• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Андрей Пышный. Экс-заместитель секретаря СНБО о преимуществах интеграции в ЗСТ с Евросоюзом

Реклама на dsnews.ua

Андрей Григорьевич, с чем, по-вашему, связано желание России именно сейчас вовлечь Украину в Таможенный союз?

А.П. Вхождение нашей страны в Таможенный союз для Москвы как никогда актуально. Во-первых, активизация Киевом евроинтеграционного процесса чревата для России если не полной, то значительной потерей нашего рынка, а это 46 млн граждан в центре Европы. Сегодня наш импорт из РФ вдвое превышает экспорт туда. Во-вторых, Таможенный союз с Украиной создаст более конкурентные условия работы российского капитала на нашей территории. Тем более, что тарифы в союзе на 92% российские — то есть привычные для их компаний. В-третьих, Кремлю крайне важно заполучить политический контроль над нашей страной путем дальнейшей интеграции в Единое экономическое пространство.

Реакция с украинской стороны говорит о том, что мы согласны на такой сценарий?

А.П. Выглядело, будто мы капитулировали перед лицом угроз, выдвинутых премьером России Владимиром Путиным. Мы впервые услышали от европейских партнеров о кризисе доверия. Подписание соглашения с ЕС об ассоциации перенесено с мая на конец года, а значит, на неопределенную перспективу. Мы потеряли основное и главное преимущество во внешней политике — единство мнений.

Каковы риски вступления в Таможенный союз и зону свободной торговли с ЕС?

А.П. Весь возможный негатив от вступления в ЗСТ с ЕС у нас уже есть — это максимально открытые рынки на условиях ВТО. Преимущества экономической интеграции — это более высокие стандарты ведения бизнеса, это инновации, мощный инвестрынок, жесткая антикоррупционная политика. Это 500 млн потребителей со средним доходом $30 тыс. С ЕС мы перестанем быть сырьевым придатком, можем начать модернизацию. Рынок Таможенного союза — низкотехнологичный. Там процветают те стандарты, которые мы сегодня хотим искоренить. Это инвестиционно дефицитный, не инновационный рынок, где ведутся разговоры о модернизации, но самой модернизации нет. Более того, ТС это и политически недружелюбная структура. Насколько "высокие" отношения между РФ и Беларусью, каждый может оценить сам.

Как нам обойти в переговорах с Евросоюзом вопрос низкого уровня квот на сельскохозяйственную продукцию?

Реклама на dsnews.ua

А.П. Формула сравнительно простая: ЕС привязал квоты на ввоз ряда позиций украинского экспорта к темпам экономического роста страны. Брюссель исповедует такие принципы по отношению ко всем партнерам, с которыми заключает договоры о ЗСТ. Украина хочет заложить в договоре либо растущие, либо сразу завышенные квоты. Не думаю, что это правильно. На переговорах наши интересы нужно отстаивать. Но в вопросе квот, географических названий, других принципиальных для ЕС вопросах, которые не меняются независимо от партнеров, нужно уступить. Это будет важный шаг навстречу, особенно сейчас, когда доверие частично утрачено. Выгоды, которые мы получим, будут все равно выше, чем временные потери. Тем более, наладив сотрудничество и проявив четкое намерение интегрироваться в ЕС, мы будем иметь возможность смягчить условия.

Россияне обещают за членство в ТС скидки на газ, снижение пошлин на нефть. Насколько эти преференции реальны и стоят ли замораживания евроинтеграции?

А.П. $8 млрд, которые обещает нам в качестве скидки "Газпром", — это фантом. Мы уже поменяли такую скидку на 25 лет пребывания в Севастополе Черноморского флота. Кто-то видел ее в своих платежках? Мы вообще дотируем "Газпром" на $2 млрд в год, потому что прокачиваем голубое топливо по цене в два раза ниже, чем в Европе. Так что не надо делать нас счастливыми за наши же деньги. Дайте нам европейскую цену на газ: она сегодня не отличается от "российской" со "скидкой". Будем вести равноправные переговоры.

Что такое формула "3+1", о которой говорил Президент в своем послании?

А.П. Если речь идет об особых условиях присоединения Украины к Таможенному союзу, то нужно будет ломать всю систему — принимать новый кодекс, изменять принципы работы руководящих органов, механизм принятия решений в рамках Таможенного союза и так далее. Если "особенность" в том, что это будет просто зона свободной торговли, без политической интеграции, это понятно. Но если это прикрытие на пути в ЕЭП, это похоронит наши европейские перспективы.

Сторонники Таможенного союза прогнозируют, что россияне будут инвестировать в модернизацию в Украине. Это реально?

А.П. В России сейчас недостаток средств даже для того, чтобы инвестировать в свою экономику. Это инвестиционно дефицитная страна. А инвестиции, которые сегодня заходят в Украину из РФ, имеют четкий политический подтекст. Со вступлением в Таможенный союз он только усилится. Если председателем наблюдательного совета Внешэкономбанка, который владеет Проминвестбанком, является Путин, нетрудно догадаться, откуда будут идти указания по инвестициям.

Может ли Россия свести к минимуму внешнеторговые отношения с нам, если Украина присоединится к ЗСТ с ЕС?

А.П. Думаю, они не позволят себе оставить без дешевых продуктов питания из Украины своих граждан. Кроме того, нельзя забывать, что российские инвесторы уже вложили в нашу страну миллиарды долларов, скупив значительную долю предприятий в промышленности. Кремль не будет ухудшать комфортные условия их работы. Даже из политических соображений.

    Реклама на dsnews.ua