• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Эпоха валютных войн

Реклама на dsnews.ua

На смену торговым войнам приходит эпоха войн валютных. Еще недавно импортные товары на внешних рынках продвигались банальным демпингом, заградительными пошлинами и квотами. Сейчас же лоббисты проделывают по-настоящему ювелирную работу. Чтобы нарастить экспорт, они затевают по всему миру валютные сражения. Первым "агрессором" стали Соединенные Штаты, которые еще в 2001 г. начали манипулировать курсом доллара для снижения стоимости своих товаров на внешних рынках. Теперь этот прием переняли и активно используют в Пекине. Китайское руководство, начавшее отходить от прокоммунистической командной модели экономики, до сих пор не решилось отказаться от жесткого регулирования курса своего юаня к иностранным валютам. Благодаря этому экономика Поднебесной не переставала расти даже в кризисные годы. Ее лавры сегодня не дают покоя властям других стран, и те грозят валютными войнами в поддержку своих экономик. Если политики не смогут их предотвратить, то 2011 г. станет одним из наименее предсказуемых в мировых финансах. Подыгрывая своим нацвалютам, чиновники донельзя раскачают котировки основной пары доллар/евро: она будут колебаться в очень широком коридоре $1,2–1,45/евро.

Непоколебимый Китай

Денежная единица Поднебесной всегда находилась под пристальным контролем властей. Официально ее курс был зафиксирован Народным банком Китая в 1994 г. на уровне 8,27 юаня/$. По мере продвижения экономических реформ в КНР и перехода страны к капиталистической экономике западные советники, в первую очередь из США, советовали китайцам отказаться от жесткой привязки и "отпустить" курс своей валюты. Это решило бы сразу две проблемы янки. Во-первых, после либерализации валютного рынка Пекином его инвесторы стали бы активнее зарабатывать на курсовых колебаниях на родине и с меньшим остервенением раскачивали бы валютные рынки Штатов и скупали их государственные ценные бумаги. Благодаря активному выкупу китайцами казначейских облигаций США Поднебесная в 2010 г. стала крупнейшим кредитором янки: их долг перед КНР достиг $900,2 млрд. Вторым кредитором Соединенных Штатов в прошлом году осталась Япония, которой американцы задолжали $795,5 млрд, третьим — Великобритания ($321,2 млрд). Во-вторых, свободное курсообразование на китайском рынке автоматически поставило бы местных экспортеров в одни условия с западными коллегами. Стоимость товаров и услуг из Поднебесной варьировалась бы в зависимости от ситуации на валютном рынке Пекина и мировой конъюнктуры, а не искусственно фиксировалась политикой Коммунистической партии Китая.

Но азиаты до сих пор не поддаются на увещевания Соединенных Штатов. Все, чего смогли добиться американцы, так это укрепления курса юаня накануне последнего экономического кризиса. С лета 2008 г. он колеблется в рамках 6,6–6,8 юаня/$. При этом китайские власти отказались от идеи привязки своей денежной единицы к доллару: курс юаня определяется исходя из его отношения к корзине валют. "Не пытайтесь заставить нас переоценить курс юаня. Ведь в этом случае придется закрыться многим из наших экспортно-ориентированных предприятий, а рабочим-мигрантам вернуться в свои деревни. Это неприемлемо для нас, да, думаю, и для всех. Если КНР столкнется с социальными и экономическими проблемами, то весь мир ждет катастрофа", — заявил в прошлом году премьер-министр страны Вэнь Джибао. Конечно, время от времени американцам удавалось выторговать незначительную временную коррекцию курса. Такую, например, как на прошлой неделе: 13 января курс китайской валюты укрепился до 6,5896 юаня/$. Таким образом, азиаты решили задобрить США накануне январского визита их президента Барака Обамы в КНР. И едва ли не сразу экономисты стали гадать, что Китай во время переговоров на высшем уровне потребует взамен от янки.

