• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

В заботах о будущем

Реклама на dsnews.ua

Для промышленных предприятий столицы наступили тяжелые времена. Депутаты горсовета, получившие в прошлом году право согласовывать использование компаниями собственных артезианских скважин, все чаще ставят запреты, предлагая взамен подключаться к сетям ОАО "Киевводоканал". Свои действия они объясняют заботой о сохранении стратегических запасов чистой воды. Производственники и независимые эксперты считают решения народных избранников лоббированием коммерческих интересов городского монополиста.

Комиссия Киеврады по вопросам ЖКХ запретила Банкнотно-монетному двору НБУ Украины дальнейшее использование расположенных на его территории четырех артезианских скважин. Аналогичное решение, поддержанное экологической комиссией горсовета, было принято и в отношении ЗАО "Фанплит" (производитель ДСП), которому не разрешили пользоваться одной из двух скважин предприятия. Но если для "Фанплита", подключенного к магистральному водоводу, тампонирование одной из скважин означает лишь увеличение потребления более дорогой и менее качественной водопроводной воды, то для монетного двора Нацбанка, не имеющего на своей территории водопровода, решение депутатов выльется в существенные финансовые затраты. "Думаю, что он справится с такого рода трудностями. На Троещине, где расположено предприятие, нет проблем с водоснабжением. Монетному двору не составит труда получить у нас технические условия и проложить около 0,5 км водопроводных сетей", — считает главный инженер ОАО "Киевводоканал" Анатолий Ковалишин.

Свое решение городские парламентарии объясняют ухудшением качества воды с горизонтов юрского и сеноманского периодов. По их мнению, это связано с ее отбором в промышленных объемах, из-за чего в данные горизонты поступают загрязненные поверхностные воды. "Большие объемы воды из артезианских скважин потребляют "Росинка", "Славутич" и броварской завод "Кока-Кола Бевериджиз Украина". Мы готовы мириться с использованием стратегических запасов чистейшей воды в пищевой или фармацевтической промышленности. Но позволять расходовать ее для изготовления красок или стройматериалов, как это привыкли делать в Киеве, кощунственно. Предприятиям, у которых есть возможность подключиться к центральному водопроводу, мы и в дальнейшем будем запрещать использовать для технических целей скважины глубиной более 50 м",— заявил "ДС" глава комиссии по вопросам ЖКХ Юрий Бондарь.

По странному стечению обстоятельств г-н Бондарь до недавнего времени руководил ЗАО "Киевэнергохолдинг", в состав которого входит и "Киевводоканал", наиболее заинтересованный в принятии данных решений. Мнение своего бывшего руководителя разделяет и Анатолий Ковалишин. По его словам, если на балансе "Киевводоканала" числятся 370 артезианских скважин, которые питают бюветные комплексы и порядка 15% системы центрального водоснабжения Оболони и левобережья столицы, то на территории промышленных предприятий расположено около 400 скважин, высококачественную воду из которых они зачастую используют для технических нужд. "Некоторые из них даже не имеют центрального водоснабжения, хотя в тех местах, где они находятся, есть возможность подключиться к нашим магистральным водоводам, — возмущается г-н Ковалишин. — На протяжении последних 10 лет объемы потребления воды "Киевводоканала" ежегодно падают на 4–5%. Компания недополучает деньги".

Руководители столичных предприятий парируют, что вода городского монополиста в три раза дороже, нежели из артезианских скважин. Проблемы у них начали возникать еще летом 2009 г., когда Кабмин своим постановлением №608 обязал компании согласовывать использование артезианских скважин с местными советами. "Чтобы получить разрешение, надо вынести на сессию Киеврады соответствующий проект решения, который готовит ГУ экологии КГГА. Необходимые документы мы подали в это управление более полугода назад, а до комиссий они дошли только недавно. Спасибо и на том, что нам согласовали хоть одну скважину", — рассказал "ДС" главный инженер ЗАО "Фанплит" Ярослав Балыч. Коммерческий директор ОАО "АВЕРС" (производство ДСП) Виктор Еремов утверждает, что они не могут согласовать использование скважин уже более года. "Результата нет, а экологическая инспекция нас за это штрафует", — сетует он. Не менее года понадобилось для получения разрешения и ОАО "НПП "Большевик". "Скважину глубиной 334 м, пробуренную еще в 1984 году, мы используем для резервного водоснабжения предприятия при падении давления в сетях ОАО "Киевводоканал", что происходит довольно часто. Теперь на уровне горсовета начали возникать сложности. Но они надуманы", — возмущается главный инженер завода Петр Серб.

