• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Святослав Шевцов. Координатор Центрального штаба спасения украинского предпринимательства, член Совета предпринимателей при ВР о перспективах малого бизнеса в Украине

Реклама на dsnews.ua

С 1 апреля должны вступить в силу положения Налогового кодекса, запрещающие плательщикам НДС относить на валовые затраты на закупку продукции или услуг у предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Насколько это болезненный удар по малому бизнесу?

С.Ш. Очень болезненный, причем не только по малому бизнесу, но и по крупным предприятиям, а также по карману потребителей. Платить больше налогов никто не хочет, а значит, плательщики НДС полностью перестанут что-либо закупать у "упрощенцев". Лишенные заказов малые предприятия и частные предприниматели-физлица будут вынуждены закрываться, так как перейти на общую систему налогообложения и вести огромное количество документации им попросту не по силам.

В первую очередь нововведение сильно ударит по грузоперевозчикам, ведь на долю частных предпринимателей приходится 50–70% автомобильных грузоперевозок в стране. Интернет уже пестрит объявлениями о продаже фур по низким ценам. Многие субъекты хозяйственной деятельности — плательщики НДС пользуются сегодня услугами ЧП в сфере рекламных, маркетинговых услуг, услуг web-дизайна и пр. Но власть решила, что это подрывает экономику страны. То же касается и строительной сферы. ЧП в качестве подрядчиков — плательщиков НДС производят ремонты, осуществляют, к примеру, установку дверей, окон, монтаж инженерных систем. Их работа стоит дешевле, нежели работа фирм на общей системе налогообложения. Теперь все эти услуги будут заказываться у таких фирм, что приведет к росту цен для конечных потребителей в среднем на 50%.

Правительство объясняет, что таким образом намерено побороть использование крупным бизнесом схем минимизации налогообложения. Это как-то оправдывает действия власти?

И.С. Да, такие схемы широко используются. Но для их выявления есть правоохранительные органы и налоговая инспекция. Действия власти сродни ситуации, когда человек, желающий вытащить из пальца занозу, ампутирует руку. Крупный бизнес действительно недоплачивает налоги, вписывая в свои расходы закупку мифических маркетинговых исследований и консультационных услуг у ЧП. Таким образом, в стране в год может уходить в тень максимум 1 млрд грн. Но это мелочь по сравнению с тем, сколько недоплачивается в бюджет из-за вывода средств в оффшоры. Коррупционных схем в стране достаточно, а под удар ставят и тех, кто работал честно. Особенно мелкий бизнес, который никакой минимизацией не занимался. А ведь это около 1,7 млн предпринимателей, которые самостоятельно кормят себя и свои семьи, да еще и дают поступления в бюджет, пусть и небольшие.

В конце 2010 г. предприниматели провели акции протеста, заставив правительство отказаться от идеи отмены упрощенной системы налогообложения. Закон "О налогообложении малого бизнеса" тоже пока не принят. Означает ли это, что для "упрощенцев", которые не работают с плательщиками НДС, какое-то время все останется по-прежнему?

И.С. На Майдане удалось отстоять лишь существование упрощенной системы налогообложения. Добились того, чтобы уже с 1 января на рынках не ввели кассовые аппараты, предприниматели пока не обязаны отчитываться по каждой финансовой операции, а налоговой службе не присвоили права милиции, прокуратуры и судебного исполнения одновременно. Иначе уже с 1 января ГНА могла бы сама выписать себе направление на проверку, арестовать имущество предпринимателей, выносить решение о его конфискации, потребовать у предпринимателя документы о происхождении товара за предшествующие три года, которые он вообще иметь никогда не был обязан.

Реклама на dsnews.ua

Теперь все будет зависеть от того, какой закон "О налогообложении малого бизнеса" примет парламент. В своем законопроекте Кабмин предлагает снизить для ЧП размер разрешенного годового оборота, сократить максимально допустимое количество наемных работников, обязать использовать кассовые аппараты и учетные книги и т. п., что фактически похоронит малый бизнес. Из-за активного противодействия предпринимателей законопроект был вынесен на рассмотрение ВР только на прошлой неделе, когда и в каком виде примут его окончательную редакцию — неизвестно. Но работать по-прежнему предпринимателям в любом случае уже не удастся. Например, раньше они платили единый или фиксированный налог, с которого государство забирало часть денег в Пенсионный фонд. С 1 января их обязали вдобавок к налогу перечислять за себя и за наемных работников единый социальный взнос в размере 33% от зарплаты, из которого пополняется и Пенсионный фонд. Для базарных торговцев в небольших населенных пунктах, которые еле сводят концы с концами, это критичное увеличение фискальной нагрузки. Парадокс в том, что платить этот взнос заставили даже предпринимателей пенсионного возраста, составляющих не менее 40% рыночных торговцев.