Как бы то ни было, но глобального изменения валютной политики Пекина в ближайшие годы ожидать не стоит. Ведь именно она позволила ему наращивать темпы своей экономики даже во время первой волны мирового кризиса — в 2008–2009 гг. ВВП Китая увеличился с $8,083 трлн до $8,818 трлн. Официальной статистики за прошлый год еще нет, но, согласно прогнозу Международного валютного фонда, по итогам 2010 г. ВВП Поднебесной вырастет до $10,084 трлн. Китайские товаропроизводители смогли упрочить свои позиции на товарных рынках именно благодаря низким ценам на свою продукцию за счет дешевого юаня. К тому же только при условии дальнейшего занижения его курса ориентированный на экспорт Пекин сможет поправить ухудшившийся в последние годы платежный баланс. Согласно официальной статистике положительное сальдо платежного баланса КНР в 2008–2009 г. сократилось с $436,1 млрд до $297,1 млрд, а по результатам 2010 г., по расчетам МВФ, опустится еще до $269,9 млрд.

Единственное, на что может сподобиться Китай, так это на либерализацию правил работы со своей денежной единицей, чтобы через три–пять лет сделать ее конвертируемой. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В 2009 г. власти разрешили местным компаниям-импортерам закупать иностранные товары и услуги не за доллар или евро, как ранее, а за юань. До сих пор его хождение ограничивалось лишь территорией КНР. Одновременно экспортерам позволили за юани продавать свои товары за границу, после чего доля нацвалюты во внешнеэкономических контрактах Поднебесной достигла 10%. На прошлой неделе китайское правительство пошло еще дальше: с 13 января 2011 г. оно позволило своим компаниям осуществлять в нацвалюте зарубежные инвестиции. "Думаю, импортерам капитала понравится получать юань. Ведь они смогут использовать его в расчетах в КНР в дальнейшем, а не покупать отдельно под платежи. Это также поможет увеличить запасы нашей валюты за рубежом", — полагает казначей пекинского OCBC Bank Донмин Се. В 2010 г. Китай импортировал товаров на $1,4 трлн, а его прямые зарубежные инвестиции составили $47,6 млрд.

США готовы жертвовать долларом

Реклама на dsnews.ua

Вряд ли американцы сегодня и вправду верят, что Пекин пожертвует в угоду Вашингтону своим экспортом и выполнит их рекомендации по курсообразованию юаня. Но, несмотря ни на что, продолжают давить на азиатов на мировой арене. "Национальная валюта Китая по-прежнему существенно недооценена. Если ей не позволить укрепляться более быстрыми темпами, то создадутся риски ускорения внутренней инфляции. Рост потребительских цен в КНР в ноябре 2010 г. достиг 5,1% по сравнению с тем же месяцем 2009 г., что стало рекордным показателем за 28 месяцев. Курс юаня к доллару за это же время укрепился лишь на 3%", — заявил в минувший четверг министр финансов США Тимоти Гайтнер.

Изречения такого рода американские чиновники выдавали на-гора в 2010 г. в среднем раз в месяц. Это позволяло, с одной стороны, "продавить" в Пекине хотя бы временное укрепление курса юаня, а с другой — оправдывало неприкрытую эмиссию доллара, начатую янки в прошлом году. Федеральная резервная система США пафосно назвала ее "политикой количественного смягчения", хотя, по сути, она сводилась к банальному печатанию денег: ФРС выкупала за счет эмиссии корпоративные облигации своих предприятий (преимущественно государственных), подпитывая их живыми деньгами. Американцы открыто говорили, что они ничем не хуже Китая и намерены поддерживать свою экономику за счет манипуляций с долларом. Во втором полугодии 2010 г. Федеральный резерв дополнительно напечатал $600 млрд и еще столько же пообещал выбросить на финансовый рынок до конца первого полугодия 2011 г.

