• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Сын за отца не ответит. Антикоррупционный законопроект закрепит практику управления бизнесом чиновников через родственников и доверенных лиц

Реклама на dsnews.ua

Поданный Президентом антикоррупционный законопроект формально запрещает чиновникам заниматься бизнесом, однако оставляет массу возможностей проявить свою предпринимательскую жилку. В случае принятия документа в нынешней редакции общественность сможет только догадываться об имуществе и активах бюрократов, которые формально будут числиться за их ближайшими родственниками. Кроме того, и родственные связи между чиновниками уже не станут помехой для построения карьеры в органах власти, что позволит еще пышнее расцвести кумовству в отечественном госаппарате.

Законопроект "Об основах предотвращения и противодействия коррупции" оговаривает ряд формальных мер, призванных минимизировать возможности чиновников использовать служебное положение в корыстных целях. Для лиц, подпадающих под действие этого закона (чиновники, сотрудники правоохранительных органов, судьи, военные, депутаты, бюджетники, нотариусы, аудиторы, юристы, руководители предприятий независимо от формы собственности), устанавливается прямой запрет на совмещение основной должности с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной, творческой или спортивной деятельности. Помимо этого, все они (за исключением нотариусов, юристов, аудиторов, а также руководителей компаний) обязаны будут ежегодно до 1 апреля подавать декларации о доходах и расходах, финансовых обязательствах, в том числе и за границей. Лица, занимающие госдолжности, также не имеют права владеть долями, акциями, выступать учредителями предприятий или входить в их наблюдательные советы.

Формально практически все народные избранники и госслужащие это требование выполняют и сейчас. Но официально живущие на зарплату или преподавательские гонорары бюрократы свой основной немалый доход получают именно от бизнеса, которым управляют через родственников или доверенных лиц. Поэтому в отмененных и так и не вступивших в силу антикоррупционных законах были предусмотрены механизмы, призванные бороться с этой порочной практикой. По ним, к примеру, родственники кандидатов на потенциально коррупционные должности также должны были отчитываться о принадлежащем им имуществе, а близкие действующих чиновников — подавать декларацию о доходах. После чего предполагалось (в том числе и на основании полученных оперативных сведений) проводить проверку на наличие связей между госслужащими и активами их родни.

Однако КС (решение №21-рп/2010 от 6.10.2010 г.) постановил, что соответствующая норма о спецпроверках Закона "Об основах предупреждения и противодействия коррупции" противоречит Конституции, поскольку собранная без ведома родственников чиновника информация не может расцениваться как достоверная. А сам факт сбора такой информации нарушает их права. Поэтому, учитывая вердикт судей с Жилянской, Президент в своем законопроекте даже не стал упоминать об обязанности связанных с чиновниками лиц обнародовать информацию о своих состояниях и наделять антикоррупционные структуры правом на сбор и использование оперативной информации об участии чиновников в бизнесе. "Лишь в случае, когда уполномоченным органом будет установлено неправомерное содействие хозяйственной деятельности юрлицу во главе с родственником чиновника, можно признать такие действия коррупционными. Но на практике фиксация подобных фактов маловероятна", — отмечает заместитель директора департамента уголовного права АО "АФ "АКТИО" Андрей Котырло.

Единственным ограничением по части родственных связей является предусмотренный в президентском законопроекте запрет на прямое подчинение родственников в рамках одной чиновнической иерархии. Но никто не запрещает высокопоставленным чиновникам, к примеру, устраивать свою родню в другое ведомство или департамент либо просто ввести промежуточную должность, чтобы избежать прямого управления родственником. Немало детей народных депутатов и сейчас работают в аппаратах областных администраций или горсоветов, братья и сестры чиновников судов и прокуратуры трудятся в таможенных, налоговых органах, Антимонопольном комитете. Бывший министр Кабмина Анатолий Толстоухов уже давно трудоустроил старшего сына директором Киевского зоопарка, а младшего — главой земуправления Севастополя. Брат Генерального прокурора Виктора Пшонки трудится зампредом в Высшем специализированном суде.

А поскольку на выборные должности ограничение не распространяется, мэрам, депутатам ВР и местных советов можно вполне открыто брать в помощники, заместители, руководители служб, департаментов и комитетов своих детей, братьев и сестер, родителей и даже, при желании, бабушек и дедушек либо помогать получению ими выборных должностей. По такому пути пошли харьковский губернатор Михаил Добкин (его сын Дмитрий депутат облсовета), мэр Одессы Алексей Костусев (сын Алексей зампред в облсовете), депутат Михаил Чечетов (дочь Татьяна является депутатом Харьковского горсовета).

Вряд ли расстроят госслужащих и другие антикоррупционные ограничения, предлагаемые законопроектом. В частности, бюрократам запрещается получать в дар имущество от юридических и физических лиц стоимостью свыше 50% от размера минимальной зарплаты (исходя из нынешнего уровня минимальной зарплаты — не более 470 грн.), после увольнения с госслужбы заключать контракты, трудовые договоры с предприятиями, на судьбу которых они могли влиять, пребывая на своей должности, а также выступать в суде против органов, в которых они ранее работали. Ведь все эти запреты можно с легкостью обойти.

Реклама на dsnews.ua

Одним из главных недостатков законопроекта, по мнению юристов, является исключенный из первой редакции закона принцип ответственности за коррупционные деяния юридических лиц. По словам партнера ЮК "Ващенко, Бугай и партнеры" Дениса Бугая, если законопроект примут в сегодняшней редакции, за коррупционные действия к ответственности можно будет привлечь только физическое лицо, то есть чиновника, который получил взятку, и лицо, которое эту взятку предложило. "Принцип ответственности юрлица предусматривает, что компания несет ответственность за совершение от ее имени или в ее интересах коррупционных действий руководителем, учредителем или участником. Санкциями, как правило, являются штраф, конфискация имущества, запрет заниматься определенным видом деятельности, ликвидация юридического лица. Такие нормы позволили бы расширить перечень инструментов в борьбе с коррупцией. Можно лишь предположить, что, отказавшись от этого принципа в законопроекте, законодатели создали дополнительный механизм защиты своего же бизнеса, которым они владеют через родственников и подставных лиц", — отметил юрист в комментарии "ДС".

                                                  ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Приносим свои извинения за публикацию непроверенной информации в газете "Деловая столица" от 07.03.2011 г. (№10), в рубрике "Тема номера", стр.5, статья "Сын за отца не ответит" и на Интернет-ресурсе газеты "Деловая столица" от 07.03.2011 г. (№10), в рубрике "Тема номера". В предложении "Примером такого коррупционного взаимодействия являются, например, подряды на разработку законопроектов, которые Минюст во главе с Александром Лавриновичем поручает компании "Лавринович и Партнеры", которой руководит его сын Максим" утверждение о взаимодействии Минюста и компании "Лавринович и Партнеры" является ошибочным. Редакция газеты приносит свои извинения за распространение недостоверной информации касательно деятельности юридической фирмы "Лавринович и Партнеры".

    Реклама на dsnews.ua