• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Горе от ума. В борьбе за бюджетные места в лучших вузах страны новоявленные "льготники" обошли отличников

Реклама на dsnews.ua

Несмотря на попытки образовательного министерства сделать вступительную кампанию прозрачной, она стала еще более проблемной, чем прежняя. Вал льготников и дутые конкурсы практически не оставили шансов на поступление абитуриентам без нужных связей. В то же время институты, отказав "середнячкам", теперь жалуются на недобор. Чтобы исправить ситуацию, чиновники продлили сроки зачисления до конца августа, однако многим государственным вузам это уже не поможет, поскольку отвергнутых поступающих перехватили частные учебные заведения.

Учебная тревога

У абитуриентов, не успевших определиться с выбором вуза, появился шанс впрыгнуть в последний вагон: Министерство образования продлило сроки вступительной кампании почти на месяц — до 25 августа. Чиновники пошли на подобные уступки под давлением преподавателей: учебные заведения засыпали профильное ведомство жалобами на то, что не успевают вовремя завершить набор. Причем в одинаково сложной ситуации оказались как именитые институты, так и менее популярные среди поступающих региональные учебные заведения. Ответственный секретарь приемной комиссии Киево-Могилянской академии Вячеслав Невинчанный говорит, что им до сих пор не удалось сформировать окончательные списки студентов. По некоторым специальностям все еще вакантными остается 20–30% мест, что заставило вуз объявить дополнительный набор. В Национальном торгово-экономическом университете в списках первокурсников образовалась "прореха" в 500 человек.

Ответственный секретарь приемной комиссии Харьковского национального фармацевтического университета Станислав Погорелов отмечает, что они уже несколько раз переписывали списки первокурсников, но окончательный перечень так и не сформировали. Подобную проблему отмечает и руководитель отдела по связям с общественностью Львовского института менеджмента Марта Пивоваренко, поясняя нынешнюю неразбериху на рынке высшего образования попыткой чиновников максимально демократизировать процесс поступления. Если в минувшем году процедура подачи документов была достаточно длительной, а сами абитуриенты еще не совсем адаптировались к новой системе поступления, то в этом сезоне профильное министерство дало приемным комиссиям команду работать более оперативно. Поступающие, опасаясь в случае неудачи потерять год драгоценного времени, решили перестраховаться и подали документы одновременно на десять и более специальностей, а особо ретивые атаковали по 20–30 вузов одновременно. Глава пресс-службы МОН Анастасия Клюковская рассказывает, что зафиксированы случаи, когда один абитуриент подал документы на более чем 80 направлений. Понятно, что по бумагам численность поступающих тут же увеличилась в геометрической прогрессии. Приемные комиссии оказались заваленными документацией и радостно рапортовали о невиданном наплыве поступающих и заоблачных конкурсах.

Ответственный секретарь приемной комиссии Львовского национального университета Андрей Гаталевич говорит, что к ним в этом году пришло вдвое больше поступающих, чем в минувшем — 26 тыс. человек. Наиболее популярными оказались такие специальности, как право, финансы и иностранные языки, по каждой из которых на бюджетные места претендовали по 2 тыс. поступающих. По словам Станислава Погорелова, вал поданных документов создал иллюзию рекордного конкурса: если в прошлые годы он составлял в среднем четыре человека на одно место, то в этом — порядка 30. В Киево-Могилянской академии конкурсы выросли почти двое — с прошлогодних 14 чел./место до 24–27. О конкурсах говорят даже в частных вузах, многие из которых в минувшем году, наоборот, жаловались на недобор. Представитель университета экономики и права КРОК Олег Белоконь заявляет, что у них на таких направлениях, как право, менеджмент, маркетинг и международные отношения, количество поданных заявлений в два-три раза превысило число учебных мест. Марта Пивоваренко говорит о конкурсе в 1,5 чел./место. Кажущееся изобилие заставило вузы быть избирательными: они попытались выбрать лучших из лучших, отсеивая абитуриентов с самыми низкими баллами в сертификатах внешнего тестирования. Некоторые учебные заведения, к примеру, сразу же дали от ворот поворот тем, кто имел по каждому из предметов ниже 150 баллов, хотя по законодательству проходным считается уровень в 124 балла. В наиболее рейтинговых учебных заведениях подняли планку еще выше — до 180 баллов по каждому из предметов. Но отличников на всех не хватает, что и заставляет вузы спешно латать дыры в студенческих списках, пытаясь найти еще не "завербованных" абитуриентов.

