• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Россия задушит Европу газом

Реклама на dsnews.ua

В начале октября европейцы начнут получать российский газ по новой трубе — "Северному потоку". Благодаря его открытию Москва вскоре сможет позволить себе укрепить позиции на конкурентных энергетических рынках Старого Света, а в перспективе, если реализация проекта "Южный поток" окажется столь же успешной, сможет привязать к своему сырью всех крупных европейских потребителей. По прогнозам Еврокомиссии, в ближайшее десятилетие ЕС будет увеличивать потребление газа, а значит, свой транзитный потенциал сможет сохранить и Украина. Однако для этого Киеву придется модернизировать газотранспортную инфраструктуру. На чем вполне может сыграть Россия, чтобы заполучить над ней контроль.

На прямой связи

"Северный поток" проложен по дну Балтийского моря, соединяя российский город Выборг с немецким Грайфсвальдом. Несмотря на то что он является одним из самых протяженных подводных газопроводов в мире (1,2 тыс. км), на его укладку ушел всего год: в мае 2011 г. было завершено строительство первой нитки мощностью 27,5 млрд куб. м/год. Уже наполовину готова вторая: после ее ввода в эксплуатацию мощность "Северного потока" удвоится. В том, что этот проект оперативно выйдет на запланированную прокачку в 55 млрд куб. м/год, никто не сомневается, ведь его основным спонсором является "Газпром". Тем не менее в Москве решили не дожидаться выхода своего проекта на полную мощность и уже на прошлой неделе приступили к закачке природного газа в первую нитку. Заполнение ее голубым топливом продлится около месяца, поэтому уже в первых числах октября Германия получит газ напрямую из России. Европейская часть "Северного потока" еще два месяца назад была соединена новой магистралью OPAL, которая подключена к немецкой ГТС. Помимо этого, сейчас немцы строят трубопровод NEL, по которому газ из "Северного потока" сможет поступать в крупнейшее подземное газохранилище Германии "Реден", расположенное на западе страны, а оттуда — во Францию и Нидерланды.

У российско-германского "Северного потока" было много оппонентов, уверявших в экономической нецелесообразности его строительства. Причем их выводы были не безосновательны: в прошлом году совокупные объемы продаж голубого топлива "Газпрома" в Европе составили 148,1 млрд куб. м, что на 3% меньше, чем в 2009 г., и на 13%, чем в 2008 г. Но сокращение потребления европейцами голубого топлива — лишь временная реакция на мировой кризис. Зато в долгосрочной перспективе энергетические аппетиты Евросоюза будут исключительно увеличиваться. Так, если в 2000 г. Европа потребляла 460 млрд куб. м, то уже в 2010 г. она сожгла 530 млрд кубов. По прогнозам Еврокомиссии, к 2020 г. ежегодный спрос на топливо превысит 600 млрд. В рамках борьбы с изменением климата ЕС постоянно ужесточает нормы выбросов парниковых газов. Чтобы выполнять эти задачи, страны — участницы Европейского Союза стимулируют развитие альтернативной энергетики, параллельно наращивая потребление природного газа, который имеет самый низкий уровень выбросов CO2 из всех видов ископаемого топлива. Ярким подтверждением тому является крупнейшая страна Европы — Германия, федеральное правительство которой недавно приняло решение полностью отказаться от атомной энергетики к 2021 г. "Мы понимаем, что отказ от использования Германией атомной энергии потребует новых инвестиций в альтернативные источники энергоснабжения. И в этом смысле тема природного газа, то есть работающих на газе электростанций, для нас является весьма интересной. Объемы газа, которые нам потребуются, растут семимильными шагами", — говорит канцлер Германии Ангела Меркель.

Поэтому планы россиян проложить параллельно с "Северным потоком" еще один крупный трубопровод — "Южный поток" (мощностью 63 млрд куб. м/год) выглядят вполне логично. По нему "Газпром" сможет поставлять собственное голубое топливо через Черное море в Болгарию, а оттуда — в Центр и Юг Европы: в Венгрию, Австрию и Италию. Тем самым Москва в будущем не только удовлетворит растущий спрос европейцев на газ, но и решит ряд стратегических задач. Во-первых, реализация столь масштабных проектов отвлекает внимание и деньги европейцев от участия в альтернативных энергетических проектах (например, прямого соперника "Южного потока" — Nabucco, рассчитанного на прокачку в Европу ресурсов из Азербайджана и Туркменистана). Во-вторых, тем самым Белокаменная привязывает к своему ресурсу крупнейшие страны — потребители газа в Европе. Показательный пример такого вовлечения: в строительство "Северного потока" немецкие компании Wintershall Holding, E.ON Ruhrgas, а также французская GDF Suez S.A. и нидерландская N.V. Nederlandse Gasunie вложили в общей сложности более 4 млрд евро, и каждая из них заинтересована в том, чтобы эти инвестиции окупились как можно быстрее. Это возможно только при условии максимальной загрузки этого трубопровода, поэтому немецко-французско-нидерландский консорциум сосредоточится на распределении российского голубого топлива в своих странах. Тем самым "Газпром" добился того, что в Западной Европе его топливо будет востребовано даже несмотря на наличие более дешевого спотового газа, который продается на краткосрочных условиях.

Украинский взнос

Москва привлекает к масштабному строительству "Северного" и "Южного потоков" европейские корпорации не только из-за неспособности самостоятельно профинансировать столь масштабные проекты. Полгода назад в ЕС вступил в силу "Третий энергетический пакет", в котором выписан план мероприятий по либерализации рынка газа. Он, в частности, предполагает отказ европейцев от продления долгосрочных контрактов на поставку голубого топлива с "Газпромом". Но российского монополиста этот документ уже почти не пугает, поскольку многомиллиардные инвестиции стран еврозоны в запитанные на российский газ трубопроводы — лучшая гарантия сбыта энергоресурса.

Реклама на dsnews.ua

Причем России легче всего уговорить Европейский Союз вкладывать свои средства в совместное строительство альтернативных трубопроводов в периоды "газовой войны" между Москвой и Киевом. Ведь подобного рода противоречия лишний раз показывают нервным западным партнерам, что прокладка труб в обход традиционных (но тем не менее малонадежных) транзитеров позволяет обезопасить себя от возможных перебоев с поставками голубого топлива. Так, например, в начале сентября премьер Николай Азаров заявил о готовности инициировать в международном суде расторжение долгосрочных договоров между НАК "Нафтогаз України" и "Газпромом", а уже через несколько дней французская EDF, немецкая BASF и итальянская Eni дали согласие россиянам на подписание акционерного соглашения по строительству "Южного потока". Агитация европейских компаний к газотранспортному сотрудничеству с россиянами ведется на самом высоком уровне. На прошлой неделе российский премьер Владимир Путин заявил, что наша страна злоупотребляет положением основного поставщика российского топлива в Европу. "Украина — наш давний, традиционный партнер, но, как у любой транзитной страны, всегда есть искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь, после запуска нашего "Северного потока", этот эксклюзив исчезает, и наши отношения будут приобретать все более цивилизованный характер", — сказал г-н Путин.

При этом Владимир Владимирович тактично предпочел умолчать о том, что "Северный" и "Южный потоки" заработают на полную мощность (118 млрд куб. м/год) только к 2016–2018 гг. К тому времени объемы потребления голубого топлива Европой существенно возрастут, тем самым "съев" эти трубопроводные мощности. Это означает, что Украина легко сохранит свои объемы газового транзита на нынешнем уровне — 100 млрд куб. м в год. Полгода назад это подтвердил и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Он сообщил, что "поставки газа по "Северному потоку" будут осуществляться по новым контрактам". Другое дело, что реальная пропускная способность отечественных магистральных газопроводов день ото дня снижается, поскольку у Украины нет средств на их полноценную модернизацию. В Европе уже неоднократно заявляли о готовности профинансировать реанимацию нашей ГТС, при этом не скрывая, что окончательное решение зависит от наличия в ней газа. Иными словами, сейчас вопрос привлечения денег от европейских инвесторов полностью зависит от владельца энергоресурса — России. В Москве это прекрасно осознают. И поэтому пытаются за счет своих нынешних успехов в строительстве межгосударственных потоков максимально нивелировать роль Украины как основной европейской страны-транзитера. С этой точки зрения планы Киева в обозримом будущем выручить от приватизации транспортирующей и добычной компаний, создающихся в рамках нынешней реорганизации "Нафтогаза", минимум $10 млрд выглядят сверхоптимистично.

    Реклама на dsnews.ua