• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Забор топлива. Планы украинских властей поставить заслон на пути иностранного бензина в страну грозят его очередным подорожанием

Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе украинские власти начали расследование против импорта светлых нефтепродуктов. Результатом этого может стать введение в нашей стране уже весной заградительных пошлин для заграничного топлива. От этого выиграют российский миллиардер Михаил Фридман, контролирующий Лисичанский НПЗ, и главный украинский нефтяной миноритарий Игорь Коломойский, которые больше других смогут заработать на дорожающих нефтепродуктах.

29 января Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) объявила о начале специального расследования в отношении импорта нефтепродуктов в Украину. Объектом расследования станет бензин А-76, А-92, А-95, дизельное топливо, мазут, сжиженный газ и битум. Решение исследовать "топливную тему" комиссия приняла после изучения информационно-аналитических материалов Министерства энергетики и угольной промышленности, в которых говорится о "чрезмерном росте импорта нефтепродуктов в Украину, который мог нанести вред национальному товаропроизводителю".

У главы Минэнергоугля Юрия Бойко действительно есть повод беспокоиться об отечественных нефтепереработчиках. На сегодняшний день законсервирован один из семи НПЗ (Херсонский), а мощности шести остальных (Надвирнянский, Дрогобычский, Шебелинский, Одесский, Лисичанский и Кременчугский) загружены в среднем на четверть от проектной мощности. В Минэнергоугле полагают, что наши нефтяники попали в такое положение из-за импортеров нефтепродуктов (основные поставки в страну ведутся из Беларуси, Литвы и Румынии), и предлагают ввести заградительные пошлины на уровне 130 евро за тонну бензина и 80 евро за тонну дизтоплива. Согласится ли с этой инициативой МКМТ, станет известно уже в текущем году. В соответствии с Законом "О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта" специальное расследование может длиться до девяти месяцев. Другое дело, что украинское законодательство позволяет оперативно применять предварительные меры для защиты отечественных производителей. А установить такую связь чиновникам будет несложно. Ведь за последние четыре года доля импортных бензинов и дизельного топлива значительно выросла: с 25% украинского рынка (порядка 2,8 млн т) до нынешних 40% (4 млн т). Тогда как объемы производства светлых нефтепродуктов нашими заводами сократились с 8 млн т в 2006 г. до 6,5 млн т в 2010 г. Одной из причин этого можно считать низкую конкурентоспособность отечественных НПЗ, которая вызвана высокой себестоимостью производимой ими продукции. В свою очередь большие затраты являются следствием низкой глубины переработки нефти, которая на наших заводах составляет в среднем около 55%. Для сравнения: на литовском Orlen Lietuva и белорусском Мозырском НПЗ она превышает 75%. Как результат в прошлом году средняя отпускная цена тонны самого ходового бензина А-95 на Кременчугском ("Укртатнафта") и Лисичанском ("Линик") НПЗ составляла порядка 8,8 тыс. грн., а на заграничных предприятиях это же топливо более высокого качества продавалось на 500 грн. дешевле.

Но главной причиной спада производства горючего в Украине стали перебои в поставках импортной нефти на отечественные НПЗ. Так, например, на "Укртатнафте" объемы переработки черного золота за последние три года рухнули на 35% — до нынешних 3,5 млн т/год, т. к. в 2008 г. он был отрезан от поставок российского сырья. Таким образом, российские нефтяники отреагировали на перехват группой "Приват" контроля над данным предприятием у татарских бизнесменов. Чтобы хоть как-то поправить ситуацию, "Приват" перенаправил на Кременчугский НПЗ нефть с подконтрольных ему надвирнянского и дрогобычского заводов. Кроме того, на "Укртатнафту" были налажены поставки небольших танкерных партий азербайджанской нефти. Для того чтобы она попала в Кременчуг, власти запустили в реверсном режиме нефтепровод Лисичанск–Кременчуг–Одесса, но из-за этого сырья лишился Одесский НПЗ, получавший через этот трубопровод российскую нефть.

Если пошлины будут введены, рентабельность отечественных НПЗ значительно увеличится. Как следствие, они смогут позволить себе покупать дорогостоящее каспийское сырье. Это касается прежде всего "приватовских" предприятий, которые уже заявили о готовности закупать сырье в Азербайджане. Кроме них, ограничение импорта совершенно точно не помешает совладельцам ТНК-ВР Михаилу Фридману и Виктору Вексельбергу, контролирующим в Украине Лисичанский нефтеперерабатывающий завод. Ведь еще в январе совет директоров российско-британского холдинга решил остановить Лисичанский НПЗ до марта из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры, предоставив при этом руководству предприятия право принять окончательное решение по данному вопросу "в зависимости от изменения условий ведения бизнеса в Украине". Другое дело, что наши автомобилисты вряд ли почувствуют ценовую выгоду от усиления позиций на украинском рынке отечественного бензина за счет ухудшения положения импортеров. Скорее наоборот — наши нефтепереработчики получат возможность использовать грядущие ограничения как повод для повышения отпускных цен на свою продукцию, а импортеры переложат свои дополнительные траты на плечи украинских автолюбителей, которым придется платить за топливо еще больше.

    Реклама на dsnews.ua