• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Рейдерам опять светят нары. Предыдущие неудачи не охладили пыл парламентариев, желающих упрятать захватчиков предприятий за решетку

Реклама на dsnews.ua

Народные избранники не устают бороться с противоправными захватами предприятий. На прошлой неделе Верховная Рада утвердила два законопроекта, призванных перекрыть как уже отжившие, так и широко используемые рейдерами схемы. И, что не менее важно, дающие правоохранителям возможность упрятать захватчиков за решетку.

Регистраторы преткновения

Поддержанные депутатами правки к законам, направленные против противоправного поглощения и захвата предприятий (законопроект №3011), по словам председателя ГКЦБФР Анатолия Балюка, содержат несколько важных новаций. Изменения к статье 67 Хозяйственно-процессуального кодекса запрещает судам в обеспечение исковых заявлений устанавливать запрет на проведение общего собрания акционеров, предоставление регистратором, хранителем и депозитарием реестра акционеров или информации о них для проведения общего собрания, а также на участие в собрании отдельных акционеров. Если хозяйственный суд рассматривает спор о праве собственности на акции хозобщества, служителям Фемиды запрещается устанавливать запрет на внесение изменений в его устав в части, оговаривающей размер уставного фонда. "Суд не должен предпринимать таких мер обеспечения исков, которые связаны с вмешательством во внутреннюю деятельность хозяйственных обществ", — подытожил смысл нововведений г-н Балюк. Кроме того, новации устанавливают общее правило: вид обеспечения иска должен быть соизмерим с заявленными истцом требованиями. Однако, как уточняют правоведы, аналогичные новации уже содержатся в недавно принятом Законе "Об акционерных обществах". А потому методы блокирования работы компаний, которые ими перекрываются, уже давно не используются профессиональными захватчиками.

Дополнения в Гражданский кодекс устанавливают ограничения исковой давности в части оспаривания решений органов управления хозобщества: год с момента их принятия. "Собрания акционеров проходят ежегодно, а потому спорные вопросы, возникшие на предыдущем собрании, должны быть решены до проведения следующего", — пояснил Анатолий Балюк. Изменения к Закону "О восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом" включают обязательное согласование с представителем акционеров плана санации их предприятия или мирового соглашения с кредиторами, если они оговаривают обмен обязательств на акции.

Главные же нововведения призваны ограничить возможность использования в корпоративных войнах регистраторов. С этой целью иски к ним предлагается отнести к исключительной компетенции хозяйственных судов. После того как законодатель ограничил возможности использования судебной системы для противоправного захвата предприятий (корпоративные споры были признаны исключительной компетенцией хозсудов, причем иски может рассматривать суд только по месту нахождения хозобщества), рейдерами была облюбована новая практика — подавать иски не к самому предприятию, а к его регистратору. В последние пару лет широкое распространение получили иски об истребовании реестра и передаче его другому регистратору, о признании недействительным договора на ведение реестра, о принудительном заключении договора на его ведение и внесении изменений в систему реестра и т. п. Смена регистратора и получение контроля над реестром акционеров позволяют захватчикам блокировать работу компаний, а впоследствии и устанавливать полный контроль над ней. Вспомнить хотя бы недавний скандал вокруг регистратора "Финансовая компания "Укрнефтегаз": ограничивая доступ к информации реестров, она стопорила проведение собраний акционеров "Укртатнафты", "Днепроблэнерго" и других хозобществ, тем самым блокируя их деятельность.

Впрочем, юристы считают, что предлагаемая законодательная новация полностью не искоренит проблему по причине коррумпированности судебной системы. "Рекомендацией президиума Высшего хозяйственного суда от 28 декабря прошлого года споры, касающиеся ведения реестра акционеров, его передачи и внесению в него изменений, то есть самые распространенные схемы блокирования работы предприятия через регистраторов, квалифицированы как корпоративные. Соответственно, их рассмотрением должны заниматься хозсуды. Однако это правило попросту игнорировалось. Если оно будет закреплено законодательно, регистраторы все равно будут использоваться как инструмент в корпоративных войнах. Просто используемые схемы станут более изощренными, и повысится сложность их реализации", — считает начальник юридического дивизиона ГК ТЕКТ Павел Кадацкий.

Самые же жаркие дискуссии развернулись в сессионном зале вокруг нормы законопроекта, предлагающей передать правительству право выбирать регистратора для ведения реестров акционеров хозобществ с 50%-ной госдолей. Часть депутатов считает необходимым еще больше расширить права Кабмина, предоставив ему возможность определять регистратора для компаний с 20–30%-ной госдолей, чтобы защитить государственные активы от рейдерских посягательств. Другие же настаивают на исключении этой нормы вообще. "Эта новация противоречит действующему положению Закона "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг", согласно которому решение о выборе регистратора принимается исключительно общим собранием акционеров. Кроме того, новация нарушает принцип равенства последних, поскольку предоставляет одному из них (в данном случае Кабмину как представителю государства) право единолично решать этот вопрос", — поясняет глава подкомитета ВР по международной экономической политике "регионал" Алексей Плотников. Так что ко второму чтению упомянутое положение может быть существенно откорректировано в зависимости от настойчивости и умения лоббистов.

Реклама на dsnews.ua

Уголовное пополнение

Депутаты не отказались от идеи ввести уголовную ответственность за прямой захват зданий учреждений и организаций. Напомним, что в свое время с этой нормой произошла настоящая детективная история. Изначально она содержалась в Законе "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно недопущения захвата предприятий, учреждений, организаций", принятом парламентом 18 сентября. Однако в окончательной редакции документа, подписанного Президентом, ее, по странному стечению обстоятельств, не оказалось. Очередная попытка дать возможность упрятать захватчиков за решетку была в законопроекте "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг" (№2614), принятом на прошлой неделе в первом чтении. По нему захват зданий и организаций карается лишением или ограничением свободы сроком до двух лет. За те же действия, совершенные по предварительному сговору или особо опасным для окружающих способом, можно угодить за решетку на срок до пяти лет. Если же при захвате пострадали люди или же он привел к другим тяжелым последствиям, виновному светит до 10 лет на нарах. Перспективы утверждения этой нормы обеспокоили многих правоведов. "Существует множество разнообразных ситуаций, которые можно квалифицировать как захват, к примеру, элементарное выселение на законных основаниях. А потому уголовная ответственность за соответствующие действия создает почву для того, чтобы выяснение отношений в корпоративных спорах перетекло в органы внутренних дел или прокуратуру. А успех в этом деле, соответственно, будет поставлен в зависимость от того, кому удастся заручиться симпатией силовиков", — считает г-н Кадацкий.

    Реклама на dsnews.ua