• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Отправили на задворки. Бывший глава грузинской дипмиссии будет продвигать в Киеве пророссийскую политику США

Реклама на dsnews.ua

Назначение в Киев новым послом США Джона Теффта ознаменовало изменение политики Барака Обамы в отношении Украины. Активно внедряя в жизнь план перезагрузки взаимоотношений с Москвой, Вашингтон перестал выпячивать свою поддержку странам бывшего Союза, избравшим евроатлантическую ориентацию, дабы лишний раз не дразнить Белокаменную. Смена внешнеполитических приоритетов Соединенных Штатов означает, что теперь Киеву не стоит рассчитывать на поддержку Вашингтона в конфликтах с северным соседом.

Грузинские шахматы

Согласно официальной биографической справке, распространенной Белым домом вместе с сообщением об отправке Джона Теффта в Украину, больше половины из 37 лет его дипломатической практики связаны с работой в Восточной Европе. В 2005-2009 гг. он был послом США в Грузии, в 2000-2003 гг. — в Литве, в 1996-1999 гг. — заместителем руководителя дипмиссии в Москве. К слову, именно за этот период своей карьеры г-н Теффт награжден знаком отличия как лучший сотрудник американских дипломатических служб. До назначения в Тбилиси он был заместителем помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии и отвечал за отношения Вашингтона с Россией, Украиной, Беларусью и Молдовой. Также в 2003-2005 гг. г-н Теффт являлся советником по международным вопросам в Национальном военном колледже в Вашингтоне. Джона Теффта всегда считали человеком Буша. "Если они решили не менять его на кого-то из близкого окружения Барака Обамы, это ничего хорошего для Украины не означает. Похоже, мы не представляем для Вашингтона серьезного интереса", — говорит директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.

Самым ярким событием за каденцию г-на Теффта в Тбилиси, безусловно, стала война между Грузией и Россией за Южную Осетию. Оппоненты Михаила Саакашвили называют Джона Теффта едва ли не главным связующим звеном между администрацией Буша, которая будто бы подстрекала грузинское руководство к агрессии, и офисом президента. Еще в 2006 г. оппозиционный Саакашвили политолог Дачи Грузинский написал, что Джону Теффту якобы поручили урегулировать перманентно тлеющий российско-грузинский территориальный конфликт путем заключения сделки с Абхазией по примеру Косово: США признают абхазскую независимость (что было значительно выгоднее, чем тогдашние предложения Москвы, не шедшие дальше автономии в составе Российской Федерации), а Грузии, чтобы сохранить хорошие отношения с международными покровителями, придется принять происходящее как должное. В этом случае Тбилиси был бы открыт путь в НАТО, поскольку снимался вопрос неурегулированных территориальных претензий. Такие предположения вполне правдоподобны, поскольку Джордж Буш, у которого с Москвой были прохладные отношения, активно лоббировал расширение североатлантического альянса на Восток, в том числе и за счет Грузии.

Но как видно из дальнейших событий, этому плану не суждено было осуществиться. Убедившись в том, что тактика времен предыдущей администрации — отвечать на силу русских силой — в регионе не проходит, в Белом доме после воцарения там Барака Обамы решили изменить модель поведения. По сути, говорят наблюдатели, Грузию оставили наедине со своими проблемами, переместив акценты на Кавказе в Азербайджан, что открывает возможность активнее работать над более значимыми для США проектами участия в развитии нефте- и газопроводов, по которым энергоносители из Каспия будут транспортироваться в Европу в обход России.

Московская оттепель

Отказ от открытой поддержки Грузии в целом ложится в новую внешнеполитическую доктрину Америки, которая состоит в продвижении своих интересов без конфронтации с Россией. Главный лейтмотив всех действий администрации Барака Обамы на текущий момент — склонить Москву к продлению соглашения о нераспространении ядерных вооружений. Действие этого договора, подписанного еще в 1991 г., заканчивается в декабре 2009 г. Кроме того, американским президентом движут и чисто прагматические мотивы: содержать и модернизировать огромные арсеналы ядерного оружия в условиях экономического кризиса весьма накладно.

Реклама на dsnews.ua

Да и в долгосрочной перспективе от Соединенных Штатов не стоит ожидать резких действий, которые потенциально могут вызвать неприятие Кремля. В марте ряд советников предложили Бараку Обаме концепцию "Правильное направление политики США в отношении России", которой он следует беспрекословно. "Немногие страны могут помешать нашему успеху больше, чем Россия с ее огромными арсеналами ядерного оружия, стратегическим расположением на стыке Европы и Азии, значительными энергетическими ресурсами и статусом постоянного члена Совбеза ООН. Быстрые и эффективные действия, направленные на укрепление американско-российских отношений, очень важны для продвижения национальных интересов США", — говорится в документе.

Следуя данным в нем рекомендациям, американский президент отказался от размещения систем ПРО в Польше и Чехии и приложил немало усилий, чтобы заручиться поддержкой Москвы в отношении Ирана. В ходе сентябрьской Генассамблеи ООН в Нью-Йорке Барак Обама и Дмитрий Медведев фактически договорились о совместных действиях, чтобы убедить Тегеран использовать ядерную программу в мирных целях. В унисон с рекомендациями документа идут взаимоотношения США и России в плане борьбы с терроризмом и стабилизации ситуации в Афганистане. В частности, РФ открыла воздушное пространство для пролета американских судов с военными грузами для Афганистана без взимания транзитной платы. Если президент Обама будет и дальше следовать данным ему рекомендациям, в ближайшее время стоит ожидать отмены поправки Джексона-Вэнника в отношении России, ограничивающей ее возможности по поставкам товаров в США, а также содействия со стороны Вашингтона ее вступлению во Всемирную торговую организацию. Взамен Белый дом рассчитывает на расширение Москвой возможностей для американских инвестиций, а также инициатив по созданию объединенной системы безопасности, включающей российские объекты и оборудование.

