• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Это — день победы?

Реклама на dsnews.ua

Митингующим не удалось достичь главной цели своей акции — добиться отмены всех норм Налогового кодекса. Под натиском протестующих Виктор Янукович согласился лишь на ряд несущественных уступок. Предложенные им правки к документу ликвидируют некоторые новые полномочия налоговой и расширяют права налогоплательщиков. Самым ценным подарком малому предпринимательству стало изъятие из текста Налогового кодекса раздела, регламентирующего новые правила работы плательщиков единого налога. Впрочем, уже в феврале депутатам снова предложат рассмотреть документ, реформирующий упрощенную систему налогообложения. Но главное, что президентские правки восстановили далеко не все права единоналожников.

Упрощенцев подставили

У разработчиков Налогового кодекса не было времени на кардинальное редактирование положений, регламентирующих функционирование упрощенной системы налогообложения. Поэтому их попросту изъяли из кодекса. По поручению Президента правительство должно в течение двух месяцев разработать законопроект, оговаривающий приемлемые для малого бизнеса механизмы взимания единого налога. Пока на Грушевского будут корпеть над документом, упрощенцы смогут работать по-старому. Иными словами, останется в действии старый перечень видов деятельности, занимаясь которыми, можно уплачивать единый налог, прежний потолок годовых оборотов, ставки единого налога и предельное количество наемных работников. Другой вопрос: какое из отечественных предприятий после вступления в силу налогового кодекса согласится иметь в партнерах единоналожника? Ведь подготовленные Президентом правки не затронули ограничений, которые вводятся Кодексом для предприятий, работающих на общей системе налогообложения, в отношении операций с плательщиками единого налога. В частности, предприятиям запрещено относить на валовые расходы средства, потраченные на закупку товаров или услуг у "упрощенца". "По нашим подсчетам, сегодня частный бизнес тратит около 1% ВВП страны на администрирование налогов. Поскольку запрет относить на валовые расходы операции с "упрощенцами" остается, то многим из них придется перейти на общую систему налогообложения. Это значит, что объем средств, расходуемых на администрирование налогов, вырастет до 2–3% ВВП", — прокомментировал "ДС" руководитель Всеукраинского центра поддержки предпринимательской деятельности Александр Данилюк. Более того, те, кто ведет независимую профессиональную деятельность (юристы, бухгалтеры, аудиторы, консультанты), должны будут дополнительно платить 15%-ный налог на доходы физических лиц. В предыдущей версии Налогового кодекса это положение выглядело вполне логичным: тем, кто занимается упомянутыми видами деятельности, запрещалось переходить на уплату единого налога. Вместо этого им вменялось в обязанность наравне со всеми платить подоходный налог. Теперь же для предпринимателей, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, восстановлено право на "упрощенку" и сохранена обязанность уплачивать налог с доходов физлиц. Этой категории "упрощенцев" остается уповать лишь на появление отдельного разъяснения налоговой: кто платит единый налог, освобождается от уплаты налога с доходов физлиц.

Фискалов приструнили

Особенно тщательно президентская команда законотворцев поработала над тем, чтобы исправить недочеты Налогового кодекса, нарушающие конституционные права и свободы граждан. Из окончательной версии документа, подписанного Виктором Януковичем, изъята норма, обязывавшая предприятие, которое обжалует в суде решения налоговиков (в том числе и о начисленных обязательствах) доказывать неправоту инспектора. Ведь в рамках административного судопроизводства именно чиновник должен доказать правомерность своих действий. Кроме того, из Кодекса исключено положение, по которому налоговая могла начислять штрафные санкции за выявленные по результатам проверки нарушения, даже если эти результаты оспариваются в суде. Теперь же санкции будут применены лишь после вынесения судебного вердикта, подтверждающего правильность выводов налоговиков.

Немаловажной новацией Налогового кодекса является введение ответственности налоговиков за нарушение норм законодательства и ущерб, причиненный предприятию необоснованными вмешательством в его деятельность. В предыдущей версии это положение было прописано размыто: налоговик должен был нести наказание в соответствии с действующим законодательством, которое не оговаривало конкретной ответственности за подобные нарушения. Теперь в налоговом кодексе оговорено, что вред, нанесенный неправомерными действиями фискалов, в том числе в результате немотивированного ареста имущества, должен возмещаться по решению суда из средств, предусмотренных бюджетом на содержание налоговых органов. "Это нововведение позволит на практике исполнять решения судов о присужденном возмещении, поскольку ранее для возмещения такого вреда было необходимо, чтобы эти средства специально выделялись в бюджете для данных целей, чего на практике не происходило, и решения судов по этим делам не выполнялись", — говорит старший партнер адвокатского объединения Arzinger Сергей Шкляр.

Проверки урезали

Реклама на dsnews.ua

Существенно отредактированы и правила проведения налоговых проверок. Так, например, документальные и фактические проверки могут проводиться исключительно на основании приказа руководителя соответствующего налогового органа. Предприятие же обязано допустить к проверке нагрянувших ревизоров лишь в том случае, если они предъявят под расписку копию приказа о проведении проверки. Кроме того, общий срок проверки крупных налогоплательщиков ограничен 60 днями. В то время как ранее тридцатидневную проверку можно было при желании (по решению суда) растягивать до бесконечности, отодвигая, таким образом, например, момент возмещения НДС экспортеру на неопределенный срок.

Из перечня причин для проведения внеплановых проверок изъято наличие у налогоплательщика убытков в течение четырех кварталов подряд. Также от визитов проверяющих избавлены предприятия, чьи контрагенты не предоставили в налоговую запрашиваемых ею документов. Ограничено и право инспекторов на административный арест активов. Изначально проект Кодекса оговаривал возможность в судебном порядке на неограниченное время продлить 96-часовой арест. Теперь определено, что в течение 96 часов суд уже должен вынести решение об обоснованности ареста и не может продлить его за исключением тех случаев, когда такое имущество является бесхозным. Если суд не признал арест обоснованным, а также в случае погашения всех обязательств или устранения причин наложения ареста, эта мера пресечения должна быть снята. Также у фискалов отняли возможность инициировать судебный запрет на движение по счетам на основании того, что предприятие не допустило ревизоров на проверку. Президент также умерил аппетиты фискалов в части размера максимального налогового залога, в который попадает имущество предприятия в случае неуплаты налогов. Изначально предполагалось, что в налоговый залог будут уходить активы, стоимость которых вдвое превышает налоговый долг. Теперь же эта планка снижена до 100% налогового долга.

Не удалось провести через Налоговый кодекс и одну из личных лоббистских инициатив премьера Николая Азарова. В его версии НК проверку кассовых аппаратов и всей инфраструктуры к ним должна была осуществлять одна компания, директивно назначенная центральным аппаратом ГНАУ. Поскольку такими вопросами в приснопамятные времена первого премьерства Виктора Янковича ведал нынешний премьер и его фонд "Профессионал", получается, что в этом вопросе Президент не дал обогатиться лично Николаю Яновичу.

Из Кодекса полностью исключено и понятие налоговых разъяснений, которые длительное время были спорным моментом во взаимоотношениях фискалов и предпринимателей. Инспектор, пользуясь индивидуальным разъяснением, которое часто сегодня идет вразрез с нормами действующего законодательства, мог вывернуть любую проблемную ситуацию с плательщиком налогов себе на пользу. Если, например, предприниматель пользовался нормами разъяснения, не предназначенного для него лично, ему могли вменить это в качестве нарушения. Если же, наоборот, не пользовался, то также могли предъявить штрафные санкции за невыполнение требований законодательства.

Специально для иностранцев

Чтобы умаслить иностранных инвесторов, Виктор Янукович решил изъять из Кодекса раздражавшие их нормы. В частности, упразднено положение, запрещавшее относить на валовые затраты оплату услуг нерезидентов по консалтингу, маркетингу и рекламе. Теперь на валовые расходы можно относить суммы расходов на эти услуги, не превышающие 4% годового дохода. "Это также довольно жесткое ограничение. И в первую очередь оно коснется крупных международных консалтинговых компаний, которые при обслуживании украинского клиента привлекают ресурсы из офисов в разных странах. Помимо этого, не до конца урегулирован вопрос, какие именно услуги будут считаться консалтинговыми — аудиторские, юридические, по предоставлению персонала и т. д. В мировой практике применяется гораздо более цивилизованный механизм, позволяющий пресечь вывод капиталов под видом оплаты консультационных услуг нерезидентам. А именно, фискальные органы оценивают, насколько выплаченные суммы соответствуют реальным расценкам на такие услуги", — говорит "ДС" партнер Deloitte Андрей Серветник.

По мнению правоведов, неудачно поправлены и положения, оговаривающие налогообложение роялти. "В предыдущей версии Налогового кодекса на валовые затраты можно было относить суммы выплаченного роялти, не превышающие 4% доходов отчетного периода. Президент предложил рассчитывать 4% от доходов предыдущего отчетного периода. Это изменение негативно отразится на предприятиях, сумевших в текущем году существенно улучшить свое финансовое положение", — добавляет Андрей Серветник.

Правила налогообложения роялти не распространяются на телерадиокомпании, кинематограф, литературные и музыкальные произведения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Катеринчук,

первый зампредседателя комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики

Несмотря на то, что президент сначала ветировал Налоговый кодекс, а потом внес в него косметические правки, мы не отказались от идеи обжаловать его соответствие Основному закону в Конституционном суде. Я думаю, что исков будет как минимум два. В частности, я и еще группа депутатов будем обжаловать содержание документа. Не исключено, что распишем для судей неконституционность каждой статьи — ведь с восстановлением права на обжалование действие налоговиков в суде нарушения прав предпринимателей не закончились. Мы сформулируем иск таким образом, чтобы Конституционному суду пришлось давать толкование о соответствии Основному закону большинства норм кодекса. Кроме того, в обязательном порядке будет подан иск о неконституционности процедуры принятия Налогового кодекса: как до наложения вето, так и после него. Ведь мы знаем, что нарушение процедуры, как в случае с самой Конституцией, может стать причиной признания документа несоответствующим Основному закону. Насколько мне известно, такой иск готовит Юрий Кармазин.

Александра Кужель,

экс-председатель Госкомпредпринимательства

Главными вопросами, которые нужно будет решать в ходе подготовки новой редакции закона об упрощенной системе налогообложения, является разрешение относить операции с "упрощенцами" на валовые затраты и вопрос пенсионных взносов для СПД. Парламентарии и чиновники Администрации президента, которые провели через Кодекс запрет налогоплательщикам на общей системе нормально работать с "единоналожниками" аргументируют эту инициативу тем, что таким образом будут закрыты схемы контрабанды, обналичивания средств и прочие нелегальные операции. Но эта норма бьет прежде всего по легальному бизнесу и по крупным предпринимателям, которые пользуются инфраструктурой, сплошь состоящей из упрощенцев. Я как предприниматель не буду нанимать сантехника на постоянной основе, если я могу пользоваться его услугами раз в полгода. А теперь я и вовсе вынуждена отказаться от его услуг, по крайней мере, если он единоналожник, потому что платить ему нужно будет уже с прибыли. Фактически, говоря о злоупотреблениях со стороны всех "единоналожников", власть нарушает презумпцию невиновности. Я уверена, что реальных минимизаторов и уклонистов налоговая знает в лицо, потому что она же их и крышует.

Перенести решение этого вопроса еще на два месяца — это все равно, что сказать: сегодня мы не отрубим вам руку, потому что нет света, отрубим через два месяца. Очень большой риск заключается в том, кто будет писать новый закон об упрощенной системе. Снова директора рынков? Тогда конечно, для них нет разницы, повышается размер единого налога или нет, сужается перечень упрощенцев или нет. Мы рискуем повторить ситуацию, которая уже была в парламенте во время рассмотрения одного из вариантов Кодекса: после проработки в экспертной группе требования о введении кассовых аппаратов для частных предпринимателей не было. После парламентского комитета они появились. Сложно предсказать, что еще появится в законопроекте об упрощенной системе после прохождения горнила Верховной Рады, независимо от того, какие хорошие инициативы будут заложены на экспертном уровне.

Какие еще новации внесены в Налоговый кодекс

• Начисленные и удержанные налоговым агентом налоги теперь можно обжаловать

• Электронные декларации обязаны подавать не все плательщики НДС, а только крупные и средние

• Отменена норма о получении с 2013 г. права на налоговый кредит по факту возникновения налогового обязательства, а не по факту получения налоговой накладной или дате отгрузки, как сегодня

• Подавать в налоговую данные о временных и постоянных налоговых разницах нужно с 2012, а не с 2011 г.

• верующим вернули право на налоговый кредит: для его получения теперь не обязательно иметь регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика

    Реклама на dsnews.ua