• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Куда упала гривня. Киевский валютный рынок в январе 2002 года

Реклама на dsnews.ua

Умы киевлян в течение всей минувшей недели будоражил резкий рост курса американского доллара относительно национальной денежной единицы. В прошлый понедельник курс неожиданно вернулся на сентябрьскую отметку — в некоторых обменных пунктах курс покупки достигал 5,3 грн./$1.

Впрочем, резкий сдвиг наличного курса в столице стал неожиданным лишь для непосвященных. Многие банкиры еще несколько месяцев назад говорили о неизбежной девальвации гривни, указывая на опасную тенденцию — значительное увеличение гривневой массы. Попросту говоря, на фоне экономического подъема в стране наши сограждане смогли скопить значительные средства в национальной валюте. И эти деньги с заслуживающим уважения постоянством "давят" на рынок. "Уже сейчас столичные банки ощущают значительное увеличение денежной массы на руках у населения. За последние три недели спрос на доллары увеличился на 20-30%. При этом его создают не только киевляне, довольно активно за американской валютой едут из регионов",— заявил "ДС" начальник отдела неторговых операций банка "ТК-кредит" Сурен Григорян.

По данным НБУ, объем наличных вне банков по Украине только в декабре 2001 г. вырос на 2,14 млрд грн. (12,3%), причем за последнюю рабочую неделю месяца прирост налички составил 1,1 млрд грн. За весь прошлый год объем средств "на руках" вырос на 6,7 млрд грн., или на 52%. И значительную часть этих денег население активно стремится куда-нибудь пристроить. Традиционная валюта накопления в нашей стране — американский доллар, именно в него "уходит" избыточная гривня. Банкиры предполагают, что несмотря на все усилия Нацбанка по "связыванию" денежной массы, она по-прежнему будет провоцировать в дальнейшем падение наличного курса. В результате банкирам придется работать на пределе допустимого, устанавливая максимально разрешенную НБУ маржу — 5% официального курса. Если этого будет недостаточно, то начнет поднимать голову черный рынок, который последний раз активно возрождался во время финансового кризиса 1998 г. Пока же покупка наличного доллара находится на уровне 5,33–5,35 грн./$1, фактически банкиры могут его увеличивать до 5,6 грн./$1. При дальнейшем увеличении спроса на "зеленые" они обещают именно так и поступать. В то же время некоторые специалисты приходят к выводу, что послепраздничный рост курса был спровоцирован и самим Нацбанком, который начал девальвировать гривню на межбанковском рынке.

Нацбанк поддержал экспортеров

Свои намерения опустить курс национальной денежной единицы Национальный банк продемонстрировал уже на первых торгах текущего года. 3 января при курсе предложения на межбанке 5,29 грн./$1 он вдруг начал покупать американскую валюту по 5,31 грн./$1. И... пошло. Все последующие торги открывались котировкой не менее 5,3 грн./$1. При этом со временем банкиры начали ощущать даже недостаток валютных средств, и уже еженедельные объемы продаж валюты НБУ на межбанке достигали $20 млн. Хотя всем было понятно, что на сегодняшний день это не жертва для украинского центробанка, который на начало 2002 г. сформировал резервы в $3,208 млрд. Свое поведение нацбанковцы поясняют вполне логично. "Девальвация была необходима как минимум по двум причинам: нужно было привести курс в соответствие с индексом инфляции и поддержать экспортеров", — говорит директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко. Действительно, в декабре 2001 г. индекс инфляции был самым низким за всю новейшую историю Украины — 1,6%, а в общем по результатам прошлого года он оказался на уровне 6,1%. В то же время курс двигался в противоположную сторону: за 2001 г. гривня укрепилась с 5,4345 грн./$1 до 5,2985 грн./$1. Не покривил душой Сергей Яременко и в отношении экспортеров. За последние два-три месяца они только и делают, что оббивают пороги власть имущих — от Администрации Президента до Кабинета Министров. Причина активности проста — ощутимый рост курса гривни заметно усложнил жизнь "продавцов за кордон". Ситуацию подогревало и снижение рентабельности экспортных операций металлургов, вызванное падением цен на их продукцию. Однако вопль "поднимите курс доллара" в НБУ услышали только в январе.