Чиновники утверждают, что принятие Налогового кодекса пока не привело к массовому закрытию субъектов хозяйственной деятельности. Эксперты говорят об обратном. Какова ситуация на самом деле?

И.С. На закрытие предприятия нужно потратить массу усилий и времени, не один месяц. За ускорение процедуры нужно заплатить от 3 до 30 тыс. грн. в зависимости от уровня связей бизнесмена и региона, в котором он работает. Легче сдавать пустышки. Поэтому с конца прошлого года предприниматели начали массово увольнять своих наемных работников и отказываться продлевать действие патентов. Патенты на первый квартал 2011 г. в Киеве и области отказались продлить около 30% СПД. В регионах, где обороты торговцев меньше, этот процент еще выше. Правда, многие бизнесмены на свой страх и риск продолжают торговать на рынках, но с 1 апреля за такое нарушение предусмотрены огромные штрафы и конфискация товара, что может окончательно добить малое предпринимательство.

Вы считаете, что власть твердо решила уничтожить малый бизнес?

И.С. Да, такой вывод напрашивается. Налоговый кодекс бьет в основном по малому и среднему предпринимательству, но дает преференции крупному бизнесу, фактически оставляя все льготы зернотрейдерам, нефтетрейдерам и т. п. Деньги крупного бизнеса легче посчитать и проконтролировать. Вполне вероятно, что чиновники хотят перенаправить финансовые потоки, которые сегодня проходят через рыночных торговцев, на крупные розничные сети, оборот и прибыль которых легче проконтролировать. По самым скромным подсчетам, суммарный оборот 3,8 тыс. украинских рынков составляет не менее 100–120 млрд грн. в год. А ведь "упрощенцы" продают товары еще и в отдельных магазинах, торговых центрах. Главные менеджеры страны, похоже, не могут спокойно пройти мимо таких денег.

Какова, на ваш взгляд, альтернатива?

И.С. Нужен нормальный закон "О налогообложении малого бизнеса", который бы установил баланс интересов государства и предпринимателей в размере разрешенного оборота и налога, а также позволил бы в отдельных сферах относить на валовые затраты закупку у них товаров и услуг плательщиками НДС. Обязательно нужно ввести простую процедуру закрытия и открытия предприятий через схему давно обещанного "единого окна". Также мы предлагаем создать на территории крупных оптовых рынков пункты таможенной очистки и сертификации товаров, в которых торговцы смогут растаможить свой товар по декларативным расценкам, получить на него сертификаты качества и оформить в службе защиты прав потребителя информацию о нем.

Правительственный законопроект "О налогообложении малого бизнеса" предполагал, что в 2011 г. малый бизнес дополнительно заплатит в бюджет около 12 млрд грн. Но есть лучший источник наполнения бюджета. Через Совет предпринимателей при ВР мы намерены добиться принятия законов "О социальном статусе рынков" и "Об аренде". Ведь базары — это прежде всего рабочие места. Их территории находятся в долгосрочной аренде или пользовании, а сами рынки полностью построены за деньги самих предпринимателей, которые они платили сверх установленной стоимости аренды и коммунальных платежей. В среднем по стране администрации рынков ежемесячно платят в местные бюджеты около 20 грн. за 1 кв. м общей площади, тогда как с коммерсантов получают 400 грн. за 1 кв. м торговой площади. Это посредники между предпринимателями и бюджетами, по самым скромным прикидкам, имеющие рентабельность в 700–800%. Если снизить арендную плату для торговцев на 20% и обязать их платить сэкономленные средства прямо в бюджет, это дополнительно даст 20–24 млрд грн. в год.

Готовы ли предприниматели продолжать отстаивать свои права?

И.С. В протестах против принятия НК хотя бы один раз приняло участие всего около 1,2% предпринимателей. Частично в этом виноваты организаторы акций, но в основном это социально-психологическая проблема. За редким исключением представители малого бизнеса — это люди от 40 лет и старше. Основа этого класса сформировалась в лихие 90-е годы. Они привыкли не отстаивать свои права, а "решать вопросы", т. е. искать, кому заплатить взятку. Кормить коррупционеров для них дороже, чем митинговать, но привычнее и легче. Даже сегодня многие из них уверены, что им придется заплатить очередную порцию взяток и все вернется на круги своя. Пока они не поймут, что им больше не позволят жить так, как они жили последние 12 лет, и не будут готовы до конца отстаивать свои права законными методами, будущего у них не будет.

    Реклама на dsnews.ua