• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Старикам здесь не место. Новый руководитель Нацбанка Сергей Арбузов завершил перестройку центрального аппарата и провел чистку в правлении НБУ

Реклама на dsnews.ua

Новоназначенный главный банкир Украины завершил первый раунд перестановок в Национальном банке. На смену именитым "старикам", которые в 2010 г. активно выживались на заслуженный отдых, в центральный аппарат НБУ поступала "новая кровь". Правда, состояла она не из финансистов с именем и солидным опытом работы в крупных банковских структурах, по массивности хотя бы отчасти напоминающих центробанк, а из представителей небольших, зачастую малоизвестных финучреждений и региональных подразделений НБУ. Хотя банкиров и смущает неопытность новичков, однако они все же надеются, что у тех хватит выдержки набраться опыта у старожилов Институтской, 9, прежде чем они начнут от них избавляться.

Путевка в Нацбанк
 

Точка в реорганизации центробанка, начавшейся еще в конце декабря 2010 г., была поставлена 25 января, когда назначили нового директора финансового департамента, последнего члена правления НБУ. Им стал Валерий Прохоренко — председатель правления и один из совладельцев небольшого банка "Глобус": 100% акций этого финучреждения принадлежит ООО "Украинские Медиа Технологии", 33,7%-ным пакетом которого владеет Валерий Петрович. ОАО КБ "Глобус" было на скорую руку создано незадолго до начала кризиса: зарегистрировано Нацбанком 9 ноября 2007 г. (свидетельство о регистрации №320), а лицензию (№240) получило лишь 29 января 2008 г. По данным НБУ, на 1 октября 2010 г. с активами в 742 млн грн. КБ "Глобус" занимал лишь 105-ю строчку в рейтинге. Валерий Прохоренко сменил в финансовом департаменте одного из старожилов центробанка — Ольгу Кандыбку, которая в этом месяце вышла на пенсию.

Появление в центральном аппарате НБУ г-на Прохоренко не удивило украинскую финансовую общественность. Назначение на улицу Институтскую, 9, темных лошадок из глубин банковской системы успело стать закономерностью за последние несколько месяцев. В конце декабря 2010 г. первым зампредом Нацбанка назначили 37-летнего Юрия Колобова, который совсем недолго (с апреля по декабрь 2010 г.) трудился зампредом в одном из крупнейших финучреждений страны — Укрэксимбанке, а запомнился преимущественно своей работой на позиции председателя небольшого БТА Банка (41-е место в рейтинге НБУ на 1 октября). Похожая биография и у нового главного банкира Украины: 34-летний Сергей Арбузов проработал в Укрэксимбанке с мая по октябрь 2010 г., пик же его карьеры до приезда в Киев — это председательство в донецком Украинском Бизнес Банке, который на 1 октября минувшего года с активами в 2,152 млрд грн. находился на 63-м месте в рейтинге.

Не назовешь знаменитостью в отечественном банковском сообществе и Алексея Ткаченко, который с 19 января 2011 г. возглавил одно из ключевых направлений в модернизированном Нацбанке — генеральный департамент банковского надзора. До этого он курировал банковский надзор в Днепропетровском территориальном управлении НБУ (на 1 октября 2010 г. в Днепропетровской области было зарегистрировано лишь 12 из 176 украинских финучреждений). Алексей Ткаченко подсидел на этом посту Алексея Бережного, который после смещения из надзорного подразделения вернулся к руководству департаментом финансового мониторинга, с которого начинал свою карьеру на Институтской, 9. По слухам, г-н Ткаченко — креатура Игоря Соркина, еще одного начинающего нацбанковца, который в августе 2010 г. был назначен зампредом НБУ и курировал банковский надзор. Игорь Вячеславович тоже выходец из регионального теруправления центробанка, только не Днепропетровского, а Донецкого.

Сергей Арбузов, Юрий Колобов, Игорь Соркин и Алексей Ткаченко — костяк новой нацбанковской команды, на котором, как ожидают финансисты, будет держаться сформированное на прошлой неделе правление НБУ. Из предыдущего правления экс-председателя Нацбанка Владимира Стельмаха осталось пятеро: два зампреда (Владимир Кротюк и Павел Сеныщ) и три директора департаментов: юридического (Виктор Новиков), экономического (Игорь Шумило) и персонала (Игорь Иванюк). Новичком правления стала Елена Щербакова, возглавившая в январе генеральный департамент денежно-кредитной политики. Ее назначение до сих пор до конца неясно. По одним слухам, г-жа Щербакова будет руководить направлением, которое до 1 октября 2010 г. вела Наталия Гребеник (четыре месяца назад ушла на пенсию, ее обязанности исполнял и.о. заместителя Наталии Ивановны Александр Арсенюк). По другой версии, в гендепартамент войдут еще и валютные управления центробанка и Елена Анатольевна будет курировать сразу два направления. До январского назначения г-жа Щербакова возглавляла департамент валютного регулирования, но не входила в правление НБУ.

Вывели из состава правления Национального банка на минувшей неделе шестерых старожилов: Олега Дащенко (исполнительный директор по вопросам налично-денежного обращения), Виктора Кравца (исполнительный директор по вопросам платежных систем и расчетов), Николая Лаврука (исполнительный директор по административным вопросам), Веру Рычакивскую (главный бухгалтер и директор департамента бухгалтерского учета), Анатолия Савченко (директор департамента информатизации) и Анатолия Степаненко (начальник Главного управления НБУ по Киеву и Киевской области). При этом г-н Дащенко был назначен директором генерального департамента регулирования денежного обращения, а Виктор Кравец возглавил генеральный департамент регулирования платежных систем и расчетов.

