• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

"Нафтогаз" роет ТРАНШею. Олег Дубина положил глаз на деньги Международного валютного фонда

Реклама на dsnews.ua

Долги "Нафтогаза" перед "РосУкрЭнерго" стали камнем преткновения в газовых переговорах Москвы и Киева. Недавно российский президент Дмитрий Медведев недвусмысленно намекнул, что, если украинская компания не рассчитается с поставщиком, Кремль может денонсировать все ранее достигнутые договоренности. А именно: с 1 января 2009 г. НАК "Нафтогаз України" заменит "РосУкрЭнерго" в роли единственного импортера топлива для внутренних потребностей нашей страны и согласие подписать долгосрочный контракт на поставку газа, в котором будет зафиксировано, что цены на него повышаются постепенно, на протяжении 2009–2010 гг.

По словам первого зампредправления "Нафтогаза" Игоря Диденко, долг компании за сентябрь составляет $380 млн, за октябрь — $780 млн, а по итогам ноября (по предварительным оценкам) придется выплатить $800 млн. При этом г-н Диденко напомнил, что около $800 млн выручки, полученной НАКом в этом году, было направлено на погашение задолженности предприятий коммунальной теплоэнергетики за топливо за четвертый квартал 2007 г. Кроме того, компания нарастила долги перед "РосУкрЭнерго" из-за снижения объемов потребления газа промышленностью (примерно на 10–15%), из-за чего "Нафтогаз" в сентябре–ноябре недополучил, по приблизительным подсчетам, порядка $300 млн.

Тем не менее НАК пообещал к началу зимы полностью рассчитаться за топливо, полученное в сентябре, и частично — за октябрь. "Возможно, очередной транш МВФ будет предоставлен для погашения долга "Нафтогаза", — сообщил Игорь Диденко журналистам. Как уточнил председатель правления компании Олег Дубина, на эту тему с фондом ведет переговоры Минфин. Но дело в том, что деньги МВФ (второй транш в размере $1,87 млрд) Украина получит 15 февраля, а долги "Нафтогазу" нужно отдавать в декабре. Эксперты не исключают, что в расчете на них компания может выплатить задолженность за счет собственных оборотных средств либо привлеченных в экстренном порядке займов от коммерческих банков, а потом залатать образовавшуюся дыру деньгами второго транша.

Однако шансы на то, что даже мизерная часть второго транша перепадет НАКу, стремятся к нулю. Кредит stand-by предоставляется исключительно для обеспечения экономической и финансовой стабильности страны (на выравнивание платежного баланса, рефинансирование коммерческих банков), но никак не на нужды конкретных организаций или предприятий. "Вариант, на который рассчитывают в "Нафтогазе", невозможен, — утверждает постоянный представитель МВФ в Украине Балаж Хорват. — Средствами, полученными от МВФ, распоряжается Национальный банк, и только если его руководство сочтет нужным, он может выделить какую-то часть компании".

В НБУ ясно дали понять, что НАКу надеяться не на что. "Зачем комментировать то, что нереально?" — раздраженно отрезал "ДС" заместитель председателя Нацбанка Александр Савченко. Таким же нереалистичным кажется наблюдателям и другая идея — погасить долг, вернув "Газпрому" закупленное ранее, но не использованное топливо. Из-за сокращения производства предприятия не выкупили у "Нафтогаза" 300 млн куб. м газа, в октябре – 920 млн куб. м. Однако российский монополист, который сейчас не знает, куда пристроить свой товар из-за мировой рецессии, на такую сделку не пойдет. Одним из возможных источников погашения долга г-н Диденко также назвал компенсацию из бюджета разницы в ценах закупки и реализации топлива. В соответствии с бюджетным законом на текущий год на эти цели "Нафтогазу" планируется выделить в общей сложности 7,5 млрд грн., из которых 4 млрд компания уже получила. Бюджетные правки, подготовленные правительством, оговаривают предоставление НАКу еще 3,2 млрд грн. Однако фактически неработающий парламент делает и эту идею несбыточной. Также сомнительно, что в условиях сокращающегося производства компания сможет наскрести необходимые средства от реализации на внутреннем рынке. Последней надеждой для "Нафтогаза" является возможность получения предоплаты от "Газпрома" за часть услуг по транзиту российского топлива европейским потребителям. Вопрос лишь в том, захочет ли российский монополист спасать украинскую компанию, если в Кремле твердо решили отказаться от прежних газовых договоренностей.

    Реклама на dsnews.ua