Долларовая эмиссия решила сразу две проблемы США: госпредприятия получили денежные вливания для наращивания производства и благодаря ослаблению американской валюты смогли увеличить объемы экспорта. Ведь как только ФРС заявила о выпуске в оборот дополнительных $1,2 трлн, международные инвесторы стали сбрасывать доллар: во втором полугодии его курс колебался в широком диапазоне ($1,27–1,4/евро), проседая иногда до $1,42/евро. Именно это в конце 2010 г. помогло американцам улучшить свои макроэкономические показатели. По данным, обнародованным 22 декабря министерством торговли США, рост ВВП страны в третьем квартале минувшего года составил 2,6%. Этот показатель оказался выше всех ожиданий: в начале 2010 г. министерство торговли прогнозировало прирост ВВП Соединенных Штатов на уровне 2%, а затем улучшило его до 2,5%. Для сравнения: во втором квартале американская экономика выросла лишь на 1,7%.

Финансисты уверены, что янки продолжат играть на снижение курса доллара и в 2011 г. Тем более что это дает результаты: благодаря ослаблению американской валюты в третьем квартале прошлого года объемы экспорта США увеличились не на 6,3%, как прогнозировало правительство Обамы, а на 6,8%. CNN недавно провел опрос среди 23 ведущих американских экономистов. По их подсчетам, по итогам четвертого квартала 2010 г. ВВП США вырастет на 3,1% в годовом выражении, несмотря на то, что еще три месяца назад ожидался прирост лишь в 2,5%. Прогноз по темпам роста экономики Штатов в 2011 г. был повышен с 2,8 до 3,3%, а в 2012 г., по мнению экономистов, он должен составить 3,4%.

Пострадавшая Азия

Главными потерпевшими в валютных играх Китая и США в прошлом году стали азиатские страны, в первую очередь — Япония. Как только американцы начали открыто играть против своего доллара, инвесторы ринулись на валютный рынок Страны восходящего солнца, вкладываясь в иену. В результате ее курс, долгое время находившийся в рамках 78–82 иен/$, подскочил до 90 иен/$, а на пиках роста спроса на самурайскую валюту даже превышал эту отметку. Чтобы защитить свой экспорт, Центробанку Японии в 2010 г. не раз приходилось проводить интервенции по продаже нацвалюты по откровенно заниженным ценам (82,5–82,9 иен/$). Впрочем, по экономике страны все равно был нанесен серьезный удар. Больше всего от валютных перипетий пострадали автопроизводители, собирающие машины в Стране восходящего солнца. По подсчетам специалистов, авто, продающееся на внешнем рынке за $20 тыс., два года назад стоило 2,2 млн иен, а в 2010 г. — лишь 1,7 млн иен. Японские заводы вынужденно шли на повышение цен на свои машины, теряя на продажах. Руководство Toyota, например, подсчитало, что только во втором квартале прошлого года потеряло на конвертации $338,4 млн (30 млрд иен). По итогам 2010 г. компания прогнозирует по этой статье убытки в размере $1,35 млрд (120 млрд иен).

Японские корпорации, похоже, потеряли веру в свой Центробанк и правительство и собираются спасать себя сами. В конце прошлого года в западные СМИ просочилась информация о том, что, к примеру, компания Toyota всерьез рассматривает возможность массового переноса производства своих машин за границу. Детали этого процесса неизвестны, хотя со ссылкой на конфиденциальные источники сообщалось, что руководство автогиганта сегодня не видит смысла в производстве на родине под экспорт таких маленьких автомобилей, как Yaris. Вполне возможно, что в Стране восходящего солнца перестанут собирать и Corolla. Не исключается, что по пути Toyota пойдут ее друзья по несчастью, имеющие аналогичные проблемы. По официальной статистике, Toyota экспортирует около 50% продукции японского производства, Nissan — 53%, Honda — 30%. Хуже всего в этой ситуации предприятиям Mazda, которые экспортируют восемь из десяти автомобилей, произведенных на родине.

Впрочем, это не значит, что Центробанк Японии перестанет играть против международных спекулянтов, взвинчивающих курс иены. В прошлом году его руководство неоднократно заявляло, что в случае возобновления стремительного подорожания японской валюты продолжит свои интервенции. По разным оценкам, в 2010 г. на эти цели было потрачено порядка $30–35 млрд. Несколько меньше поиздержались его соседи: центробанки пяти других азиатских стран (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Тайвань и Южная Корея), как и ЦБ Японии, играли против подорожания своих нацвалют, поскольку одновременно с иеной иностранные спекулянты во втором полугодии 2010 г. атаковали и их денежные единицы. По разным подсчетам, эти страны потратили на борьбу с ростом курсов своих валют порядка $30 млрд.

