• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Спаситель Европы

Реклама на dsnews.ua

Западные спекулянты на прошлой неделе снова разыграли "греческую карту". Распространяя слухи о дефолте Афин и выходе Греции из еврозоны, они смогли за считанные дни сначала обвалить фондовые котировки на европейских рынках и курс евро, а потом также быстро вернуть их в исходное положение. Если во время последнего обвала рынков ЕС в августе 2011 г., эксперты объясняли происходящее новой волной долгового кризиса, то теперь всерьез заговорили о начале масштабного банковского коллапса

Кризис недоверия

Повод для новых слухов о дефолте Греции в начале прошлой недели дал директор Еврокомиссии по экономике Марко Бутти, заявивший, что реструктуризация греческих долгов, на которой настаивали власти ЕС — это лишь иллюзия. И вскоре долговой кризис распространится на всю зону евро. Этот спич тут же подхватили всей Европе. А глава правительства Нидерландов Марк Рюгге и вовсе потребовал выставить Грецию из еврозоны: чиновники ратовали за возврат Афин к драхме, которой греки пользовались более 170 лет и от которой отказались, перейдя в 2001 г. на евровалюту. Фондовые и валютные биржи по всему миру молниеносно отреагировали на эти выступления. Больше всего пострадал курс евровалюты: он рухнул с $1,3656/евро до $1,32/евро. А также европейские фондовые рынки. За одни торги 12 сентября основной биржевой индекс Франции CAC 40 потерял 5,09%, немецкий DAX — 4,01%, британский FTSE 100 — 2,6%. Меньше досталось США — индекс Dow Jones просел лишь на 1% и азиатским площадкам — китайский Shanghai Composite упал лишь на 1,4%.

Инвесторы сбрасывали не только еврооблигации греческого правительства и компаний, но и главных кредиторов Греции. Здесь на первом месте французские банки, которым греки должны 56,7 млрд. евро, на втором — немецкие (34 млрд. евро) и третьем — британские (14,1 млрд. грн.). Главным пострадавшим стала большая французская тройка: акции BNP Paribas рухнули сразу на 11% (владеет в нашей стране 99,9% акций УкрСиббанка), Societe Generale — на 8,5% (98% акций банка "Профессионального финансирования"), Credit Agricole — на 9,6% (99,9% акций Креди Агриколь Банка). Причем по банкам прошлись не только фондовики. 14 сентября международное рейтинговое агентство Moodys понизило на одну ступень рейтинги по долговым обязательствам и депозитам банков Societe Generale и Credit Agricole: соответственно, с "Aa2" до "Aa3" и с "Aa1" до "Aa2".

Сильный удар фондовики нанесли и итальянским финучреждениям: 12 сентября акции банка UniCredit обвалились на 5,8% (владеет в Украине 69,1% акций Укрсоцбанка), а Intesa Sanpaolo — на 4,4% (принадлежит 100% акций Правэкс-Банка). В этом случае главную роль сыграла уже не "греческая" паника, а ажиотаж вокруг долговых проблем самой Италии. Он пошел на спад только после того, как 15 сентября итальянский парламент проголосовала за глобальную программу экономии, которая позволит сэкономить в 2011-2015 гг. сразу 54,2 млрд. евро. Финансовая ситуация на Апеннинах сегодня практически не отличается от положения Афин в середине 2010 г., когда они были в шаге от дефолта и обратились за помощью к Евросоюзу и МВФ. Госдолг Италии достиг 120% ВВП (1,9 трлн. евро), а доходность его облигаций достигла 7%.

Обвал банковских акций вылился в новый кризис — кризис доверия. На волоске от серьезных финансовых проблем (в случае дефолта Греции) оказались не крохотные финучреждения, а одни из крупнейших банков Европы и мира. Вдруг стало ясно: если коллеги не могут доверять им, то, что уж говорить обо всех остальных финансовых структурах. Банки один за другим начали сворачивать торговлю ресурсами, и закрывать лимиты друг на друга. На мировом рынке воцарился глобальный ресурсный дефицит, который, как известно чреват самым страшным — задержками клиентских платежей. Дошло до того, что регуляторам пришлось проводить в экстренном режиме кредитные аукционы. Свои усилия объединили пять центробанков мира: ЕЦБ, Федеральная резервная система США, ЦБ Великобритании, Японии и Швейцарии. "Они готовы предоставлять ликвидность в любой валюте, которая необходима финучреждениям. Однако решит ли это греческие долговые проблемы или проблемы потери активов в случае дефолта Греции? Нет, конечно", — прокомментировал усилия регуляторов экономист швейцарского банка UBS Пол Донован. "ЕЦБ делает все, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. Он увидел стресс на рынках, и гасит его", — дополнил его стратег немецкого Commerzbank AG Бенжамин Шредер.

Германию решили не ждать

Реклама на dsnews.ua

Кредитование банков — временная мера, решающая локальную проблему. Это понимали и в ЕЦБ, и в правительствах европейских стран. Поэтому-то на протяжении прошлой недели чиновники и финансисты Старого Света собирались сразу несколько раз: самым продолжительным стало совещание 16-17 сентября совета министров экономики и финансов стран ЕС (Экофина) в польском городе Вроцлав. Чиновники пытались договориться о рефинансировании долгов проблемных стран ЕС: Греции, Италии, Испании, Ирландии и Португалии. Однако единогласной поддержки не получил ни один из сценариев: ни увеличение объема стабилизационного фонда ЕС (составляет 440 млрд. евро), ни выкуп по договоренности новых эмиссий еврооблигации "проблемной четверки", ни выпуск единых европейских облигаций.

Наиболее активно европейские чиновники лоббировали последний механизм — размещение единых еврооблигаций еврозоны. Он считается наименее болезненным для экономики ЕС и наиболее оперативным, однако имеет сильного противника, на котором сегодня держится экономика Европы — Германию. "Идея ввести евробонды совершенно ошибочна. Чтобы добиться общих ставок для всех стран еврозоны, нужно создать единый уровень конкурентоспособности и схожие параметры госбюджетов. Этого не произойдет, если начать коллективизацию долгов", — продолжала настаивать на своей позиции канцлер ФРГ Ангела Меркель. Средняя доходность еврооблигаций ее страны сегодня составляет 1,8-2,1% годовых, в то время как Италии — уже 7%, а Греции и вовсе 20% годовых. Средним же может оказаться уровень 4-7% годовых. По разным оценкам, осуществляя заимствования в коалиции со своими соседями по еврозоне, Германия будет вынуждена ежегодно тратить на обслуживание долгов 45-47 млрд. евро.

Впрочем, шансы уговорить г-жу Меркель на выпуск общеевропейских облигаций кажутся призрачными лишь на первый взгляд. В последнее время у президента Франции Николя Саркози, лоббирующего эту идею вместе с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, появился еще один активный союзник, причем, в самой Германии — Deutsche Bank. По слухам, его руководство является представителем всего немецкого банковского лобби, которое очень не заинтересовано в дефолте Афин и крахе греческой экономики, которая за ним обязательно последует. Немецкие банки — второй крупнейший кредитор Греции: им балканское государство должно совокупно около 34 млрд.

Еще более реальной договоренность по общим евробондам показалась после того, как 14 сентября стало известно о размещении первых еврооблигации Еврокомиссией. Их тут же назвали прототипом будущих бондов еврозоны. В официальном же сообщении ЕК говорилось, что размещение происходило по "временному механизму финансовой стабильности", его объем составил 5 млрд. евро, ставка — 2,75% годовых. Полученные средства будут направлены в виде финансовой помощи Португалии.

Коварная Азия

Этой новости, а также обещаний участников Экофина принять программу по стабилизации экономики проблемных стран ЕС, в конце прошлой недели оказалось достаточно для стабилизации ситуации на финансовых площадках. Акции крупнейших банков Франции и Германии завершили торги 15 сентября уверенным ростом — на 5-11%, отыграв часть потерь предыдущих торговых дней: бумаги французских BNP Paribas и Credit Agricole поднялись на 13,38% и 5,88%, сооветственно, а немецких Deutsche Bank и Commerzbank — на 5,87% и 7,01%. Курс евро вырос с $1,32/евро до $1,3783/евро. Такой рост, несомненно, может оказаться временным: если глобальная программа по разрешению долгового кризиса в Европе не будет принята в ближайшее время. Правда, на этот случай у ЕС есть запасной, хотя и не очень желанный вариант: прибегнуть к помощи азиатских инвесторов, в частности, Китая. Поднебесная предложила ее на прошлой неделе. "Китай готов протянуть руку помощи, и уже начал постепенно инвестировать в ЕС", — заявил премьер-министр КНР Вэнь Цзябао.

На текущий момент Пекин обладает крупнейшими в мире золотовалютными резервами: они оцениваются в $3,2 трлн. Азиаты могут практически в одночасье решить европейские проблемы: скупка облигаций проблемных стран будет осуществляться, скорее всего, через китайскую госкорпорацию China Investment Corporation, активы которой сейчас достигают $400 млрд. Однако, в ответ Старому Свету придется пойти на ряд уступок, главная из которых — это официальное присвоение Китаю статуса страны с рыночной экономикой. В КНР уверены, что это снизит уязвимость страны в антидемпинговых спорах по всему миру. Не исключены также и политические уступки, касающиеся защиты прав человека в Китае. Все это делает выбор европейцев еще сложнее. Однако, как бы то ни было, в самое ближайшее им придется решать: договориться между собой в ЕС или оказаться "под каблуком" коварных и непредсказуемых азиатов.

    Реклама на dsnews.ua