• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Трубы горят. Брюссельские договоренности поставили крест на российской идее строительства трубопроводов в обход Украины

Реклама на dsnews.ua

Финансовый кризис подарил европейцам уникальный шанс соскочить с российской газовой иглы. Из-за падения производства в Европе ее потребности в голубом топливе резко сократились. Зато для Москвы, большая часть доходов которой формировалась за счет экспорта энергоносителей, сбыт газа стал вопросом жизни и смерти, что кардинально изменило существовавшую до сих пор расстановку сил и ввергло хозяев Кремля в состояние истерики. Белокаменная то угрожала отплатить неблагодарным европейцам той же монетой, сократив закупки оборудования у ЕС, то нежно уговаривала их поддержать строительство новых газовых потоков в обход Украины. Однако Старый Свет, уже не опасаясь, что Россия снова перекроет газовый вентиль непокорным, теперь наконец-то может сконцентрироваться на проблеме собственной энергобезопасности. И ключевая роль в реализации этого плана отведена нашей стране.

Поздно спохватились

Такой удар по самолюбию, который был нанесен обитателям Кремля на прошлой неделе, они еще не получали. Очевидно, в Москве до последнего не верили в перспективность брюссельской газовой конференции, итогом которой стала договоренность Киева и ЕС о модернизации газовой инфраструктуры нашей страны, а главное — о возможном расширении ее пропускной способности. А это автоматически делает бесперспективным строительство Южного и Северного потоков — новых газотранспортных коридоров в обход Украины, на которых в последние несколько лет российские власти явно зациклились. "Мне кажется, что этот документ является как минимум непродуманным и непрофессиональным. В первую очередь потому, что обсуждать вопросы увеличения прокачки голубого топлива через территорию Украины без основного поставщика — России — просто несерьезно. Кто с нами посоветовался, сможем ли мы транспортировать в будущем объемы газа, будем мы это делать или нет? Если это небольшой технический сбой в достаточно сложном треугольнике взаимоотношений — РФ, Украина, ЕС, то это ничего. А если это начало попыток системного игнорирования интересов Москвы, то это очень плохо", — озвучил опасения Кремля премьер Владимир Путин. Впрочем, осознав важность произошедшего, российские власти недолго сохраняли спокойствие, перейдя к привычной для них тактике угроз. "Реализация двустороннего подхода без учета интересов стран-поставщиков приведет к рискам функционирования сложившейся системы торговли газом на основе долгосрочных контрактов, поскольку вызовет необходимость их массового пересмотра", — говорится в официальном сообщении Министерства энергетики РФ. Сам же Владимир Владимирович в своих высказываниях был куда жестче, не преминув припугнуть европейцев отказом закупать у них газотранспортное оборудование, если те и дальше будут открыто игнорировать Россию в решении газовых вопросов. Украине же вообще отказали от дома: межправительственные консультации, на которых планировалось обсудить возможность выделения нашей стране $5 млрд кредита, с начала апреля перенесены на неопределенное время, пока Киев не одумается.

Тем временем в Европе предпочитают делать вид, что не понимают причин истерии российских лидеров. Ведь подписанный документ, вокруг которого разгорелись такие страсти, зафиксировал готовность сторон к сотрудничеству с любыми государствами, заинтересованными во вложениях в обновление украинской трубы. Да и Юлия Тимошенко в своих комментариях излучала вселенскую любовь и уважение к северному соседу. "В процессе модернизации нашей ГТС должны участвовать поставщики, потребители и транзитеры. Поэтому хочу отдельно подчеркнуть, что Украина и Евросоюз намерены привлечь Россию в качестве партнера. Соглашение открыто для всех участников инвестиционного процесса, и поэтому я убеждена: если "Газпром" и РФ планируют либо инвестировать, либо привлечь российские компании непосредственно к выполнению работ, мы будем это приветствовать", — раскланивалась она в реверансах в адрес бушующих российских официальных лиц.

Иссякшие потоки

Однако факт остается фактом — в масштабном проекте РФ отвели унизительную для нее роль партнера, а не первой скрипки. Декларация о модернизации ГТС Украины подписана без учета ее предложений. Москва хотела, чтобы реконструкция нашей трубопроводной инфраструктуры проводилась в рамках консорциума, созданного и управляемого инвесторами. Именно такой вариант открывал перед ней шанс в перспективе (как главному инвестору) получить контроль над нашей трубой. И это еще полбеды. Уже несколько лет кряду Кремль активно склонял Европу поучаствовать в финансировании строительства двух трубопроводных проектов: Северного и Южного потоков, чтобы уменьшить (а еще лучше — исключить) "непрогнозируемую" Украину из схемы поставок голубого топлива в ЕС. Брюссельские же договоренности Киева и Евросоюза поставили под угрозу целесообразность дальнейшей работы над этими проектами. Хотя Россия уже успела не только подсчитать грядущие прибыли от их реализации, но и расписать их на масштабные социальные программы. Европейцы же рассчитали трезво. Увеличение пропускной способности нашей трубы (на 60 млрд куб. м газа/год) за счет строительства двух новых газопроводов (Торжок–Долина и Новопсков–Ужгород) обойдется в $5,55 млрд. Тогда как на строительство Северного и Южного потоков, которые ненамного мощнее украинского проекта (согласно планам "Газпрома" суммарно смогут прокачать 86 млрд кубов газа/год), необходимо около 37 млрд евро.