Реклама на dsnews.ua

Тревожное будущее
 

Хотя в банковском сообществе ротации называли не иначе как "тотальной чисткой", устроенной новоназначенными топ-менеджерами, однако у нового руководства регулятора было формальное прикрытие для всех этих перестановок. Де-юре они исполняли требования принятых еще в июле 2010 г. изменений к закону о Нацбанке, которые подразумевали обязательное сокращение правления НБУ до 10 человек. Впрочем, сам факт ротаций не удивил никого. Без революции на улице Институтской, 9, не проходила ни одна смена руководства в последние несколько лет. Первую глобальную реформу с кадровыми перестановками и структурными изменениями в центробанке устроил Сергей Тигипко с единомышленниками, когда в январе 2003 г. сел в кресло главы НБУ по партийной квоте (тогда он возглавлял партию "Трудовая Украина") во время формирования парламентского большинства. Вторую провел Владимир Стельмах, когда в начале 2004 г. после оранжевой революции, вернулся в Нацбанк с подачи президента Виктора Ющенко. В обоих случаях главные банкиры страны работали по стандартной схеме: сначала устраивали ротации в НБУ, а затем и во всей банковской системе. Одновременно на финансовый рынок пачками обрушивались новые правила работы по всем основным направлениям.

Можно не сомневаться, что не обойдется без этого и при Сергее Арбузове и его команде. Пока он успел прославиться преимущественно личными историями, которые в качестве баек пересказываются в банковском сообществе. Например, в декабре–январе финансисты продолжали обсуждать полумифическую историю с конфликтом между г-ном Арбузовым и службой безопасности Нацбанка, которой не понравилось, что по коридорам НБУ вместе с Сергеем Геннадиевичем ходят вооруженные секьюрити, которые зачем-то охраняют его от новых подчиненных. Потом по финансовому рынку поползли слухи о том, что Сергей Арбузов грозился уволить заместителя председателя правления коммерческого банка (не утвердить его кандидатуру во время переаттестации) только за его комментарий в прессе в отношении одного из постановлений, подписанного новым председателем центробанка. Хотя официально эта история так и не подтвердилась, однако многие руководители отечественных финучреждений стали осторожничать во время общения с представителями СМИ, а некоторые и вовсе от него отказываться. То, что оно наказуемо, косвенно подтверждалось еще и поведением самого г-на Арбузова, который с момента своего назначения руководителем НБУ не провел ни одной пресс-конференции для представителей СМИ. Он лишь ограничился официальными заверениями о том, что политика нового правления Национального банка будет "открытой и прозрачной".

А на прошлой неделе появился более серьезный повод для пересудов. Минэкономики обнародовало законопроект, которым центробанку разрешается на собственное усмотрение вводить и отменять обязательную продажу инвалюты на межбанке. И финансисты не сомневаются, что "региональное" большинство в Верховной Раде способно в короткие сроки принять этот документ, а Президент непременно его подпишет. До сих пор для введения или отмены каждой такой "обязаловки" требовалось принимать отдельный закон. "Механизм обязательной продажи нельзя назвать рыночным и характерным для стран с развитым валютным рынком. Такую норму можно рассматривать лишь как оперативную меру на случай сглаживания непредвиденных валютных колебаний на рынке", — высказал "ДС" отношение к предполагаемой новации директор казначейства АО "Эрсте Банк" Роман Бондарь. У финансистов одна надежда на то, что регулятор не скоро прибегнет к новым мерам. "Мы не ожидаем в 2011 году возникновения значительного дефицита платежного баланса. Поэтому, думаю, обязательная продажа НБУ не понадобится", — заверил "ДС" начальник отдела анализа финансовых рынков ING Bank (Украина) Александр Печерицын. В ближайшее время от регулятора ждут новаций на кредитном рынке. И в первую очередь в части ужесточения резервных требований по проблемным займам, портфель которых не перестает расти в нашей банковской системе (с 69,9 млрд до 90,3 млрд грн. в январе–декабре 2010 г.). Также от нового правления центробанка рассчитывают получить ответ на вопрос о дальнейшей судьбе проблемных финучреждений, прежде всего о "Банка Надра", в котором уже не раз продлевали полномочия временной администрации и который при этом обещают национализировать. Ответа ждут не только вкладчики, но и в Международном валютном фонде, которому наши власти обещали решить проблему горе-банка еще в 2010 г. Кроме того, Кабмин поручил НБУ внести свои предложения в отношении дальнейшего развития национализированных полтора года назад трех финучреждений: Укргазбанка, Родовид Банка и банка "Киев". Наверняка не обойдется и без отступлений от глобальных тем. Например, финансисты уверены, что Сергей Арбузов все же поддастся искушению остаться в истории, расписавшись на украинских деньгах.

На прошлой неделе в Национальном банке заговорили о введении в оборот банкноты нового номинала — 1000 грн. А ее, по правилам, должен подписывать действующий на момент эмиссии глава НБУ. В ответ на язвительные комментарии и насмешки в адрес Сергея Геннадиевича, которого обвиняли в банальном ребячестве, нацбанковцы заявили, что купюра в 1000 грн. появится только после тщательного изучения текущего состояния наличного рынка. Правда, по слухам, г-н Арбузов еще в 2011–2012 гг. сможет оставить свой автограф на тысяче и хотя бы таким образом встать в один ряд со своими предшественниками: Владимиром Стельмахом, Сергеем Тигипко, Виктором Ющенко.

    Реклама на dsnews.ua