимо произвести переоценку отношений альянса с РФ и усилить нашу поддержку Грузии и другим странам, которые могут оказаться перед лицом российской агрессии", — предложил он. А министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер поспешил сообщить, что на саммите будет рассматриваться вопрос о введении санкций в отношении Кремля.

Тем не менее ЕС не только не отважился на решительные действия, но и вообще пошел на попятную: на саммите было принято решение свернуть создание группы международных наблюдателей, которые должны были заменить российские силы в "буферных зонах" за пределами административных границ Южной Осетии. Смелости европейцев хватило лишь на то, чтобы отложить назначенный на 15 сентября второй раунд переговоров о стратегическом партнерстве Евросоюза и РФ до вывода российских войск с территории Грузии на позиции, предшествовавшие 7 августа (началу военных действий). "Мы заинтересованы в отношениях с Россией, хотим партнерства с ней и мира. В мире и так слишком много конфликтных ситуаций, чтобы добавлять еще одну. Надо найти мирные способы. Но мы требуем от России уважения отдельных позиций, в частности соблюдения территориальной целостности соседних государств", — сменил тональность и президент Франции Николя Саркози, чей план урегулирования конфликта так бесцеремонно отвергли в Москве. Еще более ласкающими слух хозяев Кремля стали положения резолюции Европарламента по ситуации в Грузии, принятой в минувшую среду. В документе высший законодательный орган ЕС осуждает "всех, кто прибегнул к силе и насилию" с целью изменения ситуации в Южной Осетии и Абхазии. Предложение евродепутатов от стран Восточной Европы и Балтии по "наказанию" РФ, в том числе пересмотр решения о проведении зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, инициатива по отмене очередного саммита ЕС–РФ, призыв к ООН "разместить в Грузии международные силы", введение ограничений на выдачу россиянам въездных виз на территорию ЕС, вынесенные на голосование в качестве поправок к резолюции, в итоге поддержаны не были.

На энергетической игле

Страны бывшего соцлагеря, имеющие границы с Россией, больше тревожит собственная безопасность. Зато у старой Европы на первом месте стоит экономический интерес. По информации Росстата, сейчас Евросоюз является крупнейшим торговым партнером РФ. По итогам прошлого года внешнеторговый оборот между ними составил $270 млрд (ЕС обеспечивает около 35% импорта России). Особо тесные торговые отношения у Москвы с Берлином. По итогам прошлого года Германия поставила в РФ около 15% всех закупленных за рубежом товаров.

Но главное — это энергетическая зависимость Европы от Москвы. По данным европейской ассоциации Eurogas, Россия является основным поставщиком голубого топлива для ЕС, обеспечивая 23% всего потребляемого европейцами газа (второе и третье место занимают Норвегия и Алжир, с 18 и 10% соответственно). Половина стран ЕС более чем на 70% зависимы от поставок российского топлива. В их число входят Словения, Словакия, Польша, Латвия, Литва, Венгрия, Греция, Финляндия, Эстония, Чехия, Болгария и Австрия.

Реклама на dsnews.ua

Агрессивное поведение Кремля заставило европейцев с новыми силами взяться за поиски альтернативных источников поставок газа. Именно поэтому одним из главных пунктов резолюции Европарламента значилась готовность "всеми необходимыми средствами" защитить транзитный энергетический коридор через Южный Кавказ и ЕС, минуя территорию РФ.

Туманные перспективы

На сегодняшний день единственным наиболее реалистичным проектом, который смог бы снизить газовую зависимость стран Восточной Европы от Москвы, является Nabucco, предусматривающий строительство трубопровода из Каспийского бассейна в Австрию через Турцию. Его мощность составит порядка 30 млрд куб. м газа в год, а пробная прокачка должна была состояться еще в конце 2006 г. Тем не менее эти сроки постоянно переносились по одной причине: вероятные поставщики топлива до сих пор не смогли гарантировать обеспечение Nabucco ресурсом. Изначально предполагалось, что по этой магистрали газ будет поставляться в Европу с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но пару лет назад европейцы решили отказаться от сотрудничества с Тегераном (из-за конфликта вокруг иранской ядерной программы) в пользу Туркмении, Узбекистана и Азербайджана.

Сейчас Узбекистан добывает порядка 65 млрд куб. м голубого топлива, из которых на экспорт уходит около 15 млрд кубов (в Россию, Казахстан, Киргизию и Таджикистан), а остальные 50 млрд кубов потребляются внутри страны. В свою очередь Азербайджан добывает порядка 10 млрд куб. м/год, за счет которых полностью удовлетворяются внутренние потребности. Однако и Баку, и Ташкент ежегодно наращивают добычу. Запасы Азербайджана оцениваются в 1,3 трлн кубов, а Узбекистана — около 6 трлн кубов. Однако до сих пор эти страны не дали никаких гарантий относительно возможного наполнения новой трубы. Более того, во время визита вице-президента США Дика Чейни в Баку ему был оказан довольно холодный прием, а президент Азербайджана Ильхам Алиев дал понять, что не поддержит идею перенаправить потоки энергоносителей в обход РФ, которая уже опередила европейцев в переговорах. Во время последнего визита в Баку российской делегации во главе с Дмитрием Медведевым глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил о готовности закупать у Азербайджана "максимально возможные объемы газа". "Причем делать это российская компания готова по очень высоким, почти европейским ценам", — сказал Алексей Борисович.

Так что наиболее вероятным поставщиком газа в Европу на сегодняшний день является Туркменистан. Принять такое решение Ашгабат может, несмотря на долгосрочный (25 лет) контракт с россиянами на поставки газа, подписанный в 2003 г. Поскольку в документе указывается, что, "начиная с 2009 г., ежегодный объем закупок "Газэкспортом" туркменского газа составит от 70 до 80 млрд куб. м", тогда как потенциал страны позволяет туркменам ежегодно выдавать вдвое больше этих объемов. Для этого Ашгабату достаточно расконсервировать несколько открытых месторождений общими запасами порядка 135 млрд куб. м. На прошлой неделе президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов на встрече с заместителем помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Джорджем Кролом подтвердил приверженность многовариантности вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок. Однако 2 сентября Россия и Узбекистан договорились о расширении газопроводной системы Средняя Азия-Центр, тем самым, поставив под сомнение альтернативный проект доставки туркменского газа в Европу. "Если у проекта Nabucco есть чем его заполнить, так кто же будет возражать?" — заявил после этого глава МИД РФ Сергей Лавров.

Кроме того, на данный момент часть стран, через территорию которых предполагается проложить Nabucco и которые должны быть больше всех заинтересованы в этом проекте, активно дрейфовали в сторону российских газотранспортных проектов. К примеру, Болгария и Венгрия договорились с Москвой о строительстве газопровода "Южный поток", по которому через акваторию Черного моря российский газ должен пойти в Европу. Эксперты говорят, что в такой ситуации свое веское слово должны сказать страны так называемой старой Европы. "Стоимость Nabucco (более $6 млрд. — "ДС") должна окупиться объемом поставок, транспортируемых по нему, а он в свою очередь зависит от контрактных потребителей. Другими словами, чем больше труба "набирает клиентов", тем выше вероятность того, что ее построят. Поэтому определяющую роль в реализации этого проекта должны играть страны, которые имеют значительный политический и экономический вес в регионе, а все остальные будут либо присоединяться к нему, либо выбивать для себя возможности ответвления от данного газопровода", — считает руководитель аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. Здесь будет логичным отметить, что компании двух мощнейших стран ЕС — Франции (Gas de Franse) и Германии (E.ON Rhurgas) еще в конце 2005 г. вошли в число инвесторов проекта Nabucco. Тем не менее до последнего времени Париж и Берлин так и не проявили должной активности в его развитии.

Ежегодный объем потребления голубого топлива Францией составляет порядка 46 млрд куб. м, из которых российский газ занимает не более 20% (около 10 млрд куб. м). Чтобы уменьшить эту долю, Париж также ведет интенсивные переговоры с Алжиром о возможности доступа к углеводородным месторождениям этой страны в обмен на предоставление французских технологий по развитию атомной энергетики. Германия видит свою энергетическую безопасность весьма своеобразно: Берлин рассматривает возможность создания резервного газового фонда (за счет строительства хранилищ). Такая система поможет стране снизить риски перебоев поставок топлива, а не диверсифицировать источники его поставок. Впрочем, судя по тому, что Германия выступает партнером РФ по сооружению ее магистрального проекта "Северный поток", этим вопросом немцы не слишком озабочены. Относительно Италии можно отметить, что эта страна может снизить свою газовую зависимость от Москвы (порядка 25% в общем объеме потребления) за счет наращивания объемов поставок ливийского голубого топлива. А Великобритания более чем на 90% самостоятельно обеспечивает себя ресурсом.

Для стран Прибалтики (Эстония, Литва, Латвия) наиболее реалистичным представляется возведение терминалов СПГ (сжиженного природного газа). Вильнюс и Рига уже заявили о том, что могут начать их строительство в нынешнем году. Но даже если не обращать внимания на то, что поставляемый через эти терминалы североевропейский газ будет на порядок дороже российского, прибалты вряд ли избавятся от "газпромовской" зависимости. В первую очередь, потому что практически во всех странах Прибалтики мажоритарные пакеты местных газораспределительных предприятий принадлежат компании Алексея Миллера.

    Реклама на dsnews.ua