Принять такое решение Европе помогла нынешняя кризисная ситуация. Сейчас ее потребность в российском голубом топливе сократилась в полтора раза — до 8 млрд куб. м/месяц. К тому же у "Газпрома" нет рычага для повышения цен на газ для ЕС, поскольку для подавляющего большинства европейских потребителей она определяется по формуле, ключевой составляющей которой является цена нефти, уменьшившаяся за последние полгода вдвое — до $54/баррель.

Реклама на dsnews.ua

И на этом газовые злоключения Белокаменной не закончились. Буквально через два дня после брюссельского поражения удар в спину нанес Ашгабат. 25 марта сорвалось подписание договора о строительстве нового газопровода Восток–Запад, который должен был доставлять туркменский газ в Россию. В Москве пояснили это временным отсутствием средств для финансирования проекта. "Никаких разногласий между сторонами нет. Но в связи с финансовым кризисом вопрос ресурсов — серьезный, поэтому требуется дополнительная проработка", — сообщил помощник российского президента Сергей Приходько. Впрочем, такое объяснение выглядит не очень убедительно. Во-первых, стоимость упомянутого строительства составляет порядка $1 млрд, тогда как по итогам прошлого года чистая прибыль "Газпрома" зашкалила за $100 млрд. Во-вторых, эта магистраль имеет колоссальное значение для РФ. Ведь она должна связать северо-восточные районы Туркмении с побережьем Каспия и тем самым увеличить объемы прокачки по Прикаспийской трубе вдвое — до 10 млрд куб. м в год, а еще чуть позже (благодаря строительству второй ветки Прикаспийской магистрали) — до 20 млрд куб. м в год. Параллельно этот проект должен был окончательно поставить крест на строительстве магистрали Nabucco, запитанной на азиатский газ, которым уже несколько лет грезит ЕС. Вероятно, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов трезво оценил нынешние шансы Евросоюза избавиться от российской газовой зависимости и решил посодействовать ему в этом. Тем более что прямое сотрудничество с Европой сулит для него неплохие дивиденды — как политические, так и финансовые.

Nabucco обретает плоть и кровь

Похоже, что брюссельские договоренности и срыв соглашения по строительству нового газопровода Восток–Запад — тесно связанные между собой события, отлично вписывающиеся в хорошо продуманный план европейцев по освобождению от российской энергозависимости. В конце минувшей недели произошло еще одно знаковое событие: 27 марта, через два дня после устроенного в Москве газового демарша президента Туркмении, проект Nabucco был официально представлен в Софии потенциальным инвесторам управляющим директором компании Nabucco Gas Pipeline International Райнхардом Мичеком. По его данным, пропускная способность этой магистрали составит 31 млрд куб. м/год, а ориентировочная стоимость строительства — 7,9 млрд евро. На реализацию этого плана потребуется три года. Райнхард Мичек отметил, что для начала работы газопровода необходимо от 8–12 млрд куб. м газа, которые, как ожидается, будут получены из Азербайджана (контракт может быть подписан в ближайшие месяцы). При этом он подчеркнул, что обсудить наполнение трубы ресурсом изъявила желание и Туркмения. "Страны региона Центральной Азии и Ближнего Востока располагают разведанными запасами газа в 82 трлн кубометров, что позволяет с оптимизмом смотреть на возможности эффективного использования Nabucco", — г-н Райнхард Мичек. Впрочем, и Россия не сидит сложа руки. В этот же день "Газпром" и Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики подписали меморандум о начале переговоров по согласованию условий закупки азербайджанского газа с началом поставки в январе будущего года.

Украина тем временем рассматривает возможность присоединения к Nabucco по одному из трех маршрутов: через газопровод Лозинец (Болгария) — Измаил или же за счет поставки голубого топлива в сжиженном виде из черноморских портов Трабзон (Турция) или Супса (Грузия) в Одессу и/или Феодосию. Правда, для реализации этих планов Киеву для начала потребуется получить согласие от участников консорциума по строительству Nabucco, в который входят австрийская OMV, турецкая Botas, болгарская Bulgargaz, румынская SNTGN, венгерская MOL и немецкая RWE. Впрочем, учитывая царящие сейчас в Европе настроения, у Украины есть все шансы на позитивное решение. В результате по окончании строительства Киев наконец-то решит свою многолетнюю проблему энергозависимости, диверсифицировав источники импорта энергоносителей.

    Реклама на dsnews.ua