Глава Киевской городской организации работодателей Иван Голодивский говорит, что с подобными проблемами сталкиваются десятки промышленных предприятий города. "Во-первых, "Киевводоканал" выставляет кощунственные технические условия по подключению к его сетям, выполнение которых сулит компаниям огромные финансовые издержки. Во-вторых, по решению депутатов сейчас тампонируются даже резервные скважины, которые использовались предприятиями лишь при возникновении аварийных ситуаций, чтобы не останавливалось производство. Кроме откровенного лоббирования коммерческих интересов "Киевводоканала", никакой другой логики в этих действиях нет", — заявил г-н Голодивский, добавив, что он уже пожаловался на действия депутатов председателю КГГА Александру Попову.

Подобные предположения высказали и в Государственной геологической службе при Минприроды. Ее представители говорят, что Киев — не тот регион, в котором есть хоть малейшая необходимость экономить артезианскую воду. "Ее запасы восстановимы при заборе на его территории до 1 млн куб. м в сутки. Город же потребляет только 15–20% этого лимита. Это означает, что существенные средства, затраченные в свое время на проведение геологической разведки данных запасов, не возвращаются в госбюджет в виде налога за использование недр", — объясняет начальник управления гидрогеологии Государственной геологической службы Петр Блинов. Более того, по его словам, требование использовать для технических целей дорогую очищенную воду "Киевводоканала" является расточительством. "Это было бы логичным, если бы в столице параллельно существовало два водовода: один — с технической водой, второй — с питьевой. У нас же вся вода питьевая, ее очистка стоит денег. Зачем их расходовать, если затем эта вода будет пущена на технические цели?" — удивляется он.

Реклама на dsnews.ua

Заместитель главы комиссии по вопросам ЖКХ Семен Борисенко считает, что истина находится посредине. По его мнению, предприятиям стоит разрешить использовать скважины глубиной до 50 м, а "Киевводоканалу" — задуматься над сокращением издержек, а следовательно, стоимости воды для потребителей. "Проблема в том, что это предприятие — монополист, не привыкший бороться за покупателя. Потому оно и выдвигает непосильные по финансовым затратам технические условия на подключение к водопроводу. Если бы "Киевводоканалом" руководили нормальные хозяйственники, заинтересованные в увеличении количества потребителей, они бы, напротив, старались сократить издержки потенциальных клиентов, желающих подключиться к сети ОАО", — резюмировал депутат.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Игорь Кирильчук, Эколог Украинской молодежной экологической лиги

Во всем мире запасы артезианской воды считаются невосполнимым стратегическим ресурсом, к которому относятся экономно. А Украину нельзя назвать страной, очень богатой на водные ресурсы: в южных и юго-восточных регионах они в дефиците. Запасы артезианской воды, конечно, пополняются, но очень медленно и только за счет поверхностных вод, которые сегодня загрязнены промышленными и коммунальными стоками. Через несколько десятков лет вода с глубинных горизонтов вполне может начать цениться дороже нефти и газа, поэтому, на мой взгляд, ее нужно сохранить для будущих поколений чистой.

Хозяева усадеб или дач под Киевом уже несколько лет кряду отмечают падение уровня воды в колодцах и давления в скважинах. Это говорит о том, что запасы артезианской воды из-за ее забора в промышленных объемах уменьшаются, в результате чего более загрязненные грунтовые воды уходят вниз, разбавляя нижние ценные водоносные горизонты. В такой ситуации продолжать использовать воду юрского и сеноманского горизонтов на технические нужды предприятий неразумно. Скважины, которыми сегодня пользуются предприятия Киева, в большинстве случаев появились на территории города после чернобыльской катастрофы, чтобы не использовать для питья загрязненную радионуклидами речную воду. К тому же артезианская вода имеет постоянный химический состав, благодаря чему системы доочистки предприятий служат в десятки раз дольше, нежели при использовании речной или водопроводной воды, химический состав которой постоянно изменяется. Но это только у нас артезианская вода до сих пор обходится промышленникам дешевле водопроводной. Чтобы предприятиям было выгоднее пользоваться поверхностными водами, эту диспропорцию нужно изменить.

Понятно, что для доочистки водопроводной воды, качество которой сегодня не может удовлетворить ни население, ни предприятия, нужно вкладывать большие деньги. Но иного выхода нет. Возможно, в столице уже пора задуматься о том, чтобы ОАО "Киевводоканал" только первично подготавливал воду к ее доочистке. Все равно она существенно загрязняется, пока доходит по старым ржавым трубам до потребителя. А оборудование для окончательной доочистки воды можно устанавливать в специальных центрах, мощности которых рассчитаны на 10–20 жилых домов, а также в крупных торговых или промышленных комплексах.

    Реклама на dsnews.ua