Евросоюз — не у дел

Наравне с азиатами от американского протекционизма пострадал и Евросоюз. Ведь по мере обвала доллара автоматически поднимался курс евровалюты: как только ее стоимость повышалась до $1,4–1,41/евро в 2010 г., тут же падал спрос на дорожавшую продукцию Старого Света. При этом Европейский центробанк, в отличие от азиатских коллег, не предпринимал сколько-нибудь существенных контрмер. В прошлом году ЕЦБ сконцентрировался на других проблемах: чтобы не допустить дефолта по госдолгу в странах ЕС (Греция, Ирландия, Италия и др.), он выкупал новые эмиссии их еврооблигаций. И наверняка продолжит это делать в 2011 г. Разобщенная Европа не выработала программы противодействия спекулятивным атакам на евро и необоснованному повышению его курса. В ЕС до сих пор продолжают заниматься демагогией. "Стоимость евровалюты по отношению к американскому доллару по-прежнему переоценена: реальная ее стоимость — $1,29-1,3/евро. Нужно что-то делать со сложившейся на валютном рынке ситуацией. Например, я знаю, что повышение курса евро на каждые $0,1 обходится французской компании Airbus в 1 млрд евро", — жаловался в минувший четверг президент Франции Николя Саркози.

В 2011 г. от ЕЦБ мало кто ожидает интервенций или других активных действий, направленных против спекулянтов, играющих на рост курса евровалюты. Активные действия Европейского центробанка прогнозируются лишь в одном случае: после существенного ухудшение макроэкономической статистики еврозоны. Пока же ее удается "вытягивать" за счет показателей локомотива европейской экономики — Германии. Министр экономики ФРГ Райнер Брюдерле пообещал, что ВВП его страны по итогам 2010 г. увеличится на 3,4%. Немецкие показатели наверняка смогут "перебить" аховые показатели аутсайдеров ЕС. Их три: по итогам третьего квартала промпроизводство на Мальте сократилось на 5,2%, в Греции — на 4,6%, в Португалии — на 2,8%. Впрочем, на общих показателях это отразилось несущественно. Согласно данным Eurostat, в третьем квартале экономика Старого Света выросла на 0,3% (на 0,1% ниже прогнозного показателя). "Сильный евро в нынешней ситуации приемлем для Германии, у которой не прекращался экономический рост. Но в то же время разрушителен для периферийных стран еврозоны, переживающих глубокий кризис государственных финансов (Испания, Португалия, Италия, Греция). Последние особенно остро нуждаются в росте экономики, который мог бы покрыть дыры в бюджете", — прокомментировала "ДС" ситуацию директор казначейства АО "Сведбанк" Мария Воложинская.

Финансисты уверены, что американские власти не допустят повышения курса евро к доллару более чем до $1,4/евро — отметки, которую мировые рынки уже прошли в 2010 г. Этот ориентир, по мнению экспертов, станет психологическим для ЕЦБ в 2011 г., и пока он не будет преодолен, европейцы не начнут войну со спекулянтами. "Скорее всего, Европейский ЦБ продолжит пассивную курсовую политику, то есть не будет предпринимать активных действий, направленных против роста курса евровалюты", — полагает аналитик компании Adamant Investments Андрей Пархоменко.

Центробанки разлюбили доллар

Валютные войны будут держать в напряжении мировые рынки на протяжении всего 2011 г. В этом году финансисты прогнозируют беспрестанные колебания всех основных валют. Особенно активно будет меняться курс евро/доллар, причем в очень широком коридоре: $1,2–1,45/евро. При этом эксперты рисуют самые разные сценарии. Так, согласно исследованиям Bloomberg, средний курс главной пары мира к лету 2011 г. составит $1,36/евро. Несколько радикальнее в оценках американский Financial Forecast Center (Центр финансовых прогнозов): уже к концу января он допускает подорожание евровалюты до $1,424/евро и снижение ее курса до $1,251/евро к июню.

Как бы то ни было, но центробанки мира уже начали подстраховываться, разбавляя золотовалютные резервы своих стран альтернативными валютами и активно наращивая валютные запасы на случай будущих интервенций. На прошлой неделе стало известно, что по итогам 2010 г. у десяти крупнейших стран мира резервы выросли на 13,3% (до $6,4 трлн). На первом месте остался Китай, чьи валютные запасы за прошлой год увеличились на 18,7% ($2,85 трлн), на втором — Япония с годовым приростом 4,5%, ($1,096 трлн). Тройку лидеров замкнула Россия, золотовалютные резервы которой в минувшем году выросли на 9,1% (до $479 млрд). При этом в совокупных валютных запасах мира сократилась доля доллара. По данным МВФ, с 2001 по 2009 гг. она уменьшилась с 70 до 61,5%, а конце третьего квартала 2010 г. — до 61,3%. "Недовольство монетарной политикой США выражают многие, потому что эта страна решает свои внутренние проблемы за счет печатания доллара и таким образом влияет на его стоимость. Поэтому центральные банки ищут пути снижения зависимости от американской валюты и политики ФРС. В первую очередь доллар замещают евро, доля которого непрерывно растет. В течение всего прошлого года говорили о том, что азиатские страны скупают активы, номинированные в евровалюте", — объяснил ситуацию начальник конверсионных операций Ситибанка (Россия) Денис Коршилов. Одновременно с евро повышенным спросом в 2010 г. пользовалась пятерка альтернативных валют: швейцарский франк, британский фунт стерлингов, китайский юань, а также канадские и австралийские доллары. Финансисты считают, что аккуратно скупать их небольшими партиями центробанки мира продолжат и в 2011 г. Причем ожидается, что наибольшим спросом будет пользоваться юань.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Роб Карнелл

Главный экономист по международным рынкам ING Group (Амстердам)

Что бы не говорили политики, никто из финансистов не хочет вступать в валютную войну. В ней не будет победителей. Ведь если Федеральный резерв США продолжит политику так называемого "количественного смягчения" и ослабления курса доллара, то он спровоцирует волну ответных мер со стороны Китая и других стран. Последние будут стараться другими способами получить компенсацию ущерба, нанесенного им обесцениванием американской денежной единицы. Так что Соединенные Штаты выиграют лишь на первом этапе. Некоторые государства, такие, как Бразилия, Таиланд и Южная Корея, уже взяли под пристальный контроль движение средств внутри страны и приложат максимум усилий, чтобы "горячие капиталы" не спровоцировали необоснованного подорожания их национальных валют.

Не думаю, что из-за диверсификации сильно вырастет спрос на малопопулярные доселе валюты. Большинство центробанков мира продолжат делать ставку на четыре основные денежные единицы: доллар, евро, иену и фунт стерлингов. Также одним из инструментов, позволяющим снизить зависимость от американской валюты, станет золото.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр Охрименко

Президент Украинского аналитического центра

Федеральный резерв США уже одержал первые победы в валютной войне: хотя и незначительно, но он все-таки заставил Центробанк Китая ревальвировать курс юаня. Но глобально КНР выигрывает у Соединенных Штатов, поскольку остается крупнейшим в мире держателем их государственных долговых облигаций. Больше всего от валютных войн пострадал Европейский центробанк, которому так и не удалось улучшить платежный баланс стран еврозоны. Им сегодня приходится осуществлять дополнительные заимствования для покрытия дефицитов своих государственных бюджетов.

Впрочем, ситуация может и измениться, причем весьма существенно. Ведь в 2011 г. перед США стоит непростая задача: с одной стороны, им желательно девальвировать курс доллара, чтобы удешевить обслуживания госдолга, а с другой — не допустить существенного обвала курса своей валюты, чтобы инвесторы не начали массово избавляться от государственных ценных бумаг Соединенных Штатов.

    Реклама на dsnews.ua