• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Николай Фридман: "С безопасностью атомных станций шутить нельзя"

Реклама на dsnews.ua

Компания "Энергоатом" сменила шефа, и Сергей Тулуб сейчас усиленно готовится к экзаменам, которые периодически сдают не только руководители атомной отрасли, но и обычные специалисты. Тем временем у самого "Энергоатома" проблем хватает. Пока еще окончательно не решен вопрос достройки энергоблоков на Ривненской и Хмельницкой АЭС, а на горизонте уже маячит окончание гарантийного срока эксплуатации некоторых станций. А тут еще и доходы атомщикам хотят административно обрезать, поскольку прибыльность отрасли по итогам прошлого года была почти рекордной. Детали этих проблем в интервью "ДС" раскрывает вице-президент НАЭК "Энергоатом" Николай Фридман.

На каком этапе сейчас находится дискуссия об изменениях пропорций в тарифе электроэнергии в пользу облэнерго? Согласились ли атомщики с предложением Минтопэнерго снизить отпускную цену?
— Мы не согласны. Сейчас в НКРЭ вокруг этого вопроса действительно идет дискуссия, готовится обоснование. Но мы будем стоять на своей позиции. Для того чтобы выполнять программу повышения безопасности АЭС, решать другие проблемы, нам нужен именно этот тариф, и даже больше. С безопасностью атомных станций шутить нельзя. Меньший тариф нас не уcтроит.

Что вы можете сказать относительно подписанного в Харькове договора с Россией о предоставлении кредита на $44 млн для достройки блоков Ривненской и Хмельницкой АЭС? Насколько весома эта сумма для завершения строительства?
— 44 миллиона на достройку блоков — это слишком мало. Речь идет лишь о недостающем оборудовании, которое необходимо для строительства. Уже составлен его перечень. А денег нужно значительно больше. Сейчас готовятся технико-экономические расчеты. Министерство экономики над этим работает, и потом решение выйдет в виде постановления Кабинета Министров.

Это означает, что за дополнительными деньгами Украина снова будет обращаться к западным заемщикам?
— С Евробанком и Евросоюзом мы продолжаем переговоры. Думаю, они примут участие в проекте, наша компания на этом будет настаивать.

"Энергоатом" подписал с "Росэнергоатомом" договор о сотрудничестве в вопросах продления гарантийного срока эксплуатации блоков атомных станций. Насколько остро стоит эта проблема для нашей страны?
— Эта проблема сейчас очень актуальна. В Украине мы ею только начали заниматься. В России такой опыт уже есть, работу одного из блоков в этом году они продлили на 10 лет. Наша программа-минимум тоже предусматривает продление гарантийного срока работы блоков на 10 лет. Программа-максимум — это 15–20 лет. Но это очень сложно, и в основном проблемы касаются корпуса реактора. Ведутся исследования с привлечением и наших специалистов, и российских. Будет здесь использован и опыт МАГАТЭ, и Ассоциации операторов атомных станций.

Когда заканчивается срок эксплуатации украинских станций?
— Через девять лет мы будем останавливать первый блок Ривненской АЭС. Поэтому буквально за пять лет мы должны подготовить программу и провести все необходимые работы, чтобы обоснованно продлить срок работы первого, потом второго ривненских блоков, а затем и всех остальных — программа должна набирать ход и развиваться.

Это означает, что останавливать свои энергоблоки в будущем Украина не собирается?
— Вопрос безопасности для нас — на первом месте. Если с металлом корпуса блоков будут какие-то проблемы, то продлевать ресурс просто нереально. Но мы уже изучили вопрос. У нас есть предварительные результаты, они положительные.

Реклама на dsnews.ua

Какие изменения произошли в "Энергоатоме" с приходом нового президента компании?
— В общем-то, особых изменений нет. С приходом нового руководства никаких серьезных кадровых перестановок пока не было.

К сожалению, очень мало информации о готовящемся экзамене для нового президента компании. Он сдает его, потому что пришел из другой отрасли?
— Нет, экзамены у нас сдают все руководители компании, директора станций, их заместители, инженеры и другие специалисты. Сейчас президент готовится к экзаменам, которые будут в этом месяце.

Расскажите немного о самих экзаменах, как это выглядит?
— Процедура очень сложная и ответственная. Экзамены принимают представители Минтопэнерго в присутствии Инспекции по надзору в атомной энергетике. Возглавляет экзаменационную комиссию министр. Так что экзамены сдать сложно. Не все их сдают.

Известно, что Сергей Тулуб пришел из угольной отрасли. Как вы считаете, ему будет сложно?
— Если взять человека с другого направления, то сдать экзамен, конечно, нереально. Но он все-таки работал министром топлива и энергетики. А правила во многом общие для всей отрасли. Тем более, он ведь доктор наук. Поэтому, думаю, он подготовится и сдаст.

    Реклама на dsnews.ua