• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Полные сети

Реклама на dsnews.ua

В Украине снова подорожала рыба. За последний месяц цены на нее подскочили на 15–20%, что сделало морские продукты недоступными для еще большего числа потребителей. Импортеры традиционно кивают на чиновников, мешающих им вести бизнес, и даже привлекли в качестве союзника Норвегию, пожаловавшуюся в ВТО на нелояльность украинских таможенников. Но, так как вылов рыбы нашими судами в Азово-Черноморском бассейне и Атлантике только снижается, поставщики импортной продукции смогут и дальше диктовать рынку свои условия.

Сплошные кости

Рыба становится деликатесом для все большего числа украинцев. Даже за сорта, традиционно считающиеся наиболее демократичными (хек, мойва, пангасиус и пр.), продавцы просят выше 30 грн./кг, более же благородные форель, лосось, тунец и др. стоят до 100 грн./кг. Сами импортеры поясняют пересмотр прайсов увеличением накладных расходов. Как сказала руководитель отдела маркетинга ООО "Аляска ЛД" Наталия Кагадий, таможенники завышают стоимость товара в три–пять раз от реальной закупочной цены. "В связи с этим некоторые импортеры вообще приостановили поставки", — сетует она.

Представитель компании ААА Мария Колесник говорит, что "рыбные" инвойсы на таможне завышаются как минимум вдвое. "Если импортеры закупают сельдь по $1,5/кг, то налоги приходится платить исходя из цены в $3/кг", — рассказывает она. По словам экспертов, отчасти проблема поясняется тем фактом, что основной поставщик морских продуктов в Украину — Норвегия учла спад потребления рыбы в нашей стране на волне кризиса (с 16,5 кг до 14,9 кг на человека в год) и пошла на уступки отечественным импортерам, снизив отпускные цены. Но таможенники в щедрость рыбодобытчиков не поверили, усмотрев в подозрительно низких расценках банальную попытку уйти от налогов. Впрочем, последнее также не исключено. Директор Украинской аграрной конфедерации Владимир Лапа сообщает, что они провели ценовой мониторинг и обнаружили: на нашей границе цены нередко оказываются ниже, чем в портах стран-поставщиков, что в принципе невозможно.

Тем не менее Норвегия уже обратилась в ВТО с просьбой умерить пыл украинских таможенников. Помимо прочего, недоумение у норвежцев вызывает и тот факт, что пошлина на нашей границе берется не с нетто-веса продукции, а с учетом льда (по процедуре таможенники должны разморозить несколько брикетов, вычислить таким образом вес льда и в дальнейшем руководствоваться этими показателями при оформлении всей партии). Отечественные же контролеры в свою очередь обвиняют поставщиков в намеренном завышении цен в торговых сетях. Киевское управление АМКУ возбудило дело против нескольких импортеров, посчитав, что они подняли расценки явно непропорционально росту своих расходов.

Между тем уже понятно, что новый ценовой виток приведет к очередному сокращению потребления рыбы в стране. Министерство агропромышленной политики, составляя план развития рыбной отрасли, прогнозировало, что к 2010 г. среднестатистический украинец будет съедать хотя бы рекомендованную медиками норму — 20 кг морских продуктов в год. Но, как видно, пока реальные показатели весьма далеки от этой цифры. Соответственно, уменьшились и объемы импорта. За последний год в страну было ввезено порядка 470 тыс. т рыбы, что на 25% меньше, чем до кризиса, и на 10% — в сравнении с прошлым годом. Продолжает ухудшаться и ассортимент продукции, которым наши соотечественники могут разнообразить свое меню.

Наталия Кагадий рассказывает, что многие импортеры, учитывая ценовой фактор выбора товара, сместили поставки в сторону более дешевых сортов рыбы (хек, скумбрия, мойва и др.), снизив импорт лосося, трески, форели и пр. Заметно изменилась география поставок. "Поставщики все чаще возят товар из Китая и Вьетнама, где отпускные цены более низкие", — констатирует г-жа Кагадий. К примеру, разница в стоимости российского и китайского минтая может достигать 30–40%. Китайцы предлагают также дешевые путассу, хек, кальмары, крабовые палочки, а вьетнамцы — пангасиус и креветки. В итоге азиатский импорт уже отвоевал долю рынка до 15% (100 тыс. т рыбы и морепродуктов по итогам минувшего года). Импортеров не смущает даже тот факт, что предлагаемый по дешевке товар не всегда отличается высоким качеством. Так, в текущем году Государственный комитет по ветеринарной медицине обнаружил в партиях замороженной рыбы и кальмаров из Китая и Вьетнама стронций, антибиотики и бактерии, вызывающие пищевые отравления. Чиновники поднимали вопрос даже о запрете импорта из этого региона, но до реальных ограничений дело так и не дошло.