Реальность проявится после выборов

Начало девальвации сразу спровоцировало дискуссию на тему "Удержит ли НБУ гривню на заявленном уровне?". Мнения банкиров по этому поводу, как всегда, оказались прямо противоположными. В одной когорте финансистов бытует убеждение о том, что ведомство г-на Стельмаха будет держать валютный рынок в "административных" рукавицах, из которых невозможно улизнуть. Поэтому если украинская денежная единица и будет незначительно падать, то только по воле Национального банка. "НБУ не дает возможности для скачков курса. И это при том, что уменьшились объемы возвращаемой экспортной выручки и увеличились объемы покупок иностранной валюты на межбанке. Судя по всему, валюту покупают уже по новым контрактам", — сообщил "ДС" директор казначейства "Райффайзенбанк Украина" Сергей Маноха. К тому же, укрепление гривни на несколько копеек расценивается как тактический ход главного банка. Следующий этап девальвации, по словам банкиров-оптимистов, можно ожидать только после парламентских выборов. Причем это должно быть плавное снижение курса до уровня 5,4–5,5 грн./$1, и уж никак не резкий неконтролируемый обвал гривни. Вторая группа банкиров никоим образом не сомневается в возможностях Национального банка. Но в то же время почти уверена в том, что сразу после выборов курс отечественной валюты покатится вниз. Вдобавок не очерчивается никаких рамок этой девальвации. И аргументы банкиров также не грешат против логики. "На валютный рынок в 2002 г. будет влиять несколько факторов: снижение деловой активности в преддверии выборов в Верховную Раду, сокращение украинского экспорта (стабилизация, например, сталелитейной промышленности, по прогнозам, ожидается только в четвертом квартале 2002 г.), увеличение доли импорта и большой объем денежной массы", — поведал "ДС" генеральный директор CA IB Securitiez (Ukraine) и представитель австрийского инвестиционного банка CA IB в Украине Сергей Будкин. Прежде всего, безналичный валютный рынок будет реагировать на два фактора — снижение объемов экспортной валютной выручки и увеличение количества заявок на покупку СКВ. И неизвестно, получит ли Украина после выборов какие-нибудь бонусы от Международного валютного фонда либо Всемирного банка. По мнению более прагматично настроенных банкиров, многое в текущем году будет зависить от правительственной и, главное, нацбанковской позиции. Захотят ли они "держать" гривню, которая, исходя из экономических расчетов, должна будет девальвировать.

Реклама на dsnews.ua
Успокоить может только НБУ

Наиболее убедительным на прошлой неделе был все же главный валютчик страны. Именно он публично показал "кузькину мать" валютному рынку. Национальный банк еще раз напомнил всем, что он и только он контролирует ситуацию на валютном рынке: Сергей Яременко пообещал, что гривня в 2002 г. не упадет более чем на 5%. В связи с новым прогнозом Нацбанка в ближайшее время может быть пересмотрен среднегодовой курсовой прогноз на текущий год. Причем, как стало известно "ДС", на предстоящем заседании Кабмина, посвященном курсовой теме, которое состоится 23–24 января, ведомство Владимира Стельмаха получит поддержку и от Министерства экономики. Если г-н Яременко настаивает на прогнозе "плюс 5%", т. е. 5,56 грн./$1, то Минэкономики устраивает до конца текущего года и 5,5 грн./$1. Впрочем, цена вопроса не очень-то и велика. Потому как заявления обоих ведомств сенсационными не назовешь, ведь сегодняшний среднегодовой курсовой ориентир отличается от них аж на четыре копейки — он составляет 5,6 грн./$1. Большинство банкиров вообще склоняются к мысли, что курсовая тема была поднята только для того, чтобы успокоить валютный рынок. И, надо сказать, это удалось.

Эта статья была опубликована  в газете "Деловая столица" 21 января 2002 года. Более свежая информация на эту тему:

"Доллар больше не в фаворе" ("Деловая столица", #12, 2005-03-21)

"Доллар взяли на испуг" ("Деловая столица", #44, 2006-10-30)

    Реклама на dsnews.ua