Льготный нал

Второй серьезной проблемой для рынка высшего образования в этом году стал массовый наплыв льготников. Хотя Министерство образования, отреагировав на прошлогоднюю критику преподавателей, в этом сезоне оставило право внеконкурсного поступления только за чернобыльцами, инвалидами и сиротами, лишив преимуществ медалистов и выпускников подготовительных курсов, претендентов на льготы стало еще больше. В некоторых вузах льготники в первые же дни вступительной кампании заняли практически все бюджетные места на наиболее престижных факультетах, не оставив шансов на поступление талантливым, но не располагающим нужными справками детям. Станислав Погорелов рассказывает, что у них по таким специальностям, как технология производства парфюмерно-косметической продукции и технология производства фармацевтических препаратов, число абитуриентов-льготников вдвое превысило количество вакантных мест. Андрей Гаталевич из Львовского национального университета отмечает, что в их вузе льготники заняли практически все бюджетные места на таких направлениях, как финансы, учет и аудит. О том, что у них некоторые направления практически на 100% занято льготниками, сообщили и в Национальном университете им. Т. Шевченко.

Реклама на dsnews.ua

Подозрительно большая армия претендентов на поступление вне конкурса заставляет преподавателей усомниться в том, что все предъявленные приемным комиссиям справки подлинные. Вячеслав Невинчанный говорит, что некоторые абитуриенты приносили документы, позволяющие им претендовать на внеконкурсное поступление, датированные летом этого года, что, по меньшей мере, вызывает подозрения. Эксперт отмечает, что проверить все справки силами вуза практически нереально, хотя наиболее сомнительные дела они отправили в СБУ. По слухам, заполучить справку об инвалидности в Киеве в этом году можно было за $3–5 тыс., а в регионах ими приторговывают по $1 тыс. Министерство образования заявило, что будет проверять подлинность документов, но на данный момент обнародовало информацию лишь о 5–7 нарушениях, тогда как абитуриентов-льготников насчитывается десятки тысяч. Вячеслав Невинчанный отмечает, что на льготное поступление, как правило, претендуют абитуриенты с минимальным количеством баллов в сертификатах, что не позволяет вузам набрать действительно одаренных детей. Более того, некоторые старшеклассники, получившие на внешнем тестировании максимально высокие баллы (200) по всем предметам и подавшие документы лишь в один вуз, поскольку были уверены в зачислении, в итоге вовсе оказались за бортом, так как свободных мест им просто не хватило.

Впрочем, Анастасия Клюковская говорит, что преподаватели несколько сгущают краски. По ее словам, профильное министерство разрешило вузам ограничивать число зачисленных льготников 50% от общего набора. Кроме того, институтам, пережившим атаку льготных абитуриентов, чиновники выделили дополнительные бюджетные места. На сегодняшний день государство обязалось профинансировать учебу еще порядка 1540 первокурсников.

Эксперты не исключают, что отчасти в шумихе вокруг льготников заинтересованы и сами преподаватели. Ведь именно обилием студентов, зачисленным вне конкурса, они могут объяснить детям с достаточно высокими баллами, почему они не поступили. В этом году нередки случаи, когда абитуриенты, имеющие в сертификатах баллы, выше проходного в тот или иной вуз, так и не стали первокурсниками. Представители некоторых вузов говорят, что их места заняли старшеклассники, принятые по знакомству. Система высшего образования, длительное время хорошо зарабатывавшая на вступительной кампании, не намерена отдавать денежный источник в другие руки. Так что преподаватели изобретают все новые и новые схемы зачисления "нужных" абитуриентов.

Отсутствие всяких гарантий даже для круглых отличников принесло неожиданные дивиденды частным вузам и контрактным отделениям государственных институтов. Если в прошлом году учебные заведения констатировали снижение интереса к образованию за деньги, то в этом сезоне наблюдается обратная тенденция. Станислав Погорелов утверждает, что у них контрактников стало на 20% больше, чем в прошлом году, хотя обучение подорожало на 15–20% (до 5–12 тыс. грн. в год в зависимости от специальности). Олег Белоконь заявляет об увеличении числа тех, кто готов учиться в их вузе, как минимум на 10%. Щедрость родителей в нынешние кризисные времена эксперты поясняют просто: они хотят быть уверенными в том, что их чадо все же станет студентом и им не придется заново проходить вступительный марафон еще и в следующем году.

    Реклама на dsnews.ua