Впрочем, заигрывания с Белокаменной вовсе не означают, что Вашингтон решил уступить ей в борьбе за мировое господство. И сейчас США не менее активно, чем при предыдущих президентах, продвигают свои интересы. Вместо элементов системы ПРО в Чехии и Польше, которые еще месяц назад подавались как уступка России, придут новые, усовершенствованные ракетоперехватчики и радары на море и суше, в том числе и на беспилотных самолетах. Более того, совместные с Москвой действия в Иране, Афганистане и других горячих точках интересов Соединенных Штатов только усилят эффективность реализуемых там программ. Все это значительно перевешивает ту сравнительно небольшую жертву, которую пришлось принести в том числе и ради достижения этих целей — временно охладить степень поддержки Киева и Тбилиси.

Киевские заморозки

Белый дом уже не будет отстаивать нашу страну как свой форпост в Восточной Европе — его стратегические интересы (мирное сосуществование с Россией) стоят на порядок выше. И основная сфера, которая пострадает от потери покровительства Вашингтона, — это российско-украинские взаимоотношения, в первую очередь газовые. Несколько месяцев назад в кулуарах нашего МИДа и американского госдепа обсуждалось создание транснационального консорциума для управления украинской ГТС, в который вошли бы газовые компании США. Однако дальше разговоров дело не пошло. "Наиболее вероятно, что в этом вопросе и новый посол, и администрация в целом займут выжидательную позицию и постараются не допустить конфликтов. Они скорее помогут решить их в мирном ключе, чем встанут на чью-то сторону", — считает Сергей Толстов.

Еще один проседающий пункт — путь в НАТО. Если в октябре 2008 г. будущий американский лидер был активным сторонником ПДЧ для Украины, то уже в 2009-м эта тема исчезла из его риторики. Сейчас Соединенные Штаты активно работают над совместной с Европой системой безопасности, поэтому они в первую очередь будут учитывать интересы ЕС и мнения стран Евросоюза по данному вопросу. Берлин и Париж, играющие первую скрипку в Европе, пока достаточно прохладно оценивают возможности присоединения к альянсу новых членов. К тому же Киев фактически сам подписал себе приговор относительно натовского будущего, согласившись этим летом с новым планом сотрудничества с блоком. "Не знаю, кто записал туда пункт о выведении Черноморского флота из Севастополя в 2017 году. Если украинская сторона — это понятно, чтобы красной тряпкой перед россиянами помахать. А если западники — это очень плохой сигнал. Это значит, что до 2017 года нам о НАТО можно и не думать", — говорит г-н Толстов.

Сторонние наблюдатели

Изменение отношения Вашингтона к Украине проявится еще и в том, что в отличие от выборов 2004 г. он будет сохранять нейтралитет ко всем кандидатам в президенты. Оптимальным вариантом для Соединенных Штатов могла бы стать фигура, одинаково ориентированная и на Россию, и на Запад. Однако таких претендентов на пост главы государства у нас нет. Поэтому приемлемы для Белого дома связки претендентов, которые в будущем могут стать президентом и премьером: Янукович-Тимошенко, Тимошенко-Яценюк, Яценюк-Янукович. "Американцы будут следить за тем, чтобы кампания прошла по демократическим стандартам, без силовых столкновений. На кандидатов они не смотрят", — говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев.

В целом же для Киева настало время осторожничать с двух сторон. Если ссорящийся с Москвой Вашингтон — знакомое и органичное явление, то американцы, которые ставят на украинско-российское сближение — это что-то совершенно новое. Более пессимистично настроенные эксперты считают, что в Вашингтоне подошли к черте, после которой вернуться назад к мировому балансу сил будет достаточно сложно. "То, что делает нынешний президент США Барак Обама, сдавая союзников, не позволяла себе ни одна американская администрация. При Рейгане, Буше, Клинтоне могла изменяться стилистика отношений с Восточной Европой и постсоветскими странами, но стратегические интересы Белый дом не сдавал никогда", — заявил в интервью "Голосу Америки" эксперт Национального института проблем международной безопасности Евгений Жеребецкий. Впрочем, дело скорее не в мягкости Барака Обамы, а в том, что Кремль может просто использовать его с соответствующими последствиями для Киева. "Западный мир ищет ключи отрудничества с Россией в разных сферах, прежде всего в оборонной. Но очевидно, что должно пройти время, чтобы западные стратеги в очередной раз убедились в невозможности применять свои подходы к нынешней России без изменения ситуации внутри страны", — резюмирует политический аналитик Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.

Впрочем, для Украины изменение вектора американской политики — это шанс начать наконец проводить политику нейтралитета и выгодного сотрудничества как с Вашингтоном, так и с Москвой. Для Киева, в последние годы мечущегося меж двух огней, это забытая стратегия. Однако именно она позволит полноценно отстаивать на внешнеполитической арене собственные интересы, а не оставаться инструментом достижения мирового господства одной или другой стороны.

    Реклама на dsnews.ua