• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Херсонский НПЗ — под прицелом россиян

Реклама на dsnews.ua

Третья по объему добычи российская нефтяная компания "Сургутнефтегаз" заявила о намерениях приобрести 20,2% акций Херсонского нефтеперерабатывающего завода. В настоящее время этот пакет принадлежит казахстанской национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз". В конце прошлого месяца она изъявила желание продать свои акции, на которые сразу нашлись два претендента — ЗАО "Группа Альянс" и ОАО "Роснефть".

До заявления о желании войти в состав акционеров Херсонского НПЗ "Сургутнефтегаз", ежегодно добывающий 44 млн т нефти и 11,1 млрд куб. м газа, был единственной крупной российской нефтекомпанией, не выразившей интереса к рынку Украины, где уже проявились интересы практически всей российской нефтяной элиты: "ЛУКОЙЛа" (Одесский НПЗ и СП "ЛУКОР"), Тюменской нефтяной компании (ЛиНОС), ЮКОСа (Дрогобычский НПЗ и нефтетерминал Феодосии), "Роснефти" и "Альянса" (Херсонский НПЗ), "Славнефти" (до недавних пор арендовавшей одну из установок Кременчугского НПЗ), а также менее известных "Негуснефти", "АрчНефтегазгеологии", "Магмы" и других независимых поставщиков.

Отсутствие интереса "Сургутнефтегаза" к Украине объясняется просто. Перерабатывая более 15 млн т нефти на НПЗ "Кинеф" (г. Кириши Ленинградской обл.) и поставляя крупные партии нефти немецкому НПЗ "Ллойна", компания сосредотачивала свои ресурсы в отдаленном от Украины Балтийском регионе и на северо-западе России. К тому же компания, по сравнению с активными российскими инвесторами украинской нефтепереработки, имела небольшой вес в транзите нефти через Украину, поставляя незначительное количество лишь в Венгрию. Длительное время именно эти факторы оправдывали ее практическое отсутствие на нашем рынке.
Изменения в позиции нефтекомпании относительно Украины проявились в начале этого года, когда во время визита Леонида Кучмы в Западную Сибирь состоялась его встреча с главой "Сургутнефтегаза" Владимиром Богдановым. Во время переговоров стороны обсуждали перспективы сотрудничества в области переработки нефти и газа: г-н Богданов предложил Украине принять участие в строительстве газоперерабатывающих заводов в Западной Сибири, а Украина, очевидно, предложила российскому партнеру не менее выгодные проекты. Так, накануне переговоров успешно заработала первая в истории двух стран модель украинско-российской нефтекомпании — Торговый дом "Украина—Тюмень", который был создан при участии близких к "Сургутнефтегазу" нижневартовских компаний "Нафта-Тюмень" и "Венеко", а также украинских — государственной акционерной компании "Укрресурсы" и нефтяной "ТЭР-Холдинг".

Последняя традиционно входит в число крупных трейдеров Крыма, и ее появление в новой украинско-российской нефтеторговой структуре нельзя назвать случайным. В середине 90-х годов компания владела небольшим пакетом акций Херсонского НПЗ, но впоследствии казахстанские инвесторы завода выкупили ценные бумаги миноритарных акционеров (суммарный пакет акций концерна "Содружество", АТЭК-95, "ТЭР-Холдинг" и "Славутич-нафта" достигал 18–20%). Исходя из того, что неожиданное проявление заинтересованности сургутского нефтяного гиганта к отечественному нефтерынку совпало с прорывом в Тюмень крымского нефтетрейдера, можно прийти к выводу, что идея создания вертикально-интегрированной торговой цепи Тюмень—Херсон—Крым опять показала свою жизнеспособность.

    Реклама на dsnews.ua