Реклама на dsnews.ua

Рыбий жир

Несмотря на жалобы, импортеры чувствуют себя весьма неплохо. Компания "Международная группа морепродуктов" в этом году вывела и сейчас активно раскручивает новую ТМ Flagman. "Аляска" в конце лета запустила премиальный брэнд "Золото Камчатки". Они также инвестируют в логистическую инфраструктуру и развитие собственной розницы. Та же "Аляска", к примеру, в конце прошлого года открыла в пгт Калиновка (Киевская обл.) новый производственный комплекс по переработке рыбы и морепродуктов. В следующем году планирует сдать в эксплуатацию вторую очередь комплекса, что позволит перерабатывать 30 тыс. т продукции в сутки (общие инвестиции в проект составят $25 млн). В Калиновке открылся и первый специализированный магазин предприятия. Не исключено, что в дальнейшем торговая сеть будет расширяться. Фирма "Скандинавия" озвучивала планы по открытию в Киеве рыбного супермаркета (на сегодняшний день таковой имеет другой импортер — "Международная группа морепродуктов"). Украинская восточная рыбная компания занялась развитием собственной сети "Дон Маре" (порядка пяти торговых точек). Таким образом импортеры пытаются минимизировать зависимость от сетевого ритейла. "Основными проблемами являются большие отсрочки платежей, возвраты продукции, связанные с отсутствием нормальных условий ее хранения (соответствующего холодильного оборудования)", — рассказывает Наталия Кагадий.

Невзирая на снижение потребления рыбы, перспективы у компаний достаточно безоблачные, особенно если учесть, что у них появилась возможность нарастить поставки за счет снижения вылова в отечественной акватории. По данным Государственного комитета статистики, за девять месяцев нынешнего года в Украине было добыто всего 151,4 тыс. т рыбы, что почти на 17% меньше, чем за аналогичный период минувшего сезона. Сейчас наша страна добывает около 30% от общих объемов выловленной рыбы в Азово-Черноморском бассейне (килька, пеленгас, бычок, хамса), остальное — в северо-западной части Атлантического океана (сардина, скумбрия, ставрида). Квот на вылов наиболее ходовой в Украине сельди (потребляется свыше 20 тыс. т филе в год) мы не имеем (мировые квоты выдает международная организация NEAFC, куда входят основные поставщики селедки на нашу территорию — Норвегия, РФ, Исландия). Сейчас профильное министерство рассматривает вопрос вступления Украины в Международную организацию по вопросам рыболовства в южной части Тихого океана, что в перспективе позволило бы получить доступ к данной акватории.

Даже если это произойдет, рассчитывать на существенное увеличение вылова не приходится, так как в стране нет рыболовецкого флота. Из 123 судов на начало 2000 г. на данный момент осталось всего шесть, да и их техническое состояние оставляет желать лучшего. Чтобы нарастить добычу хотя бы до 500 тыс. т и покрыть большую часть потребностей внутреннего рынка (всего — порядка 800 тыс. т в год), нужно не менее 30 судов (ориентировочная стоимость каждого около 30 млн евро). В текущем году истекает срок реализации государственной программы, принятой в 2004 г., которая и предусматривала модернизацию флота, что должно было увеличить объемы вылова до 750 тыс. т в год. Но так как финансирования государственного плана реанимации отрасли практически не было, ситуация только ухудшилась. В итоге доля продукции отечественных добытчиков снизилась с 30 до 25%, а импорта, соответственно, увеличилась с 70 до 75%. И в дальнейшем эта пропорция имеет все шансы еще больше сдвинуться в пользу импортеров.

    Реклама на dsnews.ua