• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Большая труба. Не успев сформироваться, ядерно-топливный цикл Украины начал движение к периоду распада

Реклама на dsnews.ua

У сотрудников российской корпорации "ТВЭЛ" появился повод выпить: Днепропетровский завод прецизионных труб попал в процедуру банкротства. Из этого процесса предприятие может выйти "пустышкой", поставив тем самым крест на планах Украины создать собственную цепь по производству ядерного топлива.

Дело о банкротстве ГП "Днепропетровский завод прецизионных труб" (ДЗПТ) было возбуждено 12 января Хозяйственным судом области. 5 февраля в рамках этого процесса пройдет подготовительное заседание, на котором суд должен назначить распорядителя имуществом, а также обязать инициатора процесса — днепропетровское ООО "Украинские промышленные ресурсы" — опубликовать объявление о начале производства по делу. После этого у кредиторов появится возможность в течение месяца заявить о своих претензиях к должнику. По завершении приема заявлений будет утвержден соответствующий реестр, кредиторы создадут комитет, который и определит дальнейшую судьбу предприятия.

До последнего времени общая сумма кредиторской задолженности ДЗПТ составляла порядка 10 млн грн. Значительная часть этой суммы контролируется многочисленными организациями, среди которых "Днепрооблэнерго", ЧП "НПКО "Пульсар", ООО "Днепропетровский завод бурового оборудования", ПФУ, налоговая и т. д. Один из крупнейших кредиторов — вышеупомянутые "Украинские промышленные ресурсы" (контролируют порядка 2 млн грн. долгов), входящие в орбиту влияния бизнесмена Александра Кеплина.

Именно у компании г-на Кеплина есть неплохие шансы на то, чтобы возглавить комитет кредиторов завода и решать его дальнейшую судьбу. Пока что бизнесмен умалчивает о своих планах. "Когда до этого дойдет дело, тогда и будем решать", — сказал "ДС" Александр Кеплин. В такой ситуации прогнозировать, как станут развиваться события, достаточно сложно. Но наблюдатели говорят, что если "Украинские промышленные ресурсы" возглавят комитет кредиторов, то банкротство госпредприятия наверняка трансформируется в санацию (в ходе которой у кредиторов появится возможность обменять права требования на активы должника).

Интерес Александра Кеплина к ДЗПТ подтверждается его многолетними титаническими усилиями на ниве консолидации кредиторки ГП. Этот процесс стартовал в 2004 г., когда родственные Александру Готлибовичу компании "Стратегия" и "Украинские промышленные ресурсы" заключили с Исследовательским заводом (филиалом ГП "НИИ трубной промышленности им. Осады") с десяток договоров. В рамках большинства этих соглашений ДЗПТ одалживал у компаний по 100–150 тыс. грн., а также скупал у них права требований к различным днепропетровским фирмам и брал предоплату за поставки в их адрес собственной продукции (к примеру стальных труб). Немного позже выяснилось, что госпредприятие не выполнило своих обязательств ни по одному из заключенных договоров. Но Александр Кеплин принялся активно взыскивать эти долги только после того, как в январе 2006 г. приказом Минпромполитики на базе Исследовательского завода было создано ГП "Днепропетровский завод прецизионных труб". После этой реорганизации "Стратегия" уступила "Украинским промышленным ресурсам" все свои финансовые претензии к предприятию, и компания в судебном порядке признала ДЗПТ правонаследником прав и обязательств Исследовательского завода.

Интерес Александра Кеплина к ДЗПТ выглядит довольно странно. Этот бизнесмен специализируется на горном деле (в свое время в орбиту его влияния входили Новониколаевский и Рогивський карьеры Днепропетровской обл.). При этом он, мягко говоря, мало знаком со спецификой производства труб из нержавеющей стали и редкоземельных металлов для атомных электростанций. Такой расклад вполне может означать, что Александр Готлибович принялся "окучивать" завод в интересах куда более влиятельных отечественных предпринимателей, которые хорошо знакомы с атомным бизнесом. Здесь будет уместным отметить, что "Украинские промышленные ресурсы" решились инициировать банкротство ДЗПТ сразу после того, как в декабре прошлого года ГП сменило руководителя. По данным "ДС", тогда бессменный его директор Юрий Правдин написал заявление об уходе, а исполнять его обязанности стал Николай Винокуров, который долгие годы занимал ведущие должности на Никопольском заводе нержавеющих труб и ПКП "Ювис". Данные компании работают на одном рынке с государственным ДЗПТ и контролируются известными украинскими бизнесменами Юрием и Сергеем Атанасовыми.

Как бы там ни было, но если в процедуре банкротства предприятие лишится своих активов, наша страна потеряет и без того призрачные шансы на то, чтобы выстроить собственную цепочку по производству ядерного топлива. Ведь для реализации этой цели ДЗПТ был специально включен в госконцерн "Ядерное топливо Украины". Кого из днепропетровских предпринимателей нужно будет поблагодарить за такое развитие событий, покажет время.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua