• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Прямое включение. Кабмин инициирует масштабные реформы в энергетике

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе правительство одобрило изменения к Закону "Об электроэнергетике", направив их на рассмотрение в парламент. Документ предлагает новые правила работы энергорынка, ключевым из которых является предоставленная промышленным потребителям свобода выбора производителя электроэнергии. Правда, чтобы осуществить задуманное, законодателям параллельно придется пересмотреть систему тарифообразования для частных потребителей, чтобы довести цену тока до экономически обоснованного уровня.

Сейчас торговля электроэнергией осуществляется следующим образом: энергогенерирующие предприятия продают ток ГП "Энергорынок", которое реализует его по средневзвешенной цене региональным энергопоставляющим компаниям (облэнерго). Именно у них конечные потребители и приобретают электроэнергию. Скажем, в середине октября госпредприятие закупало электрическую энергию у атомщиков, гидроэнергетиков, тепловиков и ветроэнергетиков по 141, 175, 370 и 1338 грн./МВт-ч соответственно. А облэнерго приобретали ее по 297 грн./МВт-ч и, прибавив к этой цене собственные расходы на транспортировку, реализовывали конечным потребителям в среднем примерно по 350 грн./МВт-ч.

Одобренный правительством законопроект предусматривает переход на прямые договоры между производителем и потребителем тока. "Переход на двусторонние отношения предлагается осуществить в четыре этапа. На первом по прямым договорам будет реализовываться 10–15% электроэнергии, втором — 30%, третьем — 50%. Четвертый этап предусматривает полный переход на двусторонние договоры к 2014 году", — уточнил председатель НКРЭ Валерий Кальченко. Это означает полный отказ генерации от услуг ГП "Энергорынок".

Данная реформа не коснется населения: физлица, как и сейчас, будут покупать ток у облэнерго. Свободу выбора поставщика энергии получат крупные ее потребители. Так, например, с Зуевской ТЭС (входит в состав ООО "Востокэнерго" Рината Ахметова), расположенной в Донецкой области, она сможет напрямую продаваться родственным дистрибьюторам: "ПЭС-Энергоуголь", "Сервис-Инвест" и "Донецкоблэнерго". А они, в свою очередь, смогут перепродавать ее, к примеру, близлежащей "Азовстали" г-на Ахметова. Выгода прямых взаимоотношений между родственными предприятиями очевидна: до последнего времени "Востокэнерго" продавало свой ток "Энергорынку" примерно по 12 коп./кВт-ч, тогда как его государственные конкуренты ("Центрэнерго" и "Донбассэнерго") реализовывали уже по 29 коп./кВт-ч. "Думаю, что по прямым контрактам электроэнергия будет примерно на 30% дешевле у лучших (наиболее конкурентоспособных) тепловых генерирующих компаний, потому что сегодня потребители приобретают ее по средневзвешенной цене, в которой учтены затраты на ее выпуск всех категорий производителей", — сообщил "ДС" первый заместитель главы парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса Сергей Титенко.

Каждый договор между энергогенерирующей компанией и потребителем будет оговаривать четкий ежемесячный объем поставок тока. Понятно, что промышленники не смогут с точностью до киловатт-часа определить необходимый им объем. Поэтому, если законтрактованных поставок для промпредприятия будет не хватать, оно сможет закупить недостающую энергию на бирже, которую планируется создать к моменту внедрения практики двусторонних договоров.

Предполагается, что ее создадут на базе ГП "Энергорынок", услуги которого в новых условиях не будут востребованы. В основном там станут предлагать к продаже дорогую электроэнергию ветроэнергетиков, а также тепловиков, которая не была выкуплена посредством заключения прямых договоров. Спрос на нее будет поддерживаться за счет того, что объемы дешевого тока ограничены и их заблаговременно выкупят промышленники напрямую у производителей.

Предложенные Кабмином реформы имеют несколько позитивных моментов. Во-первых, энергорынок избавится от искусственной зарегулированности. Показательный пример: в начале нынешнего года НКРЭ внесла изменения в Порядок установления розничных тарифов на электрическую энергию для предприятий горно-металлургического и химического комплексов, в результате чего три десятка промышленных предприятий получили возможность приобретать ток по льготным ценам (действовавшим в октябре 2008 г.). Тем самым государство пыталось поддержать на плаву отечественных химиков и металлургов. Но такое снижение цен на электроэнергию (на фоне роста стоимости топлива, необходимого для ее производства) ухудшило финансовое положение отечественной генерации. После проведения реформы ручное регулирование взаимоотношений в энергетической сфере уйдет в прошлое.

Реклама на dsnews.ua

Еще одним плюсом является повышение конкурентоспособности продукции украинской промышленности. Поскольку после перехода на прямые договоры из цены тока для промышленников исчезнут так называемые дотационные сертификаты, через которые сегодня крупные потребители субсидируют население (ежегодно у нас продается около 170 млрд кВт-ч электроэнергии на сумму в 50 млрд грн., из которых примерно 20 млрд грн./год — это дотационные сертификаты). Правда, для того чтобы эта норма вступила в силу, Украина должна провести реформу тарифообразования, подразумевающую постепенное подорожание тока для населения до экономически обоснованного уровня. Для внедрения ее в жизнь (параллельно с принятием вышеупомянутых изменений в Закон "Об электроэнергетике") необходимо согласие парламента. Но до президентских выборов ожидать такой активности от Верховной Рады вряд ли стоит.

    Реклама на